Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 26 (1271)
17.07.2015
НОВОСТИ
События
Дела и люди
Память
Правопорядок
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Футбол
Культура
Вернисаж
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 26 (1271), 17.07.2015

"ПОЧУВСТВОВАЛИ СЕБЯ
ЧУТЬ-ЧУТЬ БОГАМИ"

В 1960-80-х годах в Одессе насчитывалось более 20 любительских театров. Для них даже проводили фестиваль "Театральная весна". Нынче из тех многочисленных коллективов остался один. А именно - театр "Встреча", созданный без малого тридцать лет назад режиссером Виктором Рыбченко. За эти годы театру не раз приходилось менять адреса (сейчас он базируется в Доме медработников, на Греческой, 20), но работа не останавливалась ни на один день. Уход из жизни создателя театра только сцементировал студийцев. Эстафету учителя подхватил Николай Данилюк, и весьма успешно. Его постановка "ДНК" (по мотивам пьесы Александра Югова "Птицы") имела успех сразу на двух международных фестивалях.

Из литовской столицы, где проходил фестиваль любительских театров "Вильнюсская рампа-2015", одесситы привезли две награды: Галу Реут отметили "За лучшую роль второго плана", а Екатерину Деревянкину - за лучшие костюмы.

Буквально вслед за этим театр отправился в Николаев на фестиваль "Южные маски", где тоже получил два диплома: за лучший экспериментальный спектакль и за лучшее художественное оформление.

Понятно, что мы не могли обойти вниманием эти успехи и отправились в Дом медработников...

- Зачем нужны фестивали? - переспрашивает Николай Данилюк. - Себя показать, других посмотреть, услышать оценку нашей работы - от профессионалов и зрителей, которые нас видят впервые.

Директор театра Наталья Тютюник достает дипломы. Обращаем внимание, что на обоих фестивалях было высоко оценено оформление спектакля "ДНК".

- Многие коллективы были без оформления: приехали, сыграли, уехали. Без особых декораций, костюмов, - говорит Наталья. - Мы же привезли полноценный спектакль.

Кроме наград, из Вильнюса одесситы вернулись с хорошим настроением. По их словам, на фестивале было много веселья, импровизации. Тон был задан на открытии, где каждый театр показывал "визитку" в виде "капустника". Наши актеры отличились тем, что в финале своего выступления заставили весь зал подпевать одесскому гимну...

Из других впечатлений особенно запомнился мастер-класс, который провела режиссер Вильнюсского театра "Арлекин".

- Это театр клоунады, - рассказывает Наталья Тютюник. - Так что было интересно всем участникам. Особенно, когда получали задания. Четвертый день общения с коллегами - и тут мы гавкаем друг на друга, ползаем, почти за ноги кусаем, за уши дергаем.

Но как не посмотреть спектакли других участников?! Выступлениями коллег актеры "Встречи" остались довольны.

- Уровень театров был хороший, - считает Н. Данилюк. - Что характерно: все разные - по выбору репертуара, по стилистике. Нам, да и многим, понравилось выступление Минского театра "САТРАП". Они показывали спектакль "Сиротливый Запад". Пьеса жесткая. Герои - два брата, причем один из них убил папу своего.

Здесь рассказ режиссера подхватывают остальные.

- Отстрелил ему полголовы.

- Отомстил за детские обиды.

- Потому что тот плохо отозвался о его прическе.

- Интересно было наблюдать за актерами, - продолжает рассказ руководитель "Встречи". - Ощущалась у них очень сильная энергия, которая не терялась в мизансценах, в режиссерских придумках.

Но сравнивать пришлось не только творческие достижения. Одесский театр был в Вильнюсе практически единственным, приехавшим за "свои кровные". Остальным участникам так или иначе помогают.

Так, из Белоруссии приехал студенческий театр технического университета: его уже сорок лет поддерживает вуз. Были коллективы, где руководители и художники находятся на ставке в местном, по-нашему, управлении культуры. Красноречивая деталь: в некоторых коллективах собирали чеки или билеты - для отчета. У наших, увы, такой необходимости не было...

Впрочем, к этой теме нам еще предстояло вернуться, а пока продолжили разговор о поездке в Николаев.

Тут впечатления были более сложными. Спектакли шли весь день, и полный зал собирался только на вечерние представления. Одесситы же выступали днем.

Зато сцена Николаевского русского театра, где проходил фестиваль, актерам очень понравилась. Да и зал реагировал отменно. Аплодировали даже в середине спектакля. Чем-то наш театр зрителей задел.

- Одна из главных мыслей (ее произносит главный герой) - "Все, что происходит со мной, уже на свете было", - размышляет Н. Данилюк. - Эта цепочка повторяемостей понятна и очевидна. И когда мы начинали работать над спектаклем, то пытались понять, что же происходит с человеком в то время, когда меняется мир. Меняются ли его эмоциональное состояние, душа? И мы - театр - говорим: да, меняется духовность человека.

В Николаеве обсуждали сразу все спектакли, которые шли в тот день. Как вспоминает Н. Данилюк, предыдущие постановки жюри просто "раскатало". Но когда дошло дело до "ДНК", один из членов жюри сказал: "Я ваш спектакль понимаю". А другой вообще сделал комплимент: "Я бы сам с удовольствием поучаствовал в таком представлении".

- Самое приятное, что на этих фестивалях мы находились в своей среде, - говорит Татьяна Бербат. - У нас, в Одессе, любительский театр - это немножко стыдно. А вот Вильнюсский фестиваль провела Ассоциация любительских театров. Там считается, что аматорский коллектив - это нормальная культурная единица. Есть профессионалы - это для них работа, а есть любители - тоже часть культуры. В Одессе это недооценено. Потому, когда мы приехали туда, где это развито, мы просто расцвели.

- Почувствовали себя чуть-чуть богами, - пошутил один из актеров.

Жаль только, что "богами" наши аматоры могут почувствовать себя только за пределами своего города.

Оксана СИТИНСКАЯ,
Андрей ТИШКОВ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.