Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!
Номер 19 (1412), 8.06.2018
МАРАТ ГЕЛЬМАН: "МУЗЕЙЩИК - ХУДОЖНИК ХХI ВЕКА"
Одесситов порадовала открытая лекция Марата Гельмана "Что будет с музеями в ХХI веке?", состоявшаяся в Зеленом театре.
Вход на эту встречу был свободным, и слушателей пришло около пятисот. Марат Гельман - публициcт, коллекционер, куратор самых известных и скандальных выставок современного искусства на пространстве СНГ (Йозефа Бойса, Энди Уорхола, проекта "Новые деньги" и других). Его опыт поистине бесценен, авторитет непререкаем, и неудивительно, что одесситы захотели узнать, поддерживает ли мэтр назначение известного и скандального художника Александра Ройтбурда на должность директора Одесского Художественного музея.
- Даже если Ройтбурд ничего не будет делать, а будет лишь царить - это уже лучше, чем любой менеджер для этого музея, - сказал Марат Гельман. - Потому что музей не должен жить в вакууме, а должен все время быть в системе коммуникаций. Директор музея - это как главный режиссер, а не завхоз или администратор. До того, как мы будем говорить о его менеджерских качествах для музея, учтем, что такой манящий экстравагант - это большой плюс. Да, наверное, он хуже управляет, чем специально обученные люди, но он компенсирует это страстью. То, что менеджер сделает за час, Ройтбурд сделает за четыре, но потратит эти четыре часа на дело. Я его спросил: "Сколько времени ты тратишь на музей?" Он ответил: "Все". Я отдавал музею два дня в неделю, а он тратит все свое время.
Вопрос только один: как долго он готов этим заниматься? Художник - это же такая судьба, которая очень сильно тебя балует: ты не просыпаешься рано, занимаешься только тем, что нравится, и никогда тем, что не нравится. И он все время так жил, а теперь он должен отвечать на письма этих депутатов. Вряд ли ему это нравится. Вопрос в его личной голове: насколько игра стоит свеч. Я бы посоветовал стимулировать его похвалой. Потому что художник привык к такой мотивации. В какой-то момент он найдет причину, чтобы уйти из музея, но важно, чтобы это не произошло через год. Необходимо хотя бы три-четыре года, чтобы запустить процесс обновления. Кстати, если я увижу, что музей выбирается из нынешнего положения, я сделаю щедрый подарок. Но пока не будем торопиться.
- Это не грязная, это прекрасная работа, - прокомментировал Гельман поток абсурдных обвинений, обрушившихся на Ройтбурда в период назначения. - Просто это другой вид деятельности. И у Саши есть социальный темперамент - он всегда пытался что-то делать, кроме создания картин. Я его успокаивал, когда была вся эта буча. Саша сильно переживал, а я думал: вот человек как близко к сердцу принимает, что ему не дадут взвалить на себя столько работы. Отговаривать считаю неправильным. Это могло ведь и на него как на художника негативно повлиять. Ведь в нем есть социальный темперамент, а в творчестве его этого нет. Это значит, что он где-то этот темперамент сублимирует. Так, либо начнется конфликт в творчестве, либо начнется политическое искусство, что несвойственно ему. А он нашел выход своей энергии здесь. А музейщик - это ведь тоже художник. ХХI век любую профессию приближает к работе художников.
- Художник - это профессионал по производству никому не нужных вещей и приданию этому смысла, - резюмировал лектор. - Если роботы будут делать всю работу, то художественное мышление позволит человеку создавать ненужное и придать этому смысл. И это уникальная ситуация. Взять того же Пикассо - он же вдвое дороже, чем "Газпром". Где-то в 270 миллиардов оцениваются все его работы. То есть он создал вещи, которые никому не нужны, не имеют прагматической ценности, и это есть магия творчества. И сразу вокруг ненужного продукта запускается процесс маркетинга, который запускает экономику.