+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 15 (1455), 25.04.2019 ФАРФОР, ГРАВЮРЫ И ЖИВОПИСЬДо конца мая Музей западного и восточного искусства (Пушкинская, 9) представляет в Черном зале главный проект года, экспозицию "Ода к радости. Выставка искусства Германии XVI-XX веков из коллекции Одесского музея западного и восточного искусства". Как рассказала куратор выставки, заместитель директора по научной работе ОМЗВИ Ирина Глебова, 70 процентов выставленных экспонатов впервые показаны публике. В отдельных витринах представлены мейсенский и берлинский фарфор, а также редкие книги с иллюстрациями в виде гравюр, обычно хранящиеся в музейной библиотеке. - В фондах сосредоточено главное богатство музея. И наша коллекция западноевропейского искусства достойна самого пристального внимания. Другое дело, что многие мастера, известные при жизни, после смерти оказались забыты. Но, отмечая 200-летие со дня рождения или 110-летие со дня смерти, немецкие искусствоведы обратили внимание на забытые имена. Стали публиковать статьи, исследования, которые расширили наши представления об этих авторах. Прежде чем была сформирована эта выставка, мы изучили каждую работу. Проследили ее историю, определяли, порой, расшифровывали имена, восстанавливали подписи, сюжеты, проводили аналогии. Когда мы увидели, как выстраивается эта выставка и какой посыл она несет, просветленный, позитивный, радостный, мы вспомнили о поэтическом произведении Фридриха Шиллера, оде "К радости", музыку на которую написал великий Людвиг ван Бетховен, включив ее в Девятую симфонию. Гравированный портрет поэта Шиллера стал лицом этой экспозиции и логотипом выставки, - отметила куратор. В постоянной экспозиции ОМЗВИ давно присутствует картина "Свет" Габриэля Макса (другое название - "В катакомбах"). Есть произведения неизвестных авторов, есть те, которые музейщикам не сразу, но удалось атрибутировать. Заместитель директора ОМЗВИ Екатерина Михейцева выразила благодарность одесскому графику Виталию Парастюку за рамы для картин, а также гражданской платформе "Одесситы вместе" за поддержку в целом. Так подробные аннотации получили картины таких авторов, как Ойген Дюккер, Андреас Ахенбах, Карл Штульмюллер, братья Франц и Иоганн Рипенгаузены (степень участия каждого в написании того или иного полотна сложно установить), Карл Блехен и другие. В прошлом веке из собрания Эрмитажа поступила в наш музей в очень плохом состоянии "Сцена в кабачке" Фридриха Эмиля Клейна (1841-1921). Писарь читает за столом некую важную бумагу, грустно внимает новости измазанный в саже трубочист, аппетитная служанка вызывает недовольство трактирщика, так как ее тайком обнимает щеголь... Всю эту честную компанию до мельчайших деталей "умыли" и обновили специалисты Одесского филиала Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины. А вот ботанический комплимент девушке Юлиуса Верта: гладиолус намекает на преданность даме, анютины глазки служат комплиментом ее красоте, фуксия символизирует одиночество. Смысл очевиден, это предложение руки и сердца, нарисованное в альбоме юной девицы. Идиллические пейзажи с хорошенькими домиками, напоминающими пряничные, портреты царственных особ и неизвестных личностей, натюрморты с белочками и дятлами - чего тут только нет. Подробная. Почти фотографически точная манера письма в немецком искусстве весьма ценилась, а вот авторской манеры не требовалось - в угоду рынку многие мастера писали в духе Рембрандта, что никак не умаляет их заслуг. Обо всем этом и о многом другом на кураторских экскурсиях, которые проводятся каждую субботу с 11.00, расскажут искусствоведы Ирина Глебова и Татьяна Балановская. Фото Александра СИНЕЛЬНИКОВА: Материалы полосы подготовила Виолетта СКЛЯР.
|
|
|||||||||||||||||
|