Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 10 (1542)
15.04.2021
НОВОСТИ
Экономика
Здоровье
История
Вокруг Света
Культура
Спорт
Мяч в игре
Повесть
Официально
12-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 10 (1542), 15.04.2021

У ТРУБАДУРОВ БЫЛ ТАКОЙ ОБЫЧАЙ...

Нормы этикета отражают нравы своего времени. Давайте посмотрим, как они поменялись за последние 500 лет.

Гигиена и чистота

Современные люди, по крайней мере большая часть из нас, знают, что мыться надо каждый день, равно как и менять одежду. Однако в Средние века и вплоть до начала ХХ века считалось, что банные процедуры вредны — они якобы раскрывают поры, через которые в организм проникают болезни. Другая причина отказа от контакта с водой — намеренное отрешение от земных радостей — была особенно распространена в фанатичных религиозных кругах Средневековья. Некоторые монахи и блаженные гордились, что умывались только дождем, а ноги их касались воды, лишь когда они переходили реку вброд.


Побочным эффектом такой нелюбви к чистоте были многочисленные насекомые, населявшие головы и одежды людей. У трубадуров даже был романтичный обычай пересаживать вшей со своего тела на любимую даму, чтобы в них "смешалась кровь". А гнид любовно называли "божьими жемчужинами".

На картинах эпохи Возрождения часто дамы изображены с маленькими зверьками: хорьками, горностаями, а позже и собачками. Эта любовь к животным носит очень практичный характер. Температура тела у них выше, чем у человека, поэтому они служили своего рода приманкой для блох, которые перескакивали с людей.

С дискомфортом от укусов насекомых справлялись специальными палочками-чесалками, которые крепились к поясу или вееру. Существовала целая индустрия производства этих палочек. Их украшали драгоценными камнями и делали из дорогих пород дерева и металлов.

Мода XVII-XVIII веков требовала от дам плотного грима, под которым зрели акне. Чтобы дополнить "красоту" и стать совсем неотразимой, прыщи прятались под "мушками", а вместо своих бровей носились накладные из мышиных и соболиных шкурок. Отсюда и выражение "соболиные брови", то есть роскошные, густые. Только вряд ли мы бы нашли красивыми настоящие соболиные брови, если бы повстречали их на улице.

Мода и дресс-код

Сегодня мы можем целый день проходить в одной и той же одежде, а старые правила этикета гласили, что для каждого действия и выхода должен быть свой наряд: платье для прогулок, для обеда, утренний наряд, вечерний гарнитур. На обед нельзя было выйти в том же, в чем на завтрак, а к ужину полагался фрак. Замена его на смокинг в начале ХХ века вызвала бурю возмущения в аристократических кругах, но время и стремление к простоте взяли свое.


Сегодня же одно упоминание о дресс-коде вызывает у обычного человека внутренний трепет и сопротивление. Это, скорее всего, проявление страха и неуверенности в том, что хватит знаний и умений выбрать достойную одежду, чтобы соблюсти дресс-код. Интерес к этикету и растущее количество публикаций на эту тему помогают получить недостающие знания. Традиция возрождается, и в ближайшие годы нас может ждать рост количества мероприятий, где люди будут одеты в соответствии с заявленным кодом.

Правила хорошего тона еще до начала ХХ века запрещали дамам появляться на улице с непокрытой головой. В книге о правилах поведения молодых девиц XIX века говорится, что поправлять ленты на шляпе на улице неприлично. Это правило можно сравнить с современным запретом на нанесение макияжа в общественных местах; такая процедура интимная и требует уединения.

Мода на шляпы менялась с каждым сезоном. Для их хранения использовались специальные круглые коробки, которые можно увидеть в фильмах о старых временах. Иметь большое количество шляп считалось верхом стиля. Поэтому дамы шли на ухищрения — по-разному украшали одну и ту же основу. В каждом приличном городе была мастерская шляп, где работали модистки. Коко Шанель как раз начинала свой путь на модный олимп с этой профессии.

Сейчас дамы почти не носят этот аксессуар. В шляпе неудобно ездить в общественном транспорте. Это поняли еще в начале ХХ века, когда в Москве вышло постановление о запрете дамам в шляпах заходить в трамваи. Это было вызвано и нормами безопасности — часто эти головные уборы были утыканы длинными булавками, торчащими из-под перьев и цветов, которыми были украшены поля.

Сегодня в шляпе неудобно ездить в машине, ее некуда деть, когда мы заходим в помещение, потому что гардеробщицы часто отказываются брать их на хранение.

Носить брюки тогда тоже считалось моветоном. Поэтому мода на велосипеды была воспринята обществом в штыки. Широкие шаровары с юбкой до колен впервые надела Амалия Блумер — борец за права женщин. С тех пор такая одежда для езды на велосипеде называлась блумеры.

Первая мировая война смягчила нравы в отношении брюк — дамам было неудобно в широких юбках помогать мужчинам и ухаживать за больными. Им разрешили более удобную одежду, но только во время работы. Выйти в свет или на улицу в таком виде по-прежнему считалось моветоном. Однако известный французский модельер Поль Пуаре "изобрел" широкие брюки и ввел их в дамский гардероб. Это было, конечно, подобно взрыву бомбы. Стоит посмотреть на лицо графа Грэнтем в сериале "Аббатство Даунтон", когда его младшая дочь явилась к столу в брюках, копируя образ известной танцовщицы и импресарио Иды Рубинштейн, чтобы понять те чувства, которые испытывали люди позапрошлого века.

(Окончание следует.)

Подготовлено по материалам сайта "Профессионалы".

Версия для печати


Предыдущая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.