Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 02 (1491)
23.01.2020
НОВОСТИ
Праздник
Проблемы и решения
Острая тема
Вокруг Света
Культура
Спорт
Мяч в игре
Юбилей
Официально
12-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 02 (1491), 23.01.2020

ЖИЛ В КИЕВЕ, ПРОСЛАВИЛСЯ В ОДЕССЕ

Композитор Оскар Сандлер родился 26 января 1910 года в Киеве. Всю свою жизнь — 71 год — он прожил в украинской столице (кроме периода эвакуации), но Одесса сыграла в его творческой биографии едва ли не главную роль. Ибо, если бы он сочинил одни только куплеты Мишки Япончика ("Не один в пистолете патрончик..."), то все равно обеспечил бы себе бессмертие. Поскольку это его сочинение стало одной из самых популярных "одесских песен" и до такой степени вошло в фольклор, что воспринимается как "народная песня" времен Гражданской войны. А впервые прозвучали куплеты в спектакле Одесского театра музыкальной комедии "На рассвете", для которого, собственно говоря, и была сочинена (вместе с драматургом Григорием Плоткиным) данная оперетта.


ОТ ОПЕРЫ ДО КУПЛЕТОВ

До этого события творческая биография композитора развивалась достаточно традиционно. Будущий автор популярных песен и оперетт получил классическое образование в Киевской консерватории: как дирижер он учился у Глеба Таранова, как композитор — у Виктора Косенко. После получения диплома О. Сандлер некоторое время дирижировал оркестром Киевского театра оперы и балета, затем стал руководителем музыкальной части драматического театра имени Леси Украинки. Во время войны, когда театр был эвакуирован в Алма-Ату, на его базе создали объединённый коллектив казахской и русской драмы, там О. Сандлер также заведовал музчастью.

В этот период начался его "роман" с кинематографом. Композитор, едва перешагнувший порог тридцатилетия, буквально нарасхват у кинорежиссеров. Всего за три года он сочиняет музыку к таким популярным фильмам, как "Антоша Рыбкин" и "Близнецы" Константина Юдина, "Зигмунд Колосовский" Сигизмунда Навроцкого и Бориса Дмоховского и др. Лучшая его работа времен войны — музыка к фильму "Актриса", который поставил наш земляк Леонид Трауберг. Тогда же Сандлер пробует свои силы в музыкальной комедии, сочинив оперетту "Москвичка". В родной Киев он возвращается со званием "Заслуженный артист Казахской ССР".

Два послевоенных десятилетия — период наибольшей творческой активности композитора. Среди его киноработ выделяются классический советский детектив "Подвиг разведчика" Бориса Барнета, популярная комедия "Центр нападения" Семёна Деревянского и Игоря Земгано. Композитор сочиняет оперы "Собака на сене" по Лопе де Вега, "В степях Украины" по А. Корнейчуку, десятки песен на стихи ведущих поэтов М. Светлова, Е. Долматовского, М. Матусовского, А. Малышко и др. В середине 1950-х начинается сотрудничество О. Сандлера с эстрадным дуэтом Тарапунька (Юрий Тимошенко) и Штепсель (наш земляк Ефим Березин); он пишет музыку и песни для их представлений и кинофильмов "Приключение с пиджаком Тарапуньки", "Штепсель женит Тарапуньку". Лучшее творческое достижение композитора в работе с этим содружеством — музыкальная "начинка" эстрадной программы "Везли эстраду на Декаду", которая с громадным успехом была показана на Декаде украинского искусства в Москве (1960 г.). На основе этого представления был снят фильм "Ехали мы, ехали". Позднее большой успех в исполнении Ю. Тимошенко и Е. Березина имели сатирические куплеты О. Сандлера "Насчет картошки".

Но более широкая известность пришла к нему в результате сотрудничества с Одесским театром музыкальной комедии.

ДАРИТЕ ТЮЛЬПАНЫ, ЧТОБЫ НЕ ПЛАКАЛИ НЕВЕСТЫ

Как ни странно это прозвучит, но все началось с юбилея — сорокалетия Октябрьской революции. Эту дату не мог проигнорировать ни один театр Союза, даже опереточные. Одесситы "вышли из положения" своеобразно. Тогдашний главный режиссер театра Изаакин Гриншпун воспользовался тем, что летом 1957-го в Москве должен был пройти Всемирный фестиваль молодежи и студентов, и советская пропаганда активно раскручивала тему "дружбы народов". Так возник замысел, который трансформировался в оперетту "Дарите любимым тюльпаны". Летом 1956-го, во время киевских гастролей одесситов, состоялась судьбоносная встреча руководства одесского театра с киевским композитором. О. Сандлер согласился не только работать над новой опереттой, но и передать одесситам право первой постановки. Тем более, что либретто было заказано двум местным авторам — журналисту Александру Шнайдеру и литератору Айзику Губерману.

Они придумали ситуацию, когда на Варшавском фестивале молодежи и студентов познакомились и полюбили друг друга одесская студентка Иринка и слепой индийский певец Фарид. Спустя некоторое время Фарид приезжает в Одессу, где Академик (прозрачный намек на знаменитого профессора-окулиста В. Филатова) возвращает ему зрение, а счастливый случай сводит с любимой девушкой.

По этой канве авторы быстро "вышили" пьесу "Веселые студенты", которая в процессе постановки получила более "коммерческое" название "Дарите любимым тюльпаны". В сентябре 1956-го было получено "добро" киевской цензуры, а через месяц Управление театров Министерства культуры СССР прислало театру утвержденный экземпляр.

Действие спектакля, поставленного И. Гриншпуном, происходило на нескольких планах "плывущего корабля", и такое "вертикальное" решение диктовало ритм, напоминающий смену кадров в кино. Динамикой отличались и танцевальные номера (балетмейстер — Н. Дельсон), скорее даже "подтанцовки" основных действующих лиц — явление, как отмечал М. Янковский, "полузабытое в советской оперетте, где танец, как правило, препоручается балетным артистам". Что касается музыки, то, по мнению критиков, она "вполне оказала бы честь и комической опере". А уж комедийных сцен в этом представлении было предостаточно.

На всех представлениях "Тюльпанов" зрители аплодировали много, часто и охотно. Своя "минута славы" досталась практически всем исполнителям: Идалии Ивановой (Иринка), сумевшей убедить, что ее героиня и через годы может пронести глубокое и красивое чувство; Маргарите Деминой (Ружена), очень точно проведшей тему неразделенной любви; Евгении Дембской (Андреева), саркастически изобразившей певицу, которая лучше чувствует себя в судах и конфликтных комиссиях, чем на сцене перед публикой; колоритной Надежде Бухариной (мадам Карасик)... В очередной раз поразил М. Водяной (Зажигалкин), сыгравший не традиционного "простака", хотя к этому подталкивала его роль контролера сберкассы, а жизненно, но и с юмором, передавшего характер человека, забитого жизнью и женой.

Наибольший же успех выпал на долю Юрия Дынова (Фариди). Его роль была самой сложной: требовалось достоверно передать и национальные особенности героя, и пластику незрячего человека, и радость впервые увидевшего свет, и трепетное чувство к девушке другой нации и другой страны, плюс ко всему композитор, учитывая, что Фариди — певец, сочинил для него довольно сложные в вокальном плане номера. Но Ю. Дынов безукоризненно справился не только с вокалом (как-никак, выпускник Киевской консерватории!), но и со всеми актерскими задачами. На сцене блистал истинно романтический "герой-любовник" — образец этого непростого актерского амплуа.

Спектакль, в который авторы вложили столько усилий, энергии и выдумки, полюбили и зрители; он прошел более ста раз, что в репертуарном театре — своего рода "знак качества". Для постановок, созданных к какой-то дате (их иронически именовали "датскими), этот случай — редчайший.

"Дарите любимым тюльпаны" одесситы представили на Всесоюзном фестивале спектаклей драматических и музыкальных театров, посвященном 40-летию Октября. В декабре 1957 года в Москве собрались лучшие музыкальные театры Союза, включая московские — Большой, имени К. Станиславского и В. Немировича-Данченко, Киевский им. Т. Шевченко, и всего три опереточных коллектива — Московский, Свердловский и Одесский. Спектакли прошли с триумфальным успехом. Из Москвы театр вернулся с лауреатским Дипломом 1-й степени.

На волне успеха те же авторы по заказу того же театра создали еще одну оперетту "Невесты не должны плакать".

Санта Рок, девушка из мирного островного племени, любит исполнять песни, которые пишет ее возлюбленный — музыкант Шакар. Увлеченная искусством, Санта не может понять, почему ее любимый занялся политикой, протестуя против создания на острове военной базы. Мечтая стать певицей, она покидает свой остров и не знает, что Шакар брошен в тюрьму. Во время гастролей по Европе Санта попадает в Одессу, где знакомится с моряком Виктором, который открывает ей глаза на то, что происходит на ее родине. Девушка возвращается домой, когда там проходят испытания атомной бомбы. Из-за радиации у нее пропадает голос, но зато она примыкает к рядам борцов за мир, обличая военщину.

В этом сочинении политики было больше, а юмора — меньше. Надуманность коллизии повлекла за собой искусственность характеров, которые актеры всеми силами пытались "оживить". Из положительных героев лучше всего это удалось Е. Дембской, которая чудесным образом прочертила линию перехода своей героини от инфантильной сосредоточенности на собственной карьере до активной вовлеченности в общее дело. И. Гриншпун превосходно выстроил, а актриса отлично сыграла финальный монолог Санты, когда при помощи проекции, как бы рассекая стены зрительного зала, к героине присоединялись тысячи людей со всего мира. Под стать ей оказался дебютировавший в театре артист Всеволод Применко. Ему удалось решить практически невыполнимую задачу — создать убедительный образ абсолютно положительного героя. Справившись с нею, В. Применко на долгие годы вошел в число ведущих актеров Одесской музкомедии.

Но, несмотря на все усилия режиссера и артистов, такого успеха, как "Тюльпаны", "Невесты" не имели. И театр временно "разлучился" с композитором. Но связей с Одессой композитор не потерял. Он сочинил очень удачную музыку к фильму Одесской киностудии "Черноморочка", который поставил Алексей Коренев (отец популярной актрисы Елены Кореневой) по сценарию одесского уроженца Евгения Помещикова. Картина была разругана критиками, но зрители восприняли ее с удовольствием (правда, сейчас об этом фильме чаще всего вспоминают в связи с тем, что в одном из эпизодов снимался юный Валерий Ободзинский).

РЕВОЛЮЦИЯ, ВОЙНА И... ОПЕРЕТТА

Снова к О. Сандлеру Театр музкомедии обратился в начале 1960-х, когда новый главный режиссер Матвей Ошеровский замыслил невиданный проект — вывести на сцену реальных персонажей одесской истории периода гражданской войны — Григория Котовского, Жанну Лябурб, их соратников-большевиков...

Эта идея вызвала шоковую реакцию.

"Тема революции в оперетте? Не слишком ли?" — задавался вопросом известный одесский журналист Александр Щербаков. — "Да, революционное восстание на корабле, тайные явки подпольщиков, вооруженная расправа с бандами, может быть, и хорошо показаны на сцене, но при чем тут оперетта.., по природе своей искусство веселое, искрометное, брызжущее улыбкой".

Но после премьерного показа "На рассвете" (30 мая 1964 года) тон рецензий изменился.

"...Конечно, смех, юмор, стихия жизнерадостного неотъемлемы от музыкальной комедии, — писала Л. Львова в журнале "Огонек". — Но жизнь говорит свое слово. Рождаются новые черты, новые формы, изменяются и возникают новые жанры. Такой процесс, принципиальный и последовательный, идет в одесском театре. Это талантливый, озорной, остро мыслящий коллектив со своими "собственными" спектаклями, с произведениями, рожденными в недрах театра, которые вызывает не только раскаты смеха, но и горечь, боль, слезы, раздумья. Вот они, новые возможности, так называемого "развлекательного" жанра...".

Фурор, произведенный спектаклем М. Ошеровского, привлек внимание к оперетте десятков театров Советского Союза. Хотя ни одна постановка и близко не сравнилась с одесской.

О. Сандлеру и Г. Плоткину театр заказал и вторую часть задуманной М. Ошеровским "одесской трилогии".

Действие оперетты "Четверо с улицы Жанны" разворачивалось во время обороны и оккупации Одессы во время Второй мировой войны. Она тоже пользовалась большим успехом, ее поставили десятки театров — профессиональных и самодеятельных, хотя, по правде говоря, и либретто, и музыка уступали "На рассвете". Тем не менее и эта оперетта пользовалась большим успехом. Вслед за одесским театром ее поставили десятки коллективов — и не только музыкальных.

Увы, но на этом сотрудничество композитора и театра завершилось. Музыку к третьей части "одесской трилогии" сочинил уже Василий Соловьев-Седой.

Однако и того, что было создано, вполне достаточно, чтобы киевский композитор Оскар Сандлер занял достойное место в музыкальной истории нашего города.

Александр ГАЛЯС.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання телефонуйте за тел.: 764-96-56, 764-96-60