Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 36 (1429)
12.10.2018
НОВОСТИ
Память
Юбилей
Актуальная тема
Вокруг Света
Литературная страница
Спорт
Мяч в игре
Культура
Официально
Вернисаж

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 36 (1429), 12.10.2018

НЕ ЧИНОВНИЦА,
или МОЛОДОЕ ЛИЦО СТАРОГО МУЗЕЯ

Сегодня в одесских музеях работают наряду с опытными специалистами молодые и красивые девушки, которые, конечно же, совершенно по-особому смотрят на профессию музейщика и роль музея в современном обществе.

Заместитель директора по маркетингу и развитию Одесского музея западного и восточного искусства Екатерина Михейцева - первая в ряду тех "музейных муз", о которых мы хотим поведать нашим читателям.

Катя в 25 лет стала самым молодым замдиректора музея в Украине. Выпускница философского факультета, дочь доктора медицинских наук и капитана дальнего плавания, она с детства привыкла бывать в Музее западного и восточного искусства. И когда музей стал рабочим местом, с удовольствием училась инвентаризировать экспонаты в фондах, писать тексты, водить экскурсии, читать лекции, а вскоре и заниматься рекламой музея, что сегодня в значительной степени происходит виртуально, на музейном сайте, в соцсетях. Загримироваться и переодеться для Хеллоуина в музее? Нет проблем.


- Работаю в одном из лучших музеев Украины уже почти восемь лет, - говорит Катя. - Каждый день вижу новые возможности и чувствую растущий потенциал музея как образовательного пространства (в самом широком понимании) и места, которое меняет привычки, потребности и предпочтения всего общества, нашего государства. Не думаю, что это звучит слишком громко, потому что культура - это лакмусовая бумага, которая, к счастью, в последнее время стала менять свое индикационное изображение. Очень остро чувствую свою сопричастность к этим процессам, а также ответственность. Этот факт не дает мне возможности "успокоиться" и побуждает постоянно искать, изучать и пытаться внедрять новые пути по повышению имиджа музея, расширение его взаимодействия с обществом; делать его интересным, новым и доступным для всех желающих, независимо от возраста, пола, физических возможностей и культурно-художественных предпочтений.

Мне нравится учиться у опытных мэтров, но также не менее важным считаю творчески рабочее общение и сотрудничество с молодыми, творческими, энергичными и без, иногда такого тормозящего, бремени опыта (в негативном смысле). Потому бывают такие дни, когда действительно чувствуешь некоторую стагнацию, ибо не хватает "новой крови", новых слов, новых идей и нового ощущения величия искусства. Но это проходит при первом удачно завершенном деле, которое видят и оценивают посетители, главные судьи всех попыток.

Модельная внешность помогает Екатерине привлекать внимание к музейной коллекции, которая, как и все, что хранится в музеях Украины, является собственностью украинских граждан (и с этой собственностью не грех почаще встречаться). Стремясь быть популярным, музей может сделать шаг назад, чтобы потом продвинуться на два шага вперед, например, устроить концерт, перформанс, модный показ в музейных помещениях (тут Кате как модели нет равных), позволить снимать в этих стенах кино или видеоклип. Важно привить людям привычку посещать музей по разным поводам. И корпоративы в музеях - не самое плохое явление в природе, а хороший повод, чтобы бизнесмены задумались о помощи с освещением, реставрацией рам и так далее. Не менее важны интерактивные мероприятия, которые родители могут посетить по одному билету с ребенком и вместе погружаться в мир сказок Востока, изучать античных богов, самозабвенно рисовать и даже делать бальные ордена, чтобы вскоре плясать с ними на балу (опять-таки в музее)...

- Одесский музей западного и восточного искусства - это, на сегодняшний день, главный роман моей жизни, - улыбается Екатерина. - У нас с ним очень "южные" и страстные отношения. От радости к отчаянию, от любви к ненависти, от гордости к стыду и так постоянно. Безусловно, это свидетельство моего вспыльчивого нрава и максималистского отношения к жизни, но и он не так прост, как кажется. Это по-настоящему живой организм, если хотите, пробуждающийся великан, у которого разные части тела норовят жить каждый своей жизнью, вопреки импульсам нервной системы или спинного мозга. Ну и ты носишься, то придерживая одну конечность, то толкая другую.

Работа занимает большую часть моей жизни. Но это не о трудоголизме и не об одержимости карьерой. Это чистое творчество. Фактически неоплачиваемое, но имеющее на меня какую-то необъяснимую монополию. Поэтому работой именуется это номинально. Это исключительно о любви. Мне очень повезло с коллективом, где все происходит в сочетании креативного и смелого подхода и более чем респектабельной и взвешенной степенности опыта и знаний. Такое соединение нас подпитывает изнутри, мотивируя на реализацию новых интересных идей и проектов.

С социально-полезным руслом - все просто. Не люблю "напоказ". Выглядит слово в контексте наших реалий. Не представляю, что еще должно произойти с нашей страной, для того чтобы это слово перестало быть символическим сосредоточением самых, по моему мнению, неположительных качеств. Я вижу, как за считанные месяцы вроде хорошие люди с радостью "продают свою душу" за призрачные перспективы кожаных кресел. Боюсь бояться, мечтаю о том, чтобы найти в жизни баланс и быть в гармонии с собой; хочу быть оптимисткой, легко переносящей неудачи; стыжусь склонности к постоянной прокрастинации, люблю любить и быть в страстях, не хочу стареть. Не люблю пластмассово-убогенького оповещения всего мира о свершившемся акте простого милосердия или человечности. Порой мне нравится эпатировать, немного дурачиться. Ну так слегка, чтобы не превратиться в управленца или, чего хуже, чиновника. Для меня это самое страшное.

В целом музей для меня стал фактически безграничной платформой для научной работы, образовательной деятельности, выставочных проектов различного направления и целым рядом художественных акций, перформансов и других форм художественных высказываний. А также я уверена, что музей является и объектом, который исследуют, и одновременно субъектом исследующим. Этот тезис в последнее время захватывает меня всесторонне: как культуролога, музейщика, куратора. И, возможно, я займусь более предметным изучением этого вопроса с научной точки зрения, так как считаю это очень актуальным для прослеживания и, возможно, предугадывания вектора развития нашего общества. Меня одновременно и забавляет, и восхищает тот факт, что искусство, с которым я встречаюсь и работаю ежедневно, волнует мое сознание и душу не меньше, чем в первый год службы в музее. Поэтому я абсолютно искренна в своих стремлениях поделиться этими чувствами с людьми, особенно с теми, кого эта стрела еще не пронзила. Мне повезло узнать на практике о различных сферах деятельности музейного механизма: кадровой, фондовой, исследовательской, выставочной, рекламной, организационной и административной. Я горжусь этим и стараюсь этот полученный опыт компоновать и направлять в социально полезное русло. Мне кажется, что вся моя профессиональная жизнь будет навсегда связана с культурой.

Виолетта СКЛЯР.

Фото из личного архива
Екатерины Михейцевой.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.