Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 16 (1409)
18.05.2018
НОВОСТИ
Проблемы и решения
Острая тема
Актуальная тема
Вокруг Света
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Мяч в игре
Культура
Пожелтевшие страницы
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 16 (1409), 18.05.2018

ТРАГЕДИЯ ВМЕСТО КОМЕДИИ

Жанр своей комедии "Женитьба" Н. В. Гоголь определил как "совершенно невероятное событие в двух действиях". В Одесском Украинском театре сделали все для того, чтобы событие стало, во-первых, одноактным, во-вторых, и вправду совершенно невероятным.


Для начала, дело происходит вовсе не в Петербурге, а в украинском селе, у колодца с журавлем, среди деревянных чурбачков и созревших тыковок, сохнущих рубах и "плачущего" подвенечного платья главной героини - капли стекают с него мрачным предзнаменованием грядущих слез.

Очень сокращенный и адаптированный для современного зрителя перевод Остапа Вишни на украинский язык немногословен, зато выразителен. Находящаяся, как принято сегодня говорить, в активном поиске Агафья Тихоновна (Марина Климова) становится игрушкой в руках опытной свахи (заслуженная артистка Украины Ольга Петровская), а потом и Кочкарева (заслуженный артист Украины Яков Кучеревский), которые обращаются с ней откровенно грубо, жестоко. Девушка то ли не видит, то ли не ориентируется в пространстве в силу неопытности, незнания жизни, а ее таскают за прицепную косу, пугают стуком тяжелой трости, цинично ставят на возвышение перед женихами, расхваливая приданое. В какой-то момент сваха едва ли не насаживает невесту на огромный штырь, словно бабочку на булавку!

Финальный побег Подколесина в версии постановщика Ивана Урывского отнюдь не смешон, так как совершается не через окно; этот водевильный ход был бы неуместен в том мире, который режиссер-демиург выстроил на сцене. Подколесин сигает вниз головой в колодец, из которого ранее сваха какими-то колдовскими пассами вызывала словно сбежавших из преисподней голых женихов, и каждый подполз к своей рубахе и ввинтился в этот кокон.

Женихи обезличены, зато невеста индивидуальна, неповторима, иронична и романтична в то же время. Агафья зацикливается на идее брака, саркастически повторяя по слогам: "жо-них, жо-них, жо-них!". А жениха все нет. Подколесин в исполнении Валерия Швеца - какая-то амеба, а не жених. У Гоголя он все-таки как-то размышляет, рассуждает, сомневается, здесь только неопределенно мычит и собирается с силами для единственной попытки сопротивления. Жених выбрасывается в колодец, а невеста берет гуцульский топорик, длинные гвозди и накрепко заколачивает крышку, словно хороня свои надежды на женскую самореализацию и продолжение жизни в детях. А остальным женихам она уже "поднесла гарбуза", каждому по штуке, раскатились тыковки по сцене.

Авторами сценографии стали режиссер Иван Урывский и художник Роман Громов, а пластику персонажей выстроил балетмейстер Павел Ивлюшкин. Все тут движутся через силу, преодолевая то ли препятствия, то ли тяжесть привязанных предметов, то ли невидимую руку судьбы, не позволяющую идти по жизни хорошо, легко и правильно. За Агафьей тянется хвост из каких-то чурбачков и пеньков.

- Очень сильная метафора, спектакль оказался о том, о чем я и не думал, - признался после премьеры известный украинский театральный критик Олег Вергелис. - Не может быть никаких невест и женихов в стране, где вырублены деревья...

- Я стремился передать, что происходит между мужчинами и женщинами, как мы гоняемся друг за другом, горим и замерзаем, - подчеркнул Павел Ивлюшкин. - Это не артисты балета, но с ними всегда приятно работать, добиваться нужной пластики персонажей, и в то же время решать смысловые задачи.

- Рассматривал множество пьес для постановки, решил рискнуть с Гоголем, - рассказал Иван Урывский. - "Женитьба" - это прежде всего хорошая история. Классика, но мы как люди сегодняшнего дня, увидели ее с современных позиций. Каждый зритель сам решит, о чем наша история и в каком она жанре. Кто-то не воспримет, а это прекрасно, а кто-то воспримет, и это тоже прекрасно. Мы подготовили один состав исполнителей, кого-то по ходу меняли, было сложно и интересно, процесс был кайфовым.

Что ж, стоит поздравить театр с успехом и вместе с авторами спектакля "кайфовать" от Гоголя.

Виолетта СКЛЯР.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.