Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 27 (1222)
18.07.2014
НОВОСТИ
События
Море
Правопорядок
Одесса-220
Спрашивайте - отвечаем
Футбол
Спорт
Культура
Детская страница
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 27 (1222), 18.07.2014

НОВОСТИ ОДЕССКОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ

Интернет-страсти по "красной дорожке", которую именуют то "ярмаркой тщеславия", то "чиновничьей кунсткамерой", и которая в самом деле вызывает, мягко говоря, сложную реакцию, отошли в прошлое, а фестиваль тем временем движется своим путем. О некоторых интересных событиях одесского кинофорума мы и хотим рассказать нашим читателям.

Встреча с киноклассиком

Британский режиссер Стивен Фрирз, лауреат множества международных кинопремий, поделился с журналистами и студентами Летней киношколы впечатлениями об Одессе, сравнив ее с Парижем, рассказал о том, из чего состоит кино, и приоткрыл завесу тайны над съемками своего нового фильма о Лэнсе Армстронге.

Режиссер признался, что не собирался выбирать эту профессию, и считает себя скорее голливудским диссидентом. Фрирз отрицает наличие собственного стиля, утверждая, что снимает свое кино исключительно от души, по наитию выбирая команду, состоящую из "правильных" актеров, операторов и композиторов. Хороший фильм - это хорошая история, считает он, поэтому для съемок выбирает только самые честные и интересные сценарии, часто откладывая неподходящие, даже не прочитав.

- Фильм - это органическая субстанция, которая растет сама по себе. У каждой ленты есть структура, но она настолько уникальна, что работа над ней - это очень сложный и глубокий процесс, - рассказал автор "Опасных связей" и "Королевы".

Режиссерская карьера Фрирза началась в лондонском театре Ройал-Корт в 1960-х годах, когда Британия переживала изменения после Второй мировой войны. А позже, начав снимать кино, он убедился, что не стоит сравнивать театр и киноискусство. Драматургия и сценаристика - основополагающие вещи в обеих областях, но в то же время нельзя снимать фильмы, ничего не понимая в театре.

Подводя итоги беседы, режиссер признал, что в своем творчестве ставит под удар буржуазные ценности и любит провоцировать людей.

- В каком-то смысле научиться снимать кино вы можете, только снимая его, - резюмирует Фрирз.

Несмотря на свою преподавательскую деятельность, он уверен, что этому искусству нельзя научиться сидя за партой.

"Кино про Алексеева"

Традиционную секцию "Гала-премьеры" 5-го ОМКФ открыл показ картины "Кино про Алексеева" Михаила Сегала.

Михаил Сегал не только срежиссировал картину, но и сам написал сценарий и музыку. Идея фильма пришла к нему летом прошлого года при прослушивании ночной радиопередачи, когда ведущая в эфире радостным голосом просила мужчину с гитарой спеть "ту самую, известную" песню. Как рассказал режиссер, его поразила эта нелепость, и он за очень короткое время написал сценарий.

Сегал признался, что в главной роли видел совсем другого актера, но с ним сотрудничество не сложилось. Чтобы вызвать у зрителя ассоциацию с советской эпохой, нужен был известный советский актер соответствующей возрастной категории - так к съемочной группе присоединился Александр Збруев. Сам Збруев фильм еще не видел, хотя именно эту роль многие критики уже назвали едва ли не лучшей в его карьере. Премьера "Кино про Алексеева" состоялась на "Кинотавре", а на Московском МКФ фильм открывал программу российского кино.

Сегал отметил, что очень часто слышит комплименты воссозданной "атмосферы советского кино", но сам лично считает это оскорблением, так как намерений вызвать ностальгию по советскому прошлому у него не было, а сама история могла произойти и в другую эпоху. Что касается бардовской песни, то у режиссера к ней нейтральное отношение и никакого конкретного барда он не имел в виду, создавая образ своего главного героя. Изначально проект назывался "КСП", но, понимая, что никто младше 40 не знает расшифровку этой аббревиатуры, Сегал решил сменить название.

Музыку к фильму режиссер написал во время работы над монтажом, просто перебирая гитару. Попробовав записать эти же мелодии с профессиональными музыкантами, он заметил, что пропало обаяние любительской гитары, поэтому в фильме осталась авторская версия музыки.

Сегал называет свою картину грустной историей о человеке, который "недо-" во всем, что он делает, и из-за отсутствия таланта ему для счастья просто необходим успех.

"Я хочу, чтобы студенты снимали фильмы о любви"

Семь начинающих режиссеров представили на ОМКФ свою первую видеоработу - документальный альманах "Черная тетрадь Майдана". Молодые кинематографисты - студенты Киевского национального университета театра, кино и телевидения им. И. Карпенко-Карого. На Майдане они нашли героев - каждая своего - и в жанрах репортажа, портрета и синхрона запечатлели человеческие истории, ставшие историей украинской революции.

После показа "Черной тетради Майдана" режиссеры ответили на вопросы зрителей, которых было больше, чем мест в зале: чтобы посмотреть картину, люди соглашались сидеть даже на ступеньках.

По словам продюсера фильма Юрия Терещенко, преподаватели запрещали студентам снимать под пулями, но молодые люди, с молчаливого согласия всех, ослушались и работали, когда под ногами буквально горела земля. Самое сложное, рассказали авторы, было даже не искать героев и не уговаривать их общаться на камеру:

- Самым сложным было - не ходить на Майдан, - призналась студентка Анна Корж.

Ее коллега, Анна Гольцберг, добавила: "Для меня главной трудностью было не разорваться между собой-режиссером и собой- гражданином".

Продюсер альманаха Юрий Терещенко подчеркнул: "Делая эту работу, мы не рассчитывали, что проект выйдет за стены университета". Тем временем "Черную тетрадь Майдана" уже показали в украинском павильоне Каннского фестиваля, его ждут в Голландии, лента разослана в десятки фестивалей по всему миру.

Студентам - режиссерам фильма - от 17 до 19 лет.

- Мне бы очень хотелось, чтобы они снимали кино о любви, а не превращались в военных операторов. Давайте думать о том, что миром движут солнце и любовь, - поделился своими переживаниями Юрий Терещенко.

Однако, пока студенты на каникулах, их педагоги и коллеги из других творческих мастерских, в частности "Вавилон 13", снимают репортажи в зоне действия АТО.

"Шантаж" на Потемкинской лестнице

Почетные гости Одесского кинофестиваля Кристин Бардсли, советник департамента кино Британского Совета в Украине, и Робин Бейкер, главный куратор Британского киноинститута (BFI), представили редкую немую версию фильма "Шантаж" авторства прославленного Альфреда Хичкока. Показ состоялся на Потемкинской лестнице в рамках традиционного киноперформанса под открытым небом в сопровождении симфонического оркестра и собрал, по уверению организаторов, 15000 зрителей.

Госпожа Бардсли отметила, что Британский Совет в Украине поддерживает Одесский кинофестиваль четвертый год подряд, начиная с 2011. Одной из задач Британского Совета является установление и поддержание культурных отношений между Великобританией и Украиной. В этом году сотрудничество идет по двум направлениям: трансляция ретроспективы Стивена Фрирза, а также показ блестяще отреставрированной BFI уникальной версии фильма "Шантаж" в сопровождении симфонического оркестра.

Робин Бейкер, главный куратор BFI, приветствовал присутствующих на Потемкинской лестнице словами благодарности, отметив, что для человека, любящего кино, не может быть ничего более волнующего, чем стоять на лестнице, которая является наиболее резонирующей локацией (определение местонахождения чего-либо - А.Т.) в истории кинематографа. Он рассказал, что BFI отреставрировала все девять "выживших" немых фильмов Хичкока, что стало не только наибольшим и самым сложным проектом в его работе, но и самым дорогим. Для реставрации картины использовался оригинал негатива киноленты 85-летней давности, которая сохранилась в архиве Британии.

Мистер Бейкер также добавил, что, по его данным, Хичкок видел ленту, снятую на этих ступенях, "Броненосец Потемкин" в 1929 году в Лондоне, во время презентации для британского киносообщества. И именно в этом году был также снят фильм "Шантаж". Позже великий режиссер неоднократно отмечал влияние этого шедевра на его способ создания "саспенса" в фильмах, а также подчеркивал важность советского кинематографа 1920-х годов, опыт которого помог ему создать то, что мы сейчас называем термином "чистое кино".

Фильм "Шантаж" стал последним немым и первым звуковым кино Альфреда Хичкока одновременно. Звуковая версия фильма пользовалась огромным успехом. Но главная актриса - полячка Энни Ондра - говорила с сильным акцентом, поэтому в звуковой версии ее озвучила британка Джоан Барри, и из-за этого в кадре сама Энни выглядит слегка зажатой. В немой же версии актриса расслаблена и демонстрирует один из лучших актерских перформансов в эпохе немого кино.

Кроме потрясающей актерской игры и режиссуры, фильм достоверно показывает Лондон и его достопримечательности и позволяет посмотреть на самого автора шедевра - Хичкока, который сыграл пассажира в вагоне метро. Музыка для фильма "Шантаж" написана британским композитором Нилом Брандом.

Подготовил Андрей ТИШКОВ.
(Использованы материалы пресс-службы ОМКФ.)

На фото:

- Стивен Фрирз во время мастер-класса;

- Михаил Сегал представляет свой фильм.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.