Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 11 (1206)
28.03.2014
НОВОСТИ
События
Культура
Острая тема
Правопорядок
Телевидение
Спрашивайте - отвечаем
Здоровье
16-я полоса
Спорт
Мяч в игре

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 11 (1206), 28.03.2014

СЕРГЕЙ КАЛИНЧУК:
"ОТ СТРАХОВОЙ МЕДИЦИНЫ ВЫИГРАЮТ ВСЕ"

Политика - политикой, но есть темы, которые значимы в любую эпоху и при любой ситуации. Это доказала реакция наших читателей на публикацию, посвященную страховой медицине (см. "Порто-франко" от 14 февраля с. г.). Как ни парадоксально это прозвучит, но именно последние политические события делают данную тему еще более актуальной. Ибо, как считает автор одного из откликов В. А. Греков, имеющий более чем сорокалетний опыт работы по экономической специальности, "уже совершенно очевидно, что в нынешней ситуации украинская экономика не способна поддерживать действующую систему здравоохранения". С ним солидарен медик П. Красовский, который также полагает, что "модель Семашко" себя исчерпала. Он иронически замечает, что "лучше ужасный конец, чем ужас без конца", и сейчас, когда в стране придется многое менять, самое время реформировать те системы, которые давно нуждаются в коренных изменениях.


С другой стороны, еще больше откликов от тех, кого страховая медицина откровенно пугает. Причем среди таких людей - не только пенсионеры. "Сильно сомневаюсь, что страховая медицина сможет решить все проблемы, накопившиеся в нашем здравоохранении, - полагает Наталья Игнатьевна. - Все равно остается человеческий фактор, все зависит от конкретного врача - насколько он хороший специалист". Опасаются читатели и того, что страховая медицина превратится в "кормушку" для чиновников и т. п.

Чтобы детальнее разобраться в проблеме, мы обратились к одному из авторитетнейших специалистов в данном вопросе Сергею Калинчуку. Выбор обусловлен тем, что Сергей Васильевич, как никто другой, способен оценить ситуацию и перспективу с разных точек зрения: практикующего врача, ученого-аналитика (кандидат медицинских наук) и - самое главное - он имеет солидный опыт администратора, поскольку в разные годы занимал должность главврача Одесской областной клинической больницы, возглавлял городское управление здравоохранения, а в настоящее время является заместителем главы Одесской областной госадминистрации, курирует гуманитарные вопросы, в т. ч. и медицину.

- Сергей Васильевич, понятно, что все новое всегда вынуждено пробивать себе дорогу. Тем более в такой консервативной сфере, как здравоохранение, где нужно "отмерять" не семь, а 777 раз прежде, чем решиться на кардинальные изменения. И если уж внедрять обязательное медицинское страхование (ОМС), то следует показать, чем и кому такая реформа будет полезна. И сразу возникает вопрос: а чем она выгодна медикам? Мы же прекрасно понимаем, что, несмотря на малые зарплаты, свой "кусок хлеба" они имеют и вряд ли так уж сильно стремятся к переменам...

- По большому счету, переход на страховую медицину выгоден всем медикам. Просто одни получат выгоду быстро, другие - в среднесрочной перспективе, третьи - в долгосрочной.

Прежде всего ощутят эффект медики, которые работают в сельской местности. Это будет связано с их социальной защищенностью и заработной платой. Ведь страховая медицина предполагает, что чем больше услуг предоставил медик, тем выше у него зарплата.

А вот медики в больших городах, таких, как Одесса, действительно, рискуют потерять свои "незадекларированные доходы". Им уже придется доказывать свой профессионализм, возникнет реальная конкуренция. Нетрудно предположить, что в краткосрочной перспективе медики больших городов будут недовольны, но зато в среднесрочной перспективе, а тем более в долгосрочной, у них появится больше прав. Сейчас, хотя медиков часто обвиняют в закрытости, корпоративности, с правовой точки зрения, они слабо защищены. Даже в Законе о здравоохранении о правах медиков речь идет всего в двух статьях, хотя права пациентов расписаны достаточно полно. Так что с точки зрения правовой защиты, да и заработков, медики больших городов получат эффект тогда, когда система уже будет отлажена.

- А что выгадывают при этом люди - пациенты нынешние и потенциальные? Именно они больше всего боятся неизвестности...

- Что касается населения - получателя медицинских услуг, то введение страховой медицины поначалу на нем не сильно скажется. Но давайте посмотрим, что сегодня происходит.

Когда говорят, что в системе здравоохранения еще с 2010 года идет реформирование, то надо понимать, в чем заключается смысл происходящих процессов. Между тем именно эти моменты мы пока что слабо доносим до людей.

Так вот, основные процессы, которые проходят в рамках реформирования системы здравоохранения, не направлены на сиюминутное улучшение этой системы. Они направлены на подготовку перехода системы на принципиально другой уровень администрирования, финансирования и так далее. Иными словами - на новую модель организации, с тем, чтобы система не рухнула, когда все-таки будет принят и вступит в силу закон о страховой медицине. Медицина в том состоянии, в каком она находится сегодня, не может справиться с этим. Это все равно, что менять коленвал у работающего двигателя - он просто разлетится. Поэтому систему необходимо подготовить к изменениям, и то, что сегодня происходит, это в большей степени административное реформирование системы здравоохранения.

Но смена модели влечет за собой и смену психологии. Если сейчас оценивают работу врача по количеству приемов больных и т. п., то по новой системе, если больше врач проведет профилактических мероприятий, тем выше будет уровень оплаты его труда. Если, скажем, врач выявил онкопатологию на ранних (первой-второй) стадиях, тем больше у него надбавки. Таким образом, будет стимулироваться профилактика.

Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь

(Квинт Гораций Флакк, древнеримский поэт).

- Многие боятся перехода на страховую медицину еще и по причине того, что неясно, как будут лечить пенсионеров, инвалидов, неработающих граждан...

- Давайте вдумаемся в само определение: общеобязательное медицинское страхование. Самое понятие общеобязательное говорит о том, что система распространяется на всех без исключения граждан Украины. Каждый гражданин будет иметь страховой полис, вне зависимости от того - пенсионер он, инвалид, маленький ребенок или процветающий бизнесмен. В рамках закона прописано под каждую категорию: кто и каким образом получает этот полис.

- Полис будет платный?

- Нет, покупать полис не надо! Ведь мы, получая зарплату, не пишем заявление: "Прошу снять с меня подоходный налог", это происходит автоматически. Точно так же часть заработка будет автоматически перечисляться в общегосударственный Фонд медицинского страхования. А пенсионеры, инвалиды, дети будут получать полис за счет этого Фонда. В страховом полисе будут прописаны основные виды медицинской помощи. И этот полис будет одинаков для всех жителей Украины.

Однако надо при этом понимать, что полис будет покрывать не весь объем медицинской помощи, который хотелось бы нам получать. Например, стоматология, если и будет бесплатной, скорее всего, только для определенных категорий граждан, как это делается в странах Европы, да и то не во всех.

Здоровье не купишь, им можно только расплачиваться

(Сергей Крытый, сатирик).

- А что будет с ныне государственными медучреждениями? Ведь если больницы и поликлиники останутся такими, какие они есть, и медперсонал будет таким же (а где другой найдете?!), то каков смысл во всей этой реформе? Хрен, как известно, ничуть не слаще редьки...

- Проблема заключается в том, что сегодня Министерство здравоохранения само аккредитует медучреждения и само проводит их проверку. То есть фактически само себе ставит оценку. Можно ли сомневаться, что эта оценка, скорее всего, будет хорошей?!

В новой системе аккредитацию лечебных учреждений будет проводить Фонд медицинского страхования. Он же станет контролировать их деятельность. А этот контроль будет намного жестче, поскольку Фонд захочет за свои деньги получать качественные услуги для своих клиентов. Тогда медики и начнут всерьез бороться за каждого пациента, поскольку с ним приходят деньги Фонда. Да и государство начнет рассматривать медучреждение не просто как структуру, которую нужно постоянно дотировать, ибо, если она закроется, люди просто начнут перекрывать улицы.

При страховой медицине четко видно: какое учреждение "спроможно", а какое - "неспроможно". Медучреждения перейдут в статус "неприбыльных предприятий", и мы тогда получим жизненно важный, жизненно необходимый рыночный механизм.

- Хорошо, для больших городов такая система выглядит заманчиво: конкуренция заведомо лучше, чем монополия. Но какая конкуренция может быть в малых городах, селах, поселках?!


- Возможно, будет использован опыт Грузии, где пошли по пути создания ста больниц. Там инвестору отдавали лечебное учреждение, условно говоря за один доллар, на пять лет, без права изменять целевое назначение. А государство гарантировало подписание соглашения со страховым Фондом. Как раз в сельской местности этот проект сработал особенно удачно. Там были построены отличные районные больницы (я это лично видел), а у нас таких и в областных центрах не так уж много.

И вообще, если говорить по большому счету, мы забыли одну простую вещь, о чем сказал классик: экономика - это базис, все остальное - надстройка. Так что бояться рыночных отношений в медицине нечего. Просто нужно подготовить систему и - самое главное - подготовить население к тому, что за этим - будущее.

Реформы начинаются там, где кончаются деньги

(Борис Немцов, политический деятель,
экс-вице-премьер РФ).

- Но, как в каждом деле, и в этом наверняка есть немало "подводных камней". Вы могли бы спрогнозировать, какие факторы способны, образно говоря, "потопить" внедрение ОМС? И, соответственно, как избежать этой опасности?

- Любой процесс требует локомотива. На нынешнем этапе основным двигателем медицины является фармацевтический бизнес.

Продавать лекарства - самый выгодный медицинский бизнес. Ничто не приносит большего дохода - ни лечение, ни операции, ни диагностика. Вы задумывались, почему фармацевты тратят такие бешеные деньги на рекламу, маркетинг? Да просто им выгодно, чтобы люди не думали. Болит живот - купи Мезим. Беспокоит голова - Спазмолгон тебе в помощь. Самолечение стало нормой, и мало кто задумывается о том, что, принимая препараты, которые тебе продали "из ящика", ты в лучшем случае снимешь симптомы своего заболевания. Используя рекламу и заинтересованных врачей, фармацевтическое лобби продает ненужные пациентам лекарства на миллиарды гривен. Фармацевты сотрудничают с врачами, чтобы не просто проталкивать "свои" лекарства (которые зачастую в несколько раз дороже, чем их аналоги с таким же действующим веществом), но и чтобы продавать даже то, что пациенту вовсе не нужно.

Самого себя лечить - только портить

(народная мудрость).

Врачи в свою очередь не несут никакой ответственности за то, что они назначают. В Европе без рецепта можно купить лишь 15 % лекарств, а в Испании - вообще ни одного. У нас же - наоборот. Фармацевтическое лобби добилось того, что купить можно почти все лекарства.

Однако, если просто ввести рецептурную систему, то можно лишь усилить коррумпированность отрасли. Схватить фармацевтов за руки могут только страховщики, которые никогда не заплатят за лишние лекарственные препараты. Так что рано или поздно в Украине фармацевтическое лобби столкнется со страховым лобби. Одни будут стремиться продать как можно больше лекарств, другие - не платить за эти лекарства любыми способами.

Запад уже прошел этап противостояния фармацевтов и страховщиков и пришел к самому эффективному решению - симбиозу медицинских учреждений и страховых компаний. Это то, что сегодня происходит во многих странах, когда крупные страховые компании выкупают лечебные учреждения и уже сами контролируют их работу. Модель не идеальная, но на сегодняшний день - самая эффективная.

- Готовы ли сегодня к переходу на страховую медицину сами медики, страховщики, чиновники?

- Нет, конечно.

- А что нужно для создания необходимых условий?

- В том числе и политическая воля. Буду говорить прямо: единственный человек, который может двинуть вперед такую масштабную реформу, - это первое лицо государства. Ни один министр без политической воли первого лица не совершит реформу в системе здравоохранения.

А еще - надо разговаривать с людьми, разъяснять им суть реформы. Это касается в том числе и медиков. Я поездил по области, общался с руководителями районов, главными врачами районных больниц и вижу, что очень многие просто не понимают, о чем идет речь, что именно нам предстоит.

К тому, кто не проводит реформы, постучит Реформация

(Станислав Ежи Лец, польский сатирик).

- Но ведь были уже пилотные проекты, что они показали?

- Такие проекты были в Донецкой, Днепропетровской, Винницкой областях и в Киеве. Везде пошли по своему пути. Единственная область, где четко выполнили то, что было прописано, - Днепропетровская. Процесс и там протекал довольно сложно, но тогдашний губернатор Александр Вилкул создал мощные аналитические группы, в том числе консалтинговую, которые просчитали индивидуальные риски, связанные с особенностями территорий, народонаселения. Так и следует поступать.

- А сколько времени нужно, чтобы перейти к страховой медицине?

- Лет пять. Но при одном условии: если в стране будет политическая стабильность.

Беседу вел Александр ГАЛЯС.

На фото:
С. Калинчук на открытии приемного отделения
Ананьевской центральной районной больницы;

- в Августовской сельской амбулатории
(Беляевский район).

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.