Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 07 (854)
23.02.2007
НОВОСТИ
Культура
Скандалы
День Защитника Отечества
Море и люди
Мужской клуб
Криминал
Здоровье
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 07 (854), 23.02.2007

ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ

Полжизни изобретаешь, полжизни пробиваешь свое произведение, - гласит народная мудрость советской эпохи. Капитану дальнего плавания Алексею Васильевичу Морозову пришлось пробивать свои новаторства, все время выгребая против течения завистников, чинуш и лизоблюдов из властных структур, противившихся признать его автором открытий. Но капитан не сдается, продолжая отстаивать авторское право на свои методы, которые уже вошли в практику под чужими именами. Чем объяснить такую судьбу первооткрывателя - расположением звезд или принципиальным характером моряка, не желающего идти ни на какие компромиссы с совестью?

ТОЛЬКО СМЕЛЫМ ПОКОРЯЮТСЯ МОРЯ

- Я - один из инженеров-судоводителей первого набора Одесского высшего инженерного мореходного училища, - рассказывает Алексей Васильевич. - После окончания ОВИМУ меня направили в длительный рейс в Арктику через Берингов пролив. После этого рейса из рядового помощника я был повышен до навигационного капитана и снова отправлен в рейс в Арктику. То, что я тогда совершил, до сих пор никому не удается. Благодаря моему скоростному методу следования в тумане без снижения скорости танкер "Серго" в одну навигацию сделал два рейса в Антарктику. Над этим методом я начал работать еще на выпускном курсе ОВИМУ. В структуру метода вошла научная методика подготовки человеческого фактора, проверенная на себе и, в дальнейшем, на членах экипажа, для длительной работы в экстремальных условиях. В освоении метода мне очень помог капитан Григорий Дианосович Стуруа, в его рейсе в течение года мы побывали во всех океанах мира, где я опробовал свой метод. За уровень моей работы как инженера-судоводителя и организатора он рекомендовал меня на должность капитана загранплавания крупнотоннажных танкеров, что было поддержано руководством пароходства "Совтанкера".

БЕЗАВАРИЙНОСТИ МОЖНО ДОБИТЬСЯ

Скоростной безаварийный метод Морозова восприняли почти все капитаны танкеров: Н.В. Фоменко, Б.П. Осташевский, А.А. Рукин, М.А. Ригерман, В.П. Панарилов и другие. Результаты своего метода капитан Морозов демонстрировал на своем примере.

- В 1954 году я отходил от причала № 2 в Одесской нефтегавани. Мы выбирали левый якорь. От причала с кормы нас оттягивал речной буксир "Пржевальский". Ветер дул в левый борт силой до 8 баллов. Неожиданно, без команды, буксир отдали. И корма под действием сильного ветра понеслась на причал. Все люди на корме замерли, ожидая неминуемого столкновения, из-за которого была бы разбита вся винто- рулевая система танкера. Но я вышел из положения. Сразу же дал обоим винтам самый полный вперед - этот маневр позволил удержать корму и пройти между выступами причалов "2" и "3".

А в 1962 году, следуя на танкере "Пенза" в район Фолклендских островов, мы должны были передать топливо на китобойную базу "Советская Украина". В это время свирепствовал ураган силой в 12 баллов. Гендиректор китобазы "Советская Украина" А.Н. Соляник спросил меня:

- Можешь пойти на риск, отшвартоваться к китобазе?

Мы провели тренировочный подход. После чего благополучно отшвартовались. А. Н. Соляник не только поблагодарил меня за смелость, но и подарил мне зуб кашалота с трогательной надписью: "С благодарностью от всей китобойной флотилии".

Этот же метод я применил, следуя в Новороссийский порт, когда с гор сорвалась так называемая бора - ураганный ветер, достигающий силы 12 баллов. Я получил указание диспетчера делать разворот на 180 градусов и уходить в море. Но я знал, что суда, которые разворачивались, были выброшены на берег. В нашей безаварийной школе был разработан метод безаварийной швартовки в условиях урагана. Все это было не раз мысленно проиграно не только капитаном, но и на занятиях с экипажем. Однако наши оппоненты из аппарата ЧМП, несмотря на блестящие результаты использованного метода, пытались это представить, как лихачество, а не один из приемов исключения аварийности в экстремальных условиях.

Я бы хотел провести аналогию с аварией аэробуса "А-320" в Сочи, произошедшей 3 мая 2006 года при штормовой погоде. Командир аэробуса выполнил указание диспетчера и сделал отворот от направления на посадочную полосу вправо с выходом в море. Погибли 113 человек. Неправильные указания диспетчера привели к катастрофе, которую можно было предупредить, пользуясь разработанным методом безаварийности.

Однако методы Морозова научными не признавались в течение долгих лет. Дорога в науку была для него закрыта плотным занавесом. Чиновники ничего не хотели менять. Изобретения Морозова требовали пересмотра всей системы. Говорил ли он о переходе на контейнерные перевозки, которые сэкономят время и увеличат прибыли (к чему уже постепенно пришли сегодня) или предлагал установить в Одесской нефтегавани радиолокатор для безопасного прохождения судов в тумане, самолично показав свой метод на практике, к нему не прислушивались. Сегодня радиолокатотор уже установлен. Но ведь можно было и раньше.

ЛУЧШИЙ ОТДЫХ - ФУТБОЛ

- В какой бы порт мы ни приходили, я всегда устраивал культурные мероприятия для экипажа, чтобы они смогли восстановить свои физические и моральные силы. И нам всегда шли навстречу. Как оказалось, иностранцы намного добрее и приветливее наших. В иностранных портах все проблемы решались намного быстрее и толково. У нас же эти проблемы решаются со скрипом и осложнениями для капитана.

Как-то после штормового перехода из Гамбурга на Канаду под погрузку зерна наш танкер "Лубны" прибыл в порт Бе-Комо в субботу вечером. Целое воскресенье нам нужно было ждать на судне, пока откроют границу. По радио я связался с канадскими властями и объяснил, что мы долго не были на берегу. Нам разрешили спустить бот и провести выходной в лесу. Это был лучший отдых для моряков после тяжелого рейса.

Заходя в порт, мы посещали театры, музеи, ездили за город, устраивали волейбольные и футбольные матчи. У нас был такой замечательный случай, когда мы прибыли в Рангун (Бирма) и решили сыграть с футбольной командой Советского посольства. Она тогда считалась непобедимой, обыгрывала не только команды всех посольств, но и высших учебных заведений Бирмы. Договорились, что за нашей футбольной командой приедет автобус из Посольства СССР. Мы подготовились, ждем, а его все нет. Ну что ж, разозлились и поехали сами. Нас, конечно, в расчет не принимали. Мол, команда с танкера, куда им до них. Но в первом тайме мы их обыграли. Тогда на поле вышел сам тренер их команды. Но выигрыш все равно остался за нами. На следующее утро все городские газеты разнесли новость о победе команды танкера "Пенза". А все объяснялось просто. Наша команда была хорошо подготовлена. На судне были сооружены мини-площадки для игры в футбол и волейбол, плавательный бассейн, турник, кольца и другое. Я исходил из того, что скука в рейсах, возникающая из-за однотонности, однообразия, является основной причиной бед, ведущих к аварийным предпосылкам. С этим надо было бороться системой целого комплекса по развитию культурного разнообразия при нахождении в портах.

Мы, например, в порту Сен-Луи (Франция) даже играли в футбол с полицейским гарнизоном. В порту Чивитавеккья я отпустил всех членов экипажа посетить Рим. А потом на городском стадионе мы играли с футболистами-любителями шведского судна. Мы разрешали посещать наше судно американским студентам, морякам военного корабля под флагом НАТО. Мы знакомились и через знакомства улучшали познания иностранных языков.

Как рассказывают коллеги Морозова, его экипаж всегда отличался подтянутостью и аккуратностью. Даже после того, как капитана незаконно списали на берег, его экипаж продолжал держать себя в форме.

НА ЗАРЯДКУ СТАНОВИСЬ!

Держит себя в форме и капитан Алексей Васильевич Морозов. Пять несправедливых исключений из партии за попытку внедрения новаторских методов в практику судовождения. Три года в "палате № 6", где опального капитана хотели усмирить. Его политическая голодовка в институте Сербского, как протест против произвола номенклатуры. И, наконец, признание и извинения главного психиатра за ошибочно поставленный диагноз и снятие этого диагноза в присутствии журналистов и жены.

- Пережить это можно было только благодаря моей закалке. В 7-ом классе я нашел книгу о подготовке летчиков. Под влиянием этой книги и личного примера моего старшего брата, который учился в Транспортной академии, я решил работать над собой. Играл в футбол, русскую лапту, участвовал в забегах на лыжах, проходил большие расстояния по лесам. В дни ВОВ стал победителем по ручному скатыванию травы на сенокосах и овса вручную - выкосил 70 соток овса. За это меня наградили горшком свежего меда!

По утрам я обязательно обливался холодной водой до пояса. Я научился контролировать себя и свои эмоции. Таким образом, свое воспитание я перевел в русло личного регулирования и, как результат - покончил со своими простудными заболеваниями раз и навсегда. Моя система работы над собой показала, что систематичность и отсутствие попыток отложить работу над собой на завтра, дала колоссальную эффективность. Шторм не шторм, а свою физическую нагрузку на мышцы я осуществлял каждый божий день, при этом никогда не забывал о пополнении знаний и находил время для анализа воздействия ветра, течений на корабле. Таким образом я шел к убеждению: "здесь, т.е. на капитанском мостике, нужно, чтобы душа была тверда, здесь страх не может быть советом".

В ОВИМУ я приехал на крыше вагона. Закончил школу с золотой медалью и решил учиться на капитана.

Капитан показывает книгу о летчиках- космонавтах с пометками на полях. Она до сих пор его путеводная звезда.

- Я постоянно готовил себя к экстремальным ситуациям. Надо всегда знать, что может случиться, и быть готовым к этому. И надеяться только на себя. Никакой приборы не застрахуют тебя от аварии. Это уже показала катастрофа с пароходом "Адмирал Нахимов". Капитан доверился показаниям приборов и ждал его команд, а сам бездействовал.

Пережить все то, что выпало на мою долю, помогла мне не только моя готовность к трудностям. 30 с лишним лет рядом со мной была моя жена, врач-физиолог, кандидат медицинских наук, которая поддерживала меня во всех моих перипетиях.

А ВСЕ-ТАКИ ОНА ВЕРТИТСЯ!

Алексей Васильевич Морозов - безаварийный капитан. После всех перипетий он еще пять лет плавал капитаном пассажирских судов под иностранными флагами. Причем иностранцы, как никто, ценили его замечания. Они с благодарностью прислушивались к идеям Морозова и быстро усовершенствовали свои суда. Например, когда Алексей Васильевич принимал танкер "Лубны" на судостроительном заводе "Мицубиси" в порту Хиросима, где был председателем государственной комиссии, он за короткий промежуток времени сумел внедрить в жизнь несколько полезных предложений. Понизил температуру на камбузе за счет прокладки изоляционного кабеля. Установил флюгер с подсветкой на видимом для штурмана и капитана месте. Перенес аварийную кнопку для экстренной остановки электронасосов грузовой системы танкера в доступное место на палубе, чтобы не спускаться к насосам в помповое отделение. Все усовершенствования не укажешь в одной статье, их было много. Поэтому японцы увидели в капитане Морозове творческого человека.

Японцы и представители других стран не раз предлагали капитану Морозову остаться у них. Но Морозов никогда не был склонен оставить свою Родину - Украину, где его научили водить корабли, и благодаря этому он поднялся на капитанский мостик.

Инна ИЩУК.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.