Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!
Номер 41 (1434), 16.11.2018
НЕТ БОЛЬШЕ НЕУДОБНЫХ МЕСТ - НАМ МАСКАРАД НЕ НАДОЕСТ!
Мечта балетоманов осуществилась: Одесский национальный театр оперы и балета выпустил премьеру - балет "Маскарад" на музыку Арама Хачатуряна.
Бессмертная драма Лермонтова в новом хореографическом прочтении порадовала классическими па, выразительной пантомимой и современной трактовкой танца теней, которые резвятся на маскараде, не привлекая внимания действующих лиц. Каждый жест "прочитывается" и без знакомства с либретто: отлично видно, как Нина на маскараде теряет браслет, как Арбенину предлагают сыграть в карты, как сексапильный князь Звездич мечется между дамами, пытаясь угадать, которая из них под маской одарила его на память браслетом... Хореограф-постановщик, заведующий балетной труппой ОНАТОБ, заслуженный артист Украины Гарри Севоян стремился сделать спектакль максимально ярким и внятным для публики.
Время от времени "оживают" идиомы - под снятой перчаткой оказывается черная рука, стало быть, герой нечист на руку. Как солдатики, маршируют карты в черных комбинезонах с изображением всех мастей, их поочередно "открывают", разворачивая за плечо, а когда карты биты, они падают и замирают... На балу нарядная толпа вдруг наклоняется, чтобы взять невидимые комья грязи и бросить их в "опозоренного" Арбенина. Сцена же, в которой интриганы и сплетники переворачивают плетеные корзины, вороша грязное белье, дала оценку действиям тех, кто готов оклеветать, очернить, толкнуть на безумные поступки.
Первые зрители с удовольствием обнаружили, что с таким элементом оформления сцены, как сделанное из особой светоотражающей ткани "магическое зеркало", в зале больше нет неудобных мест! Отражаясь в наклонной зеркальной поверхности, все хореографические "кружева" становятся видимыми с неожиданных ракурсов, волшебным образом удваивается количество танцующих на балу, и это далеко не все эффектные возможности нового приобретения нашего театра. Советуем следить за игрой света (художник по свету - Вячеслав Ушеренко) на "магическом зеркале" и нитяных занавесах, там происходят невероятные вещи, предупреждать о которых зрителя не стоит, это лишает спектакль эффекта внезапности.
Сегодняшний состав балетной труппы ОНАТОБ очень сильный, с нашими артистами можно делать масштабные проекты, каким и задумывался "Маскарад". Заслуженный артист Украины Сергей Доценко и Дмитрий Шарай в разных составах создали очень индивидуальные образы Евгения Арбенина, помешавшегося от ревности, партию Звездича исполняет в двух составах Станислав Скрынник, жертвенную, трепетную Нину танцуют Екатерина Кальченко и Ольга Воробьева, а потерявшую голову от страсти к Звездичу баронессу Штраль - заслуженная артистка Украины Елена Добрянская и Александра Воробьева. Зрители признаются, что испытывают в зале страх отвлечься и упустить жест, мизансцену, не успеть отметить блестящее па солиста аплодисментами. Чувствуют себя соучастниками действа! Это правильно, ведь без зрителя какой же театр?
Дирижер Виталий Ковальчук с видимым удовольствием кружит в вальсовом вихре персонажей, художник Игорь Анисенко приглашает в удивительный город, живущий по ночам балами, маскарадами и притворством (даже в своих чувствах баронесса не смогла изъясниться более или менее открыто, что и привело к трагедии). Художник по костюмам Сергей Васильев дал волю вдохновению: бальные платья Нины и баронессы Штраль расписаны вручную в технике холодного батика, причем первое платье украшено бело-розовыми пионами, а второе лиловыми ирисами. А в целом почти у каждого артиста до четырех перемен костюмов в этой постановке. Солисты, танцевавшие "Маскарад" в постановке восьмидесятых годов, жаловались на тяжелые ткани, неудобные корсеты, теперь излишнего углубления в эпоху удалось избежать. Тонкие вуалевые сетки, нежный шелк - для дам, облегченные варианты сукна - для мундиров и фраков кавалеров. Слабым местом большинства современных балетов обычно является музыка, под которую попросту неудобно танцевать, но "Маскарад" этого недостатка лишен, гений Хачатуряна все сделал для успеха балета (композитор писал музыку для драмы, и уже после смерти автора его ученик Эдгар Оганесян создал балетную партитуру). Новый "Маскарад" будет жить долго, это наилучший пример оригинального репертуара. А индивидуальная проработка партий делает каждый состав исполнителей и, соответственно, каждый спектакль неповторимым. Следовательно, на "Маскарад" одесситы будут ходить по многу раз, а приезжие зрители - возвращаться снова и снова, по мере возможности. Есть такие спектакли-магниты, обреченные на внимание.
Но, как водится, в театральных кругах возникли противники нового прочтения, которым было бы желанно видеть на сцене вариант Натальи Рыженко и Виктора Смирнова-Голованова, с которого все начиналось. Как бы им того ни хотелось, прежний "Маскарад" уже стал достоянием истории, он сохранился в виде фильма-спектакля. Решение сделать новую версию принималось театром коллегиально. Как показала премьера, было оно оправданным: былой успех вряд ли возможно повторить, в театре важно говорить что-то свое, осуществлять собственный замысел. Почему-то крайне сомнительная во всех отношениях "Тайна Венского леса" с примитивной хореографией, неудачным либретто и откровенно странными декорациями не вызывает у местных балетоманов желания ее обсудить, а по поводу "Маскарада" уже ломаются копья в дискуссиях. Значит, есть предмет для обсуждения...