+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 36 (1476), 26.09.2019 НАКАЗАННЫЕ ПОХВАЛОЙ— Молодец! Ты очень хорошо знаешь эту тему! — Гениально решена задача! — О, какой замечательный рисунок! Это только несколько вариантов высказывания восторга, а в интернете можно найти еще много правил, как хвалить детей. Мы, взрослые, любим рассыпать похвалы перед детьми при необходимости и без оной по нескольким причинам. Во-первых, похвала помогает поверить в себя. Пусть из ребенка художник так себе, но мы искренне верим, что поощрим словом — и он будет рисовать лучше. Во-вторых, это один из способов чувствовать значимость: высоко оценивают — значит, без меня обойтись нельзя. В-третьих, похвала — способ заигрывания с детьми: приятные слова нравятся всем — априори нас должны полюбить... В-четвертых, дети — это дети, они же не могут выполнить задание, как взрослые. Почему бы не относиться к ним снисходительно? Почему бы для мотивации не похвалить даже за не очень качественную работу? Кажется, все правильно. Ребенка нужно хвалить. Однако есть и другая сторона, а она не такая "розовая". Кэрол Двек, известная американская психологиня (а вы уже привыкли к феминитивам?), говорит об опасности "раздутой" самооценки, которая возникает у детей из-за постоянных похвал. На первый взгляд, вроде все хорошо. Однако захваленное поколение достигает возраста, когда нужно работать. Этому поколению трудно выполнять определенную работу без премий и наград. Но владелец предприятия не готов платить работникам, которые еще ничего не сделали. Как следствие — конфликты, увольнения, недовольство жизнью. В то же время состоятельные фирмы нанимают различных консультантов, чтобы хвалить работников. Все бы ничего, но похвала — как наркотическое вещество: чтобы постоянно испытывать удовольствие, дозу нужно каждый раз увеличивать. Захваленные люди не воспринимают критики: всю жизнь они слышали о положительных моментах, их недостатки были мизерными (по крайней мере, такое они постоянно слышали в детстве). А тут вдруг кто-то ищет недостатки. Не иначе как завидует. Захваленные не признают ошибок, потому что привыкли, что они талантливые, умные и просто лучшие. Хуже всего — это то, что такие люди не хотят брать на себя ответственность, потому что быть ответственным — значит принимать решения, признавать ошибки. Говорят, что сейчас в мире начинает не хватать лидеров именно по этой причине. И мы наблюдаем: желающих критиковать — море, работать — немного, а быть ответственным за других — еще меньше. Не только родители, но и мы, учителя, наказываем детей похвалой, ведь в школе невольно создаем иллюзию, что успех — своеобразный "блицкриг", а не ежедневный труд, путь побед и поражений. Так что вопрос: мы хвалим или все-таки наказываем? Нужно ли хвалить детей? Обязательно. Но похвала должна иметь основания, иначе станет губительной, и мы рискуем вырастить людей, которым ничего не нужно, потому что они и так гениальны. Поэтому важно хвалить не за результат, а за смелость взяться за что-то новое; за стойкость перед неудачами; за умение не сдаваться; за восприятие критики. Хвалите детей осторожно и заслуженно. Они не взрослые и не всегда умеют отличить заслуженную похвалу от похвалы "на эмоциях". Да и не все взрослые могут.
Олеся КАЛИНИЧ, заслуженный учитель Украины.
|
|
|||||||||||||||||
|