Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 05 (1299)
12.02.2016
НОВОСТИ
Порто-франко - 25!
Юбилей
История
Экономика
Мифы и реалии
Наши достижения
Детская страничка
Детектив
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Футбол
Наш человек
Мой город
Пожелтевшие страницы
Бенефис
Вернисаж
Досуг
24-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 05 (1299), 12.02.2016

ПАРИЖСКИЕ ТАЙНЫ ИСААКА БАБЕЛЯ

"Всеми силами души надо стремиться к истине".

Платон.

(Окончание. Начало в №№ 3, 4.)

* * *

В Париже Бабель преображался. Его письма полны юмора, поразительной наблюдательности и вместе с тем ностальгических чувств к России... Он пишет очерк "Путешествие во Францию", где о Париже: "Роскошь нынешнего города превосходит все, что было ранее видано... Париж не город, а произведение из хаоса..."


И опять многочисленные встречи. Иона Герчик знакомит Бабеля с журналистами. Они много говорят о политике. Писатель рассказывает о жизни в СССР, дает интервью. В одной из бесед Исаак Эммануилович ссылается на новую статью Либералиса, в которой журналист уверенно предрекает победу нацистов во главе с Гитлером в Германии. Бабель предостерегает своих слушателей: фашистская зараза проникла и во Францию...

Об одной из встреч Бабеля мне бы хотелось рассказать более подробно, поскольку из протоколов допросов ясно, что Исаак Эммануилович себя оговаривает практически по всем пунктам обвинения, в том числе и по поводу знакомства и бесед с другим известным одесситом Владимиром Евгеньевичем Жаботинским. Это уже теперь можно объективно писать о жизни и деятельности этого журналиста, писателя, общественного и политического деятеля. А ведь еще не так давно Жаботинский упоминался только с эпитетом "фашист".

Как сыну состоятельного торговца зерном, Зееву-Вольфу (Владимиру) было уготовлено благополучное будущее. Юный Жаботинский получил превосходное образование: учился в лучшей в Одессе Ришельевской гимназии, затем несколько лет изучал юридические науки в Швейцарии и Риме, в то же время успевая писать и публиковать статьи в одесских газетах. Тогда он твердо решил стать литератором. Но увлечение сионистскими идеями окончательно определило его жизненный путь. Тем не менее Жаботинский продолжал писать статьи в различные российские и зарубежные издания, выпускать книги: много и плодотворно переводить. Кстати, Жаботинский прекрасно владел многими европейскими языками, свободно писал и изъяснялся на иврите.

Бабелю было известно: Алексей Максимович Горький высоко ценит Жаботинского, прежде всего как талантливого журналиста и переводчика.

О чем беседовали два одессита, сидя в уютной парижской квартире Иосифа Фишера, друга детства Исаака Бабеля? Говорили они о многом, и прежде всего о судьбе евреев в СССР и странах Европы, об усилившемся антисемитизме, о фашистской угрозе, о неограниченной власти советского вождя...

Как и следовало ожидать, Бабель по многим вопросам не соглашался с Владимиром Жаботинским. Он считал, что советские евреи - неотъемлемая часть советского общества; благодаря рабоче-крестьянской власти еврейская молодежь получает разностороннее образование; в СССР не существует государственного антисемитизма, а с бытовым ведется борьба... Но Жаботинский придерживался иного мнения. Он говорил своему оппоненту: евреи должны иметь свое государство, поскольку антисемитизм будет существовать всегда. Его используют власти в политических целях, как это имеет место в Германии. Владимир Евгеньевич предвидел катастрофу европейского еврейства...

Бабель как-то заметил: "...быть за границей советским гражданином - это прямо таки профессия, и весьма благородная". Он понимал так: советский человек за пределами своей страны - своеобразный посол, тем более, если это - писатель, который обязан достойно представлять советскую власть. СССР - единственное в мире социалистическое государство, окруженное капиталистическими странами. Рабочие всего мира с надеждой смотрят на советскую страну, видя в ней государство, в котором осуществляются их вековые чаяния. А интеллигенция? Еще в период своего первого пребывания во Франции (1927-28 гг.) Бабель наблюдал: европейская интеллигенция переживает духовный кризис, который усиливался с ростом экономических трудностей.

В начале 30-х годов это явление значительно обострилось. В Европе - важные политические события: грядут перемены в связи с острой борьбой между прогрессивной частью общества и наступающим фашизмом. На чьей стороне окажутся деятели французской культуры, науки, просвещения?

* * *

Этого писателя знала и любила Франция, а его произведениями зачитывалась интеллигенция, живущая далеко за ее пределами. Вряд ли Андре Мальро мог предполагать, что со временем будет героически сражаться в рядах испанских республиканцев, став командиром эскадрильи "Испания"; в годы Второй мировой войны он - герой Сопротивления, возглавивший бригаду "Эльзас-Лотарингия"; при президенте де Голле - министр культуры, и главное: еще при жизни о нем заговорят как о "живой легенде".

Еще с начала 20-х годов Бабель был немало наслышан о Мальро, читал его романы. Арестованного в 1939 г. Бабеля обвиняют в ряде "преступлений", однако дружеские связи с Андре Мальро оказываются едва ли не самым ужасным "злодеянием" советского писателя, направленного против большевистской власти.

Чем этот французский писатель, общественный и государственный деятель так "насолил" советскому руководству? Наверное, стоит об удивительном человеке сказать более подробно. Андре Мальро родился в 1901 г. в Париже, изучал археологию и восточную культуру, занимался издательской деятельностью, работал в авангардистских журналах.

Писать начал рано, пребывая под сильным влиянием Ницше, романтизма и позднее - экзистенциализма, философского направления, центральные понятия которого "человеческое существование" (экзистенция).

В своих ранних произведениях (очерках, статьях, эссе) Мальро, парадируя традиционные сказочные сюжеты, создает образы внешне несвязные, парадоксальные...

Вскоре Мальро "заболел" Востоком и в 1923 г. отправляется в Камбоджу, не скрывая, что для него авантюризм - жизненное кредо. Потом были Китай, Вьетнам, Корея... В этих странах революционная ситуация сменяется политическим хаосом и все вместе - с активным антиколониальным движением.

Мальро успевает наблюдать за происходившими там событиями, например, Кантонской и Шанхайской революциями. В 1926 г. он возвращается во Францию, и через два года появляется его известный роман "Завоеватели", а затем - "Условия человеческого существования" (1933)... В этих произведениях - значительный опыт Мальро в антиколониальной деятельности и, в частности, редактирования журнала "Индокитай". На его страницах писатель призывает жителей французских колоний к борьбе за независимость.

Молодой Мальро выбрал революционную борьбу не потому что верил в коммунистическую революцию. Марксистские идеи всегда были ему чужды. Однако писатель понимал: фашистской угрозе следует противопоставить социальную революцию, в авангарде которой находится Советский Союз.

Илья Эренбург сдержит свое обещание. Бабель и Мальро встретятся в Париже. И, как следовало ожидать, у обоих писателей оказались схожие взгляды на современные или общественные процессы, на роль творческой интеллигенции...

Бабель с интересом (хотя и не во всем соглашаясь) принимал идеи своего французского друга, считавшего, будто кризис западной цивилизации неминуем, поскольку ее сметет революционная волна. Мальро утверждал: "Жизнь не более чем камень, брошенный в океан, но, если знаешь это, ставишь на карту саму траекторию".

В сравнительно небольшом очерке невозможно подробно порассуждать о взглядах Мальро, тем более для того, чтобы согласиться с Андре Моруа, заметившего: "Мысли Мальро присущ космический размах".

Его общественная деятельность в начале 30-х годов поражала своей масштабностью. Неугомонный Мальро становится одним из представителей Всемирного антифашистского комитета и Лиги борьбы с антисемитизмом. Одновременно с этим он много писал, публиковался в печати, участвовал в работе конгрессов, съездов, путешествовал...

* * *

Выступая на первом съезде советских писателей, А. М. Горький причислил Андре Мальро к "светлым именам" современной французской литературы. Мальро специально приехал в Москву, чтобы повидаться с Горьким для решения проблем только недавно образованной Всемирной Ассоциации революционных писателей.

Мальро восторженно принимают в столице советского государства. Его увлекает строительство социализма в СССР. Он - друг искренний и преданный.

В мире неспокойно. Китай подвергся агрессии со стороны милитаристской Японии. В Германии к власти пришли нацисты, обещавшие пересмотреть границы. Во Франции "правые" все активнее выступают против правительства Народного фронта; бурлит Испания...

Советское руководство понимает важность объединения всех антифашистских сил Европы. В Москву приглашаются деятели культуры из многих стран.

Мальро писал: что либеральной интеллигенции в Европе "приходится выбирать не столько между демократией и коммунизмом, сколько между коммунизмом и фашизмом".

Бабель осознавал: он еще нужен, и не ошибся. Его по-прежнему поддерживает Горький, да и на Лубянке к нему как будто нет претензий. Антонина Пирожкова вспоминала, что, будучи в гостях у Горького и оставшись в комнате наедине с Ягодой, Исаак Эммануилович спросил: "Генрих Григорьевич, как надо себя вести, если попадешь к вам в лапы?". Тот ответил: "Все отрицать, какие бы обвинения мы не предъявили, и тогда мы бессильны". Этот разговор состоялся в 1934 году, до реальных обвинений оставалось еще пять лет.

Западноевропейская либеральная интеллигенция не желала видеть в советах репрессивную власть, а в Сталине - диктатора. И очень часто принимала желаемое за действительность.

В июне 1935 г. в Париже состоялся Международный конгресс писателей в защиту культуры. Одним из инициаторов этого антифашистского форума являлся Андре Мальро. На Конгрессе было создано Бюро, куда от Советского Союза вошли: Горький, Шолохов, Толстой, Пастернак, Микитенко, Эренбург и Кольцов. Мальро, говоря о бесчинствах гитлеровцев, напомнил пророческие слова Генриха Гейне: "Где жгут книги, там сжигают людей".

Мальро практически каждый год посещает Советский Союз. Весной 1936 г. он вместе со своим младшим братом - журналистом из парижской газеты "Се суар" вновь приехал в Москву. Здесь он встречается с Эйзенштейном, Мейерхольдом, Бабелем, Олешей и другими деятелями советской культуры. Затем Мальро отправляется в Крым, где в то время на даче Тессели жил Горький. Они обсуждают возможность международных организаций, Союза советских писателей для предоставления помощи писателям-антифашистам, изгнанным из Германии.

Наступил 1937 год. У Сталина к этому времени созрел дьявольский план: новой, на этот раз, грандиозной чистки всех политических, экономических, социальных структур и организаций, не считая вооруженных сил. Хотя лидеры оппозиции были уничтожены либо высланы из страны, диктатор стремился по возможности заменить "старую" (ленинскую) гвардию новыми людьми, заслуга которых - в фанатичной преданности советскому вождю.

Ягода, как нарком внутренних дел, больше Сталина не устраивал. Его "еврейская сентиментальность" вождя страшно злила. Ему, дескать, подавай "признания". Это - не по-большевистски. Обвиняют - значит, виновен.

В апреле того же года Генрих Ягода был арестован и объявлен "врагом народа". Н. И. Ежов стал новым наркомом. Он не знал пощады; объективное расследование считал "буржуазным пережитком"; действовал с пролетарской "принципиальностью". Зато трепетно относился к своей жене - Евгении Соломоновне, с которой Бабель дружил еще в период своей одесской юности.

Ежова-Хаютина была пригожа лицом и станом, в меру умна и считалась покровительницей людей творчества. Она организовала "салон", чем-то напоминающий литературные гостиные XIX века.

Бабель постоянно бывал в "салоне", где зачастую собиралась элитарная творческая интеллигенция: поэты, писатели, музыканты, художники... Там было интересно. Поэты читали стихи; писатели - отрывки из еще неопубликованных произведений; музыканты исполняли классическую музыку; известные артисты пели... Затем, как правило, поздно вечером, шумная толпа гостей усаживалась за столы, и под рюмку доброй водки продолжала спорить, потчевать друг друга анекдотами...

Неожиданно в комнате появлялся нарком. Николай Иванович садился за стол, выпивал, закусывал и уходил, спеша "вершить правосудие" согласно указаниям "хозяина".

Бабеля там ждали с нетерпением. С ним - всегда интересно и весело. Конечно, Исаак Эммануилович знал о репрессиях, искренне переживал за друзей и знакомых, ставших "врагами народа". Возможно, он испытывал страх и за себя, и за своих близких. А. М. Горький умер еще в 1936 году.

Может быть, Бабель, посещая "салон" Ежовой, надеялся на защиту ее мужа? Я полагаю, что вряд ли Исаак Эммануилович был наивным человеком и понимал: Ежов - пешка, исполнитель чужой воли, за него решает "хозяин". Бабеля пока не трогали, значит, Сталин еще не решил его участи. Только он - Сталин - знал, кто имеет право на жизнь, а кто, говоря словами Пастернака, "должен быть мертв и хулим".

И "мавр сделал свое дело" - Николай Иванович Ежов, спустя почти два года деятельности палача, уже не понадобился. Его сменил 25 ноября 1938 г. Л. П. Берия, а в мае 1939 г. арестовали Бабеля.

Среди исследователей бытует мнение, будто Бабеля репрессировали не без влияния Лаврентия Павловича, и что писателю не следовало ходить в дом Ежовых... В общем, версий немало. Но я полагаю: все не так просто. Дело не в Берии и тем более не в "салоне" мадам Ежовой.

Сталин затевал большую политическую игру с гитлеровской Германией. Теперь интеллигенты типа Андре Мальро, активно боровшиеся с фашизмом, перестали быть союзниками СССР, который менял политическую ориентацию.

Мальро превращается в "шпиона", "врага" СССР (?!). Не желая раздражать Гитлера и его свору, Литвинова снимают с должности наркома иностранных дел (1939 г.), а Молотов, его сменивший, спешит очистить свое ведомство от евреев, как раз перед подписанием пресловутого "пакта о ненападении". Такова воля Сталина, а не наркома, который вряд ли был антисемитом.

Бабель, по праву считавшийся своеобразным мостом между советскими писателями и их коллегами-антифашистами на Западе, становится "врагом народа"; "французским шпионом", которого завербовал все тот же Мальро... Под пытками Бабель соглашается со всеми обвинениями. Правда, следователи не вспоминают журналиста Либералиса. Это понятно: Герчик-Либералис сотрудничал с ОГПУ, добросовестно выполняя их поручения. Впрочем, как и сотни других наивных приверженцев "светлого коммунистического будущего".

И. Э. Бабеля, пожалуй, следует считать еще одним из самых загадочных писателей ХХ века, и, когда будут доступны архивы (прежде всего - Президентский РФ), может быть, тогда тайное станет явным.

И. Михайлов.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.