Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 01 (1394)
19.01.2018
НОВОСТИ
Юбилей
Проблемы и решения
Острая тема
Вокруг Света
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Мяч в игре
Культура
Школьный меридиан
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 01 (1394), 19.01.2018

ЕМУ ОБЯЗАНА ОДЕССА КИНОСЛАВОЙ

22 января исполняется 120 лет со дня рождения одного из величайших режиссеров мирового кино Сергея Эйзенштейна.

Его легендарная картина "Броненосец "Потемкин", которая по сей день считается одной из самых значимых в истории мирового кинематографа, во многом способствовала тому, что Одесса приобрела славу киногорода.


Сергей Михайлович Эйзенштейн родился 22 января 1898 года в семье главного архитектора Риги. Окончив в 1915 г. Рижское реальное училище, он продолжил образование в Петроградском институте гражданских инженеров. Весной 1917 г. был зачислен в школу прапорщиков инженерных войск, а после ее расформирования, в марте 1918 г., вступил в ряды Красной Армии. Участие в боях в качестве сапера сочетал с постановками самодеятельного фронтового театра.

Чтобы попасть в Москву, Сергей Эйзенштейн поступил в Академию Генерального штаба на восточное отделение, но военным переводчиком не стал, предпочтя театр и кинематограф. Начинал как художник в театре Пролеткульта, оформил, а затем и поставил несколько весьма своеобразных спектаклей, один из которых - прямо в заводском цеху. Два года он стажировался у Всеволода Мейерхольда, которого считал своим главным и единственным учителем. Но в какой-то момент жена Мейерхольда, актриса Зинаида Райх (кстати, урожденная одесситка), намекнула 25-летнему студенту, что пора выбрать свой путь. Совершенно очевидно, что совет был дан не без ведома Мастера (так называли Мейерхольда его воспитанники и актеры).

С. Эйзенштейн воспринял совет как указание, ушел в самостоятельное плавание, выборав стезю кинематографиста. В 1925 году поставил свой первый фильм "Стачка", в котором удивительным образом не было даже намека на ученичество.

В том же году С. Эйзенштейн получил "социальный заказ" на постановку эпопеи "1905 год" по сценарию старой большевички Нины Агаджановой-Шутко. Литературный вариант сценария (более 800 кадров) охватывал все события первой русской революции, так что эпизоду восстания на броненосце "Князь Потемкин-Таврический" там было уделено 44 кадра. Когда же стало ясно, что такую масштабную работу не удастся окончить к 20-летию революции, режиссер предложил оставить только "потемкинскую" историю. Съемки будущего шедевра проходили в сложных условиях. Началось с того, что отказался продолжать работу опытнейший оператор Александр Левицкий (он предпочел принять предложение директора Одесской кинофабрики Михаила Капчинского участвовать в работе над фильмом "Кафе Фанкони"). Его заменил молодой Эдуард Тиссэ, с которым, к счастью, постановщику быстро удалось найти общий язык и который на долгие годы стал верным соратником С. Эйзенштейна.

Многое в картине рождалось на ходу. Знаменитую сцену расстрела на одесской лестнице режиссер придумал, оттолкнувшись от рисунка в одной из французских газет, на котором художник изобразил разгон казаками демонстрантов в районе нынешнего морского вокзала. Запершись в номере гостиницы "Лондонская", Сергей Эйзенштейн за три дня расписал и зарисовал покадрово всю сложнейшую в постановочном плане сцену, а затем снял ее практически без изменений.

Картину удалось снять и смонтировать всего за три месяца. В конце декабря 1925 г. "Броненосец "Потемкин" был показан на торжественном вечере в Большом театре, после чего началось поистине триумфальное шествие фильма по всему миру.

Американская киноакадемия признала "Броненосец "Потемкин" лучшим фильмом 1926 г., на Парижской выставке искусств фильм получил высшую награду. Позднее картина неоднократно входила в списки лучших фильмов всех времен и народов и до сих пор изучается во всех киношколах мира как образец режиссерского мастерства.

Эйзенштейновский шедевр многократно становился объектом цитирования: "Возвращение "Броненосца" Геннадия Полоки по одноименной повести Алексея Каплера, "Бумажные глаза Пришвина" Валерия Огородникова, "Гудбай, Ленин" Вольфганга Беккера (Германия), "Голый пистолет 33 1/3" Питера Сигала, "Неприкасаемые" Брайана де Пальмы и "Бразилия" Терри Гиллиама (все - США), мультсериал "Симпсоны" и др. Характерно, что больше всего привлекает внимание кинематографистов сцена расстрела на одесской лестнице (например, "Дежа вю" Ю. Махульского). Кстати, именно благодаря фантазии и мастерству С. Эйзенштейна Большая одесская лестница стала именоваться Потемкинской - сперва неофициально, а с 1955 г. - и официально. А в 1965 г. в Одессе был открыт памятник "Потемкинцам", причем в основу композиции легла не реальная ситуация, а сцена из фильма Сергея Эйзенштейна.

"Броненосец "Потемкин" оказался самым гармоничным и счастливым созданием великого режиссера. В дальнейшем он поставил еще несколько картин ("Октябрь", "Старое и новое", "Александр Невский"), но еще больше замыслов ему так и не удалось реализовать. Среди них - "Бежин луг" по сценарию И. Бабеля.

В годы войны С. Эйзенштейн создал самый спорный свой шедевр - "Иван Грозный", который Чарли Чаплин назвал лучшим историческим фильмом мирового кино. Но вторая серия картины была в 1946 году запрещена И. Сталиным, после чего режиссер получил инфаркт.

Умер Сергей Михайлович 11 февраля 1948 года в Москве.

Летом 2010 года, во время Первого Одесского кинофестиваля "Броненосец "Потемкин" был показан на огромном экране для многих тысяч зрителей, расположившихся на Потемкинской лестнице.

А. Г.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.