+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 36 (832), 15.09.2006 НА КРУГИ СВОЯ...В смене вех, в перепаде давленья
ЮМ. I. Лет пятнадцать назад, даже и с гаком, посетила меня юная гражданка из Литмузея. Готовилась некая экспозиция, посвященная поэтам-шестидесятникам Одессы. И кто-то припомнил поэтическую студию "Эврика" (1962-1970 гг.), ответственным секретарем которой и состоял бессменно автор этих строк. И достались гостье из моего архива рукописи Александра Бейдермана, Бориса Владимирского, Леонида Заславского, Игоря Розова, Миши Малеева, Бориса Херсонского, Романа Бродавко, Юлии Цыбух, Тани Пахомовой. Ну, и вождя и учителя "Эврики", именуемого тогда между нами просто: ЮМ. Говорят ли имена эти хоть что-нибудь юным и прочим одесским читателям XXI века? А если да, то в поэтической ли связи? Между тем в начале славных 60-х именно на эту стайку Одесса возлегала надежды своей поэзии. И студия наша, сначала в библиотеке Маяковского, после во Дворце студентов была знаменита на всем просвещенном пространстве от Слободки и Пересыпи до Люстдорфа и Дачи Ковалевского. Да, а с экспозицией так ничего, помнится, и не вышло. Сгинула музейная девица. И рукописи. Да мало ли что, впрочем, сгинуло и с 60-х, и за последние три пятилетки в смене вех, в перепаде давленья. Как говаривал ЮМ, пришли другие времена, взошли другие имена. Почему? Откуда? И чем были плохи эти? Вероятно, сие уже прерогатива какой-нибудь будущей экспозиции Литмузея. И нового честного поколения историков. II. Вообще говоря, мы, младшие шестидесятники, происходим из сороковых-роковых. И не таких уж мирных, как это принято считать, пятидесятых. Но все они до краев были наполнены рифмами и ритмами. Это называлось поэзией, стихами и песнями. Мне и моим приятелям нравилось говорить в рифму что было легко и просто, а вознаграждалось драгоценным вниманием старших. А поскольку все и вся воспевали Сталина, он и стал нашим лирическим героем. К интимной лирике в будущем маршировали мы по ковровой дорожке лирики гражданской. Метивший и в живописцы, генералиссимуса я избрал также моделью своего изо. Бессмертный... Но однажды в марте Сталин умер. А в сентябре я пошел в школу. И среди первых уроков жизни сейчас уже воспоследовал художественно-поэтический. Обнаружив у меня собственноручный портрет вождя, после занятий Полина Ефимовна (да не потонет это имя в Лете!) порекомендовала более сего не сметь. Ни в рифме, ни в графике. Ты неплохо рисуешь. И сочиняешь. Рисуй природу. Наш класс. Стенгазету. Давай стихи. А про товарища Сталина пишут и рисуют те, кто достоин. Не твое это дело. И поведала скорбно об ученике 8-го класса Юре Михайлике. Он написал стихи о Сталине. Хорошие стихи. Но его вызвали на педсовет. И он пообещал, что больше не будет. Умный мальчик. Все понял. О, всемогущая Поэзия! Пусть глагол твой сквозь время поведает этой техничке человеческих душ и ею контуженому ученику, что всего-то через три года педсовет демонстративно посрывает усатые портреты и расколотит гипсовые бюсты. А Юра Михайлик окончит школу. И университет. Напишет десять книжек первоклассных стихов (и впрямь: о Сталине ни слова!). Возглавит отдел культуры областной молодежной газеты. А позднее и партийной. И поэтическую студию "Эврика". А потом вдруг уедет. В Австралию. Не в стихах в жизни. А незадачливый первоклассник больше Сталина никогда не нарисует, хотя закончит художественную школу. И вечернюю школу. И сержантскую школу. И университет. Фабрика, завод, армия. Целина. И стихи тоже не про Сталина. И кресло в "Комсомольской искре", о котором говорили, что оно еще хранит тепло ЮМа. И ГосТВ до самой пенсии... III. В ледяном этом космосе где-то там, в начале 60-х, теплое светлое пятнышко: еженедельные, по вторникам, литдискуссии в библиотеке Маяковского. Там познакомились и сошлись птенцы этой стайки, мужавшие в схватках с Виктором Бершадским и Иваном Рядченко, Анастасией Зорич и Юрием Трусовым. Вдумчиво и веско отбривал, но явно симпатизировал нам Игорь Неверов. Трепыхались и ровесники ребята из студии Сергея Александрова. Читали по-разному стихи Владимир Домрин, Станислав Стриженюк. Евгений Почтаренко. Ну, и два приятеля обладатели первых тоненьких сборничков от "Маяка" Юрий Михайлик и Борис Нечерда. Диковато поглядывал на патлатую поросль Владимир Лясковский, над которым почему-то принято было подтрунивать... Однажды ко мне, уже сорвавшему в спорах голосок, подошел замдиректора Дворца студентов Саша Виноградский. И просто вручил ключ от огромного, на втором этаже, зала с роялем и видом на парк Шевченко. И с руководящей ставкой в 36 рублей (прописью: тридцать шесть при средней зарплате в 80 рэ) и с условием, чтобы руководителя себе подобрали сами, по душе. А чего тут подбирать, когда мы у него ежедневно торчали и бузили в газете! Так и явились миру столь популярные тогда в относительно культурной Одессе поэтические наши вторники на Маразлиевской. Стихи, разумеется, сочинялись не там за исключением коллективных эпиграмм и прочей блиц-чепухи. Как и положено, рождались они в башнях из слоновой кости (читай: в одуряющих одесских коммуналках), но на студии они читались. О них спорили. И выяснялось: дело вовсе не только в рифмах-ритмах. И что с поверхности их брать нельзя. И что бегать по издательствам нельзя. И что клянчить денежки на бутербродные презентации нельзя. И что почти ничего нельзя. Как говаривал ЮМ: "Все это сказано, друзья. По опыту, не зря. И так нельзя, и сяк нельзя. И не писать нельзя". IV. Где же нам было знать, что уже совершает круговые объезды по кишкам общества циркуляр ЦК о работе с молодыми. Согласно которому СП получил молодое пополнение по разнорядке свыше, по согласованию с известным департаментом. И не из нашего числа. И что "иные имена" не пришли, а приехали из-за невинных, казалось, бугорков. Но одесситам сразу стало в Одессе как-то тесновато. И потянулись эти таланты в Киев, в Москву, в Ленинград, А кто и ближневосточное. Или вообще вниз головой, по ту сторону земшара. За всем тем и не заметили, как вышли из моды поэтические (да и политические) дискуссии молодых, их петушиные наскоки на мэтров. Студия во Дворце, правда, возобновилась. Но руководил ею заведомый прозаик из этих самых новых имен и времен. И разговор был диковатый, азбучный. Как и не было их, шестидесятых. А при открытии Литмузея произносящий спич профессор-литературовед любовно перечислил всемирнославных одесских литераторов. Паустовский, Олеша, Багрицкий, Кирсанов, Ильф и Петров, Катаев. И сегодня, сказал он, в нашей писательской организации действуют... и началась жутковатая пауза. Не по Станиславскому. По жизни. Слишком уж очевидной вышла несоизмеримость. И слишком дорогой плата за вторжение в социальную экологию, за тектонические сдвиги. Впрочем, опытный оратор просто не назвал имен, обобщив когорту именем Достойных. Эпиграф вступление. А как называется подобное в конце? ...Словно некто слепой и упрямый
ЮМ. Ким КАНЕВСКИЙ. На фото: Юрий Михайлик.
|
|
||||||||||||||
|