Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 31 (1375)
23.08.2017
НОВОСТИ
День Независимости
Наш город
Актуальная тема
Вокруг Света
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Мяч в игре
Культура
Пожелтевшие страницы
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 31 (1375), 23.08.2017

НЕСКУЧНЫЙ ЖАНР

Выставку жанровой живописи, открывшуюся в Художественном музее (Софиевская, 5а), можно посетить до 2 октября. Экспозиция из фондов представляет картины второй половины девятнадцатого века.


Сцены повседневной жизни, выполненные в реалистической манере, приближают к нам обычных людей, "застигнутых" взглядом художника во время работы или отдыха. Сцены охоты и сельскохозяйственных работ, сватовство и посещение заболевшей подружки, семейный быт и волнующие свидания - все эти свидетельства эпохи бесценны, к тому же прекрасно выполнены. Самая ранняя работа датируется 1852 годом, самая поздняя - 1900-м, а всего на выставке представлены 39 полотен 35 мастеров.

- Произведения напоминают судьбы людей, - увлеченно повествует директор музея Виталий Абрамов. - Вот этим картинам не повезло, как тем, которые находятся в экспозиции музея. Они долгие годы хранятся в хранилищах, затем волей искусствоведов-специалистов выдвигаются в залы, и получается определенная концепция. В основном, это многофигурные композиции. Для того, чтобы появилась жанровая картина, нужны герои. Вот героями этих картин и являются простые люди самых разных сословий, находящиеся в самых разных ситуациях - люди, рассматривающие выставки, сидящие в кафе, гуляющие, находящиеся на охоте, строящие железные дороги.

Певец простого городского люда, известный жанрист и передвижник Владимир Маковский, Петр Нилус, один из ведущих мастеров одесского "Товарищества южнорусских художников", Евгений Буковецкий, Лев Альперович, Василий Бакшеев, Екатерина Петрококина, Рудольф Френц, Сергей Недлер и другие мастера, обратившись к "низкому" жанру, превратили его в значительный и даже местами величественный. Некоторые работы получили награды, как, например, картина Николая Сверчкова, изобразившая лихую помещичью тройку, зимней ночью выскочившую наперерез крестьянскому обозу. А Михаил Клодт за картину "Поздравление роженицы" в 1868 году получил первую премию от Общества поощрения художников.

- Наша цель - показывать произведения из фондов музея, чтобы в полном объеме познакомить с тем, что хранит музей, - говорит Людмила Еремина, главный хранитель Художественного музея. - В основном, это живопись. И так как мы хотим показать разнообразие, мы показывали пейзаж, портрет, академическую живопись. Это жанровая картина. Нужно отметить, что художники второй половины девятнадцатого века очень тщательно выписывали интерьеры, давали подробную характеристику изображаемым персонажам, каждая картина - это небольшой рассказ. Можно рассказывать долго о том, что происходит, как мы это воспринимаем, что там написано, всякие мелочи, подробности. Жанровая живопись - это маленький спектакль. Каждая картина - это момент, это судьба, это жизнь того или иного персонажа.

Жанровая живопись в наши дни оказалась вытесненной фотографией, но как знать, вдруг ей суждено возрождение? Было бы интересно...

В. С.

На фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО:
Леонид Пастернак.
"Не выпить ли?" (1883).

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.