Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 28 (1517)
10.09.2020
НОВОСТИ
Память
Актуальная тема
ОНУ-155
Вокруг Света
Здоровье
Спорт
Мяч в игре
Повесть
Официально
12-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 28 (1517), 10.09.2020

КЛАССИКА ЛЕЧИТ!

Вопреки всем трудностям и опасениям, Одесса провела свой знаковый музыкальный фестиваль Odessa Classics, на который приехали звезды мирового исполнительства. А трудностей было неизмеримо больше, чем в предыдущие годы...

ИТАЛИЯ НА ЧЕРНОМ МОРЕ

Вспышка заболеваемости в Одесской филармонии заставила организаторов Шестого фестиваля Odessa Classics один из концертов срочно перенести из филармонического зала в Зеленый театр.


Безопасность превыше всего

— Как сказал один мой знакомый: "Вы в этом году в таком форс-мажоре, что ждите завтра астероид, а на послезавтра нашествие инопланетян", — пошутил президент Odessa Classics, народный артист Украины Алексей Ботвинов. — Мы сражаемся за фестиваль, убеждены, что он нужен городу, людям, именно сейчас. Он происходит вопреки всему. Я не успеваю выразить благодарность всем, кто нам помогает. Но сегодня — огромная благодарность новому меценату фестиваля Егору Гребенникову, который подставил плечо буквально в последнюю минуту, когда все было на грани. Нам помог "Зеленый театр". Сразу же, моментально. Совершенно по-дружески помогая нам, при этом создав себе форс-мажорные сложности.


Пьетро де Мария

Под открытым небом и состоялся с большим успехом сольный концерт хедлайнера прошлых лет, выдающегося итальянского пианиста Пьетро де Мария с программой классической музыки. Шопен, Чайковский в транскрипции Михаила Плетнёва, Шуберт и Лист в исполнении этого музыканта в очередной раз потрясли одесских меломанов, принявших новые правила проведения безопасных концертов. Перед началом концерта с приветственной речью выступил Чрезвычайный и Полномочный Посол Италии в Украине Давиде Ла Чечилия, который традиционно назвал Одессу итальянским городом.

СВЕЖИЙ ГЛОТОК БАРОЧНОЙ МУЗЫКИ

Два вечера в Одесской опере и один в филармонии (благополучно продезинфицированной) публика фестиваля Odessa Classics провела с резидентом фестиваля, британским скрипачом Даниэлем Хоупом. Первый вечер представил уже покорившую в прошлом году Карнеги-холл программу "Air: A Baroque Journey" ("Неизвестное барокко").


Даниэль Хоуп

Выступал ансамбль из виртуозов Цюрихского камерного оркестра и приглашенных звезд в составе: Симос Папанас (скрипка), Никола Моска (виолончель), Эманюэль Форни (лютня), Наоки Китайя (клавесин) и Майкл Мецлер (перкуссия).

А сам Даниэль Хоуп не только солировал, но и просвещал публику, рассказывая о нравах и судьбах эпохи, подарившей нам музыку Вивальди, Фальконери, Генделя, Ортиса, Маттеи, Уччелини, Вестхоффа и других барочных композиторов, чьи произведения в программу не вошли.


Алексей Ботвинов

Второй вечер в Одесском национальном академическом театре оперы и балета подарил удивительный дуэт Даниэля Хоупа и Алексея Ботвинова (фортепиано). Прозвучала премьера "Пасторалей" Валентина Сильвестрова, сочиненных специально для фестиваля и не без связи с 250-летним юбилеем Бетховена, о чем свидетельствуют цитаты из "Пасторальной симфонии". Хоуп считает Сильвестрова гением наших дней, которому дано в небольшом формате сказать многое. Соната № 3 до минор Эдварда Грига и несколько произведений Альфреда Шнитке ("Сюита в старинном стиле", Соната № 1 (3 и 4 части), "Поздравительное рондо", "Танго в сумасшедшем доме" и Полька) продолжили программу.

А в филармонии Даниэль Хоуп выступал вместе с Алексеем Ботвиновым и Симосом Папанасом, исполняя произведения Брамса и Арво Пярта (любимые композиторы британца, их ноты, по собственному признанию, он захватил бы с собой на необитаемый остров). Пьесу "Дьявольские трели" Тартини в своей версии виртуозно сыграл Симос Папанас, а затем прозвучал баховский Концерт для двух скрипок ре минор...

— В разные дни, при разных обстоятельствах мне хочется исполнять разную музыку, и это сравнимо с выбором сорта вина, — говорит резидент фестиваля. — Иногда мне хочется выпить что-нибудь под рыбу, иногда — под пасту... Мы, классические музыканты, огромные счастливцы за счет того, что у нас есть целых 500 лет классической музыки, 500 лет произведений, из которых мы можем выбирать. Это огромное богатство, огромное наследие. Есть тысячи произведений, которые делают меня счастливым, радуют и доставляют удовольствие, пока я их исполняю. Но если бы вы сказали мне, что меня отправят на необитаемый остров и я могу взять с собой три-четыре произведения, которые буду играть до конца своей жизни, то я бы взял скрипичный концерт Бетховена, что-нибудь из камерных сочинений Брамса, Песни Шуберта, наверное, все, что угодно, из баховского наследия.

ЛИШНИЙ РАЗ НЕ АПЛОДИРОВАТЬ!

Пианист из Гамбурга Себастиан Кнауэр не выступал перед живой аудиторией с 5 марта, а ведь источником доходов для него является именно концертная деятельность. Первые два месяца карантина прошли для него практически без музыки. Отменилось более 70 выступлений, надо было понять, как выживать дальше. В Германии залы будут потихоньку открываться только с сентября. Поэтому на фестивале Odessa Classics Кнауэр не скрывал радости.


Себастиан Кнауэр

— Ваша публика любит аплодировать, участвовать в концерте таким образом, — улыбается Себастиан. — Я тоже люблю аплодисменты. Но я не хотел отвлекаться на аплодисменты, кашель, какие-то вставания в тех условиях, когда мы вынуждены работать без антракта.

В первый вечер единым блоком, чтобы избежать нежелательных пауз, аплодисментов, суеты, музыкант исполнял соло хоральные прелюдии Баха, "Песни без слов" Мендельсона, "Венгерскую мелодию", Аллегретто до минор и Экспромты Шуберта, и оказалось, что вот так воспринимать концерт очень логично и легко, публика долго не хотела отпускать пианиста.

Второй вечер Кнауэра в филармонии прошел не менее триумфально. Первоначально на эту дату планировалась мировая премьера проекта Beethoven variations композитора Араша Сафаяна. Проект Beethoven variations записан на фирме SONY, одесситы стали первыми "живыми" слушателями его части. Было бы опрометчиво судить о проекте без богатства оркестровых тембров, задуманных Сафаяном (камерный оркестр, увы, на карантине), это был скорее минималистичный вариант, но исполнение бетховенских сонат оказалось просто эталонным.

— Я был бы счастлив поговорить с Бетховеном! — признался Кнауэр.

ВЫСТУПЛЕНИЯ ПЕРЕД ПУБЛИКОЙ — СВОЕГО РОДА НАРКОТИК

Российский скрипач Вадим Репин, в отличие от своих коллег, от карантина особенно не страдал. С удовольствием проводил время на даче с любимой семьей, радовался успехам дочери (она у него занимается художественной гимнастикой).


Вадим Репин

— Но потом, конечно, наркотик, с которым мы привыкли жить, взял свое, без сцены артисту очень тяжело, — улыбается музыкант. — Рад быть в Одессе. И дальше много планов, были бы все здоровы. После карантина уже успел выступить в Петербурге с Валерием Гергиевым до поездки в Одессу, планируется выступление в Таллинне на юбилее Арво Пярта, его музыка долгие годы в моем репертуаре, ему подвластны все форматы, каждый раз это что-то непредсказуемое. Надеюсь на его приезд на мой Транссибирский арт-фестиваль, но в любом случае планирую поездку в Таллинн.


Зрители на Потемкинской лестнице

Соната Дебюсси для скрипки и фортепиано — импрессионизм в музыке, и концерт начался в мерцании созвучий, изысканных, как морской пейзаж кисти Моне. Первая Соната Прокофьева для скрипки и фортепиано, "Румынские танцы" Белы Бартока продолжили программу виртуоза.

Вадим Репин не скрывает, что считает скрипку своим истинным голосом. Ария Ленского из оперы "Евгений Онегин" Чайковского, исполненная в конце программы, показала, что вокальную музыку он чувствует и понимает лучше многих певцов. "Паду ли я, стрелой пронзенный?" — спрашивала скрипка, а рояль дарил надежду: "Иль мимо пролетит она?"...

ПРОВЕРЕНО: МИН НЕТ!

Очередное ложное сообщение о якобы заложенной взрывчатке на сей раз "затронуло" Потемкинскую лестницу и должно было сработать, видимо, против престижа Одессы и проведения опен-эйра фестиваля Odessa Classics. Убедившись в безопасности, организаторы начали концерт. Вдохновенно прозвучал Второй фортепианный концерт Рахманинова в исполнении президента фестиваля, народного артиста Украины Алексея Ботвинова и Национального симфонического оркестра Украины под управлением Владимира Сиренко. Программу украсила популярная классика — Моцарт, Березовский, Бортнянский, Лысенко и Скорик. Победитель конкурса юных пианистов имени Серафимы Могилевской, одессит Юрий Картузов исполнил Скерцо Чайковского и был встречен овациями. Опен-эйр, несмотря на карантинные ограничения в виде шахматной рассадки, собрал множество слушателей, изголодавшихся по "живым" концертам.


Юрий Картузов

(Окончание в следующем номере.)

Виолетта СКЛЯР.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.

Версия для печати


Предыдущая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.