Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 10 (1403)
30.03.2018
НОВОСТИ
Юморина - 2018
Милосердие
Юбилей
Вокруг Света
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Мяч в игре
Культура
Пожелтевшие страницы
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 10 (1403), 30.03.2018

И. Михайлов

С МЕТАФОРОЙ ПО ЖИЗНИ

(Продолжение. Начало в № 9.)

* * *

Жить в Одессе, учиться в классической гимназии и не писать стихи, не пробовать себя в прозе?


Едва родившись, этот город притягивал к себе творческие личности, словно магнит. Но подлинный расцвет культуры в Одессе наблюдается с начала 20-х годов XIX столетия.

На троне - все еще Александр Благословенный, довольно либерально относившийся к одесским вольностям. Местные власти - в основном иностранцы - сквозь пальцы смотрели на итальянцев, призывавших к революции на Апеннинах, не возражали против приезда к берегам Черного моря греческих мятежников. Они прекрасно знали, но ничего не предпринимали против постоянно недовольных поляков...

Русские интеллигенты чувствовали себя в Одессе почти как в Европе. Здесь легче дышалось, здесь иной климат, чем в столице Империи, и дело тут не в географическом понимании этого выражения. Например, в Одессе по-французски осуждали Наполеона, и на этом же языке пели "Марсельезу"...

Константин Николаевич Батюшков (1787-1855) тяжело болел, и друзья рекомендовали поэту приехать в Одессу на лечение. Они говорили ему, что в Одессе не только целебный воздух, но и "свободное для творчества общество".

Весной 1818 года, Батюшков прибыл в Одессу и поселился у графа К. Ф. Сен-При, весьма примечательной личности, в тот период херсонского губернатора.

Владимир Феодосиевич Раевский (1795-1872) с юности писал стихи. Политические амбиции привели его на юг Империи. В Тульчине он стал членом тайного общества. В Одессе ему не только хорошо писалось, но также выпала возможность общаться с единомышленниками. Здесь же он подружился с А. С. Пушкиным, они вместе ухаживали за Е. К. Воронцовой.

Любил Одессу поэт В. А. Жуковский (1783-1852), навещавший здесь свою племянницу, детскую писательницу А. П. Зонтаг. Подолгу беседуя с одесским литератором и своим другом А. С. Стурдзой, Василий Андреевич всячески хвалил черноморский город и его неунывающих жителей.

За свое одиннадцатимесячное пребывание в Одессе Пушкин написал более 30 стихотворений, завершил поэму "Бахчисарайский фонтан", приступил к написанию "Цыган"; здесь же родились первые главы романа в стихах "Евгений Онегин".

Волею судеб в Одессе оказался великий польский поэт Адам Мицкевич (1798-1855), который под ее влиянием напишет стихотворный цикл "Крымские сонеты".

Одесса - родина Анны Ахматовой, а известные повести для детей и юношества "Детство Тёмы" и "Гимназисты" Н. Г. Гарина-Михайловского написаны на одесском материале. Этот инженер, ставший писателем, детство и юность провел в Одессе, учился в Ришельевской гимназии.

В Одессе некоторое время жил и работал известный писатель-демократ В. Г. Короленко.

Много теплых воспоминаний об Одессе, где прошли его детство и юность, оставил К. И. Чуковский.

Александр Иванович Куприн не был коренным одесситом, однако хорошо знал и любил этот город. В Одессе писатель создал, пожалуй, лучшие свои произведения: "Гранатовый браслет", "Поединок", "Гамбринус".

Скитаясь по необъятной России, А. М. Горький не мог миновать Одессу. Впечатления о городе и одесситах легли в основу ряда его произведений.

Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война не повлияла на бурную развивающуюся творческую жизнь Одессы. В январе того же года в Одессу нагрянул "футуристический десант" во главе с В. Маяковским. Хотя футуризм как художественно-авангардистское движение зародился в Италии (1910-е годы), в России он приобрел немало поклонников, главным образом, среди художников и поэтов.

В художественной литературе футуристов интересовала форма стихосложения, а не содержание произведения. Они придумывали новые слова, использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон.

Зачинателями русского футуризма следует считать художников братьев Бурлюков. К ним примкнули В. Маяковский, В. Хлебников, Б. Лифшиц и др. Они призывали "бросить Пушкина, Достоевского, Толстого... с парохода современности". Это было что-то новое, необычное и даже пугающее.

Одесская учащаяся молодежь заполнила залы, чтобы послушать В. Маяковского и его единомышленников. Юрий Олеша, тогда болевший футболом, готов был пожертвовать игрой, но непременно пойти на поэтический вечер. Увлечение спортом и поэзией отнюдь не отразилось на его кропотливой учебе в гимназии. Он по-прежнему считался превосходным латинистом, мог напамять цитировать Горация, Вергилия, Овидия, прекрасно знал труды Тита Ливия. Гимназист Олеша был влюблен в историю. По воспоминаниям тех, кто знал его в эти годы, Юрий Карлович досконально владел фактами из истории Великой французской революции, наполеоновских войн...

Олеша не мыслил свою жизнь без русской литературы. Он мог часами цитировать напамять произведения Пушкина, Лермонтова, любил Тютчева и Чехова. В то же время Юрий Карлович с увлечением знакомился с европейской литературой. Надо отдать должное российской классической гимназии. Ее программа предусматривала глубокое изучение гуманитарных дисциплин, в частности художественной литературы и истории.

Как-то совершенно случайно я приобрел у букиниста учебник истории для гимназий. В нем ярко и доступно излагались факты из русской истории. При этом описание исторических событий профессионально переплетаются с анализом культуры и искусства, много внимания уделяется отдельным персонам.

Вспоминаются учебники истории в советской школе. Они в основном были безликие. В то время утверждалось: историю делает народ; следовательно, за редким исключением биографию государственного деятеля знать не полагалось. Правда, о некоторых революционерах можно было прочитать кое-какие факты из их жизни, но при этом они часто преднамеренно искажались либо замалчивались.

В старших классах Ришельевской гимназии не боялись дискутировать о событиях во Франции конца XVIII века, когда там разразилась революция, на знаменах которой было написано: "Свобода. Равенство. Братство". Изучая историю Англии, педагог непременно рассказывал о Кромвеле, который решительно потребовал казни короля Карла I...

Зинаида Константиновна Шишова (1898-1977), хорошо знавшая Юрия Олешу, проживала рядом с гимназией, где он учился. Зинаида Шишова, сама писавшая стихи, вспоминает, как гимназисты с увлечением читали ее балладу, посвященную Уоту Тайлеру - руководителю крестьянского восстания в Англии в 1381 году. Это произведение еще не было опубликовано, поэтому ходило по рукам у одесской учащейся молодежи. Это была крамольная баллада, поскольку призывала к революции, к борьбе за социальную справедливость.

Гимназисты, писавшие стихи, в основном посвящали их любви и дружбе, и только немногие касались в своих поэтических пробах острых политических тем.

В 1917 году Ю. Олеша - учащийся выпускного класса гимназии. В России - важные исторические события: в феврале - марте происходит революция, коренным образом изменившая судьбы страны и жителей.

* * *

Золотая медаль за учебу, большие планы на будущее, все кажется интересным, новым, необычным. Олеша ликовал: все будет по-другому, исчезнут нищие и голодные, все граждане получат равные права. В России - революция!

Теперь - в университет. В Одессе находился один из лучших университетов страны - Новороссийский, основанный на базе прославленного Ришельевского лицея и открытый в мае 1865 года.

Кстати сказать, не сразу Александр II согласился на учреждение в Одессе университета. Он готов был поддержать проект своего министра Валуева, предлагавшего основать университет в Николаеве. Но в поддержку Одессы выступили виднейшие люди Империи, в частности знаменитый врач Н. И. Пирогов, генерал-губернатор Новороссийского края А. Г. Строганов, а также большинство дворян юга страны. Одним из наиболее престижных факультетов считался юридический. Юрий Олеша становится студентом-правоведом.

Но, как это часто случается в жизни, правовые науки не очень интересуют нашего героя. Поэзия, литература занимают практически все его свободное время. Он сближается с Эдуардом Багрицким, Ильей Ильфом, Валентином Катаевым... Юрий Олеша более всего восхищался Эдуардом Багрицким.

Эдуард Дзюбин (1895-1934) - настоящая фамилия Багрицкого - родился в семье небогатого приказчика. Они жили на улице Ремесленной, населенной в основном беднотой, в затхлой еврейской квартире с громадными комодами среди темных углов... Это было очень неуютное, мертвое жилище, о котором Багрицкий напишет:

Еврейские павлины на обивке,

Еврейские скисающие сливки,

Костыль отца и матери чепец -

Все бормотало мне:

- Подлец! Подлец!

Эдуард Георгиевич рано начал писать чудесные стихи, оформлял рукописный журнал "Дни нашей юности", а с 1914 года работал редактором в одесском отделении Петербургского телеграфного агентства. С 1915 года - уже Эдуард Багрицкий - систематически публикуется в одесских литературных альманахах. Казалось, его знала вся читающая Одесса, хотя автору едва минуло 20 лет.

Багрицкий любил декламировать. По свидетельству Ю. Олеши, Багрицкий знал "бесчисленное множество стихов - старых поэтов, современников, русских и иностранных".

Он преображался, когда читал свои стихи: "Его руки с напряженными бицепсами были полусогнуты, как у борца, косой пробор растрепался, и волосы упали на низкий лоб; бодлеровские глаза мрачно смотрели из-под бровей... Он выглядел силачом, атлетом..." - восхищенно писал о нем Валентин Катаев.

Как-то Ю. Олешу и Э. Багрицкого студенты пригласили в университет (это было в Одессе), где их попросили почитать свои стихи. "Профессор-филолог, - вспоминал Юрий Карлович, - привыкший говорить со студентами о Мильтоне, Гомере, Данте, Байроне, вынужден был в эти минуты видеть перед собой не более как одесских мальчиков - просто одесситов, видите ли, которые тоже взялись за написание стихов. Иногда мне казалось, что он и самих стихов не слушает, а все переваривает это обстоятельство, что вот, мол, вокруг каких-то одесситов вьются стихи..."

Но тут случилось непредвиденное. Кто-то из студентов спросил Багрицкого: сможет ли он за пять минут написать сонет? Поэт согласился и попросил назвать тему. Вдруг послышалось: "камень".

Слушатель не случайно предложил Эдуарду Георгиевичу сочинить сонет, да еще за столь короткое время. Явно вопрос был на засыпку. Написать стихотворение в этой традиционной форме очень непросто. Следовало соблюсти следующие правила: должно быть не менее 14 строк, 4 строфы. Кроме того, автор обязан придерживаться порядка рифм. Русский сонет, как правило, пишется пятистопным ямбом.

Менее чем за пять минут Багрицкий на доске мелом написал сонет, вызвавший восхищение даже у скептически настроенного профессора.

* * *

Революция способствовала небывалому всплеску творческой инициативы. Хотя в Одессе и до 1917 года хватало литературных альманахов, журналов и газет, теперь в городе наблюдался поистине издательский бум: около 100 журналов и не менее 200 газет (1917-1919 гг.). Одессу трудно представить без юмора. В этот не очень веселый период ее истории в городе выходили любопытные литературно-юмористические издания. Особой популярностью у читателей пользовались "Одесский чудак", "Шпилька", "Большая крокодила" и другие.

Еще в 1914 году "золотое перо" русской прессы Петр Мосевич Пильский (1879-1941), пребывая в Одессе в должности литературного критика газеты "Одесские новости", создал Кружок молодых поэтов. Кстати, именно А. И. Куприн обратил внимание Пильского на обилие талантливой молодежи, которая станет совершенствовать свое поэтическое мастерство, если ими по-настоящему займутся. Именитый журналист не только согласился, но посчитал своим долгом помочь молодым одесситам в будущем прославить русскую литературу. В этом он не сомневался.

Членами кружка Пильского стали начинающие поэты А. Адалис, Э. Багрицкий, В. Катаев, Ю. Олеша, А. Фиолетов, З. Шишова... Все они были молоды и амбициозны. В литературных кругах России Пильский был хорошо известен и, несмотря на особенности своей богемной натуры, с энтузиазмом взялся за выращивание одесской поэтической элиты.

На характер Петра Мосевича, по-видимому, повлияли гены. По матери он происходил из французского графского рода Девиер, чем очень гордился. Одессит Марк Львович Слоним (1894-1976), писатель, публицист, переводчик, наблюдавший Пильского, написал: "Были в нем замашки и привычки богемы, он дневал и ночевал в кафе и ресторанах, обожал разговоры до утра в каком-нибудь литературно-артистическом клубе, любил возбуждение от вина, атмосферу дружбы, споров и ссор, перекрестный огонь шуток и эпиграмм, игру флирта и влюблений, беспорядок и толчею случайных вечеринок и непринужденных пирушек". Однако время на прослушивания, разумный совет своим кружковцам Пильский находил всегда.

Если Эдуард Багрицкий уже считался опытным стихотворцем, то гимназист Олеша только начинал творить. Петр Мосевич умел находить общий язык как с "ветеранами" одесской поэзии, так и с новичками. И все отмечали в его деятельности много полезного и занимательного.

(Продолжение следует.)

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.