Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 33 (1426)
21.09.2018
НОВОСТИ
Событие
Острая тема
Здоровье
Вокруг Света
Спрашивайте - отвечаем
Официально
Спорт
Мяч в игре
Культура
Имена
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 33 (1426), 21.09.2018

КОГДА ЖЕ ЦВЕТЕТ ПАПОРОТНИК?

Два первых вечера Четвертого фестиваля искусств "Бархатный сезон в Одесской опере" прошли с фольк-оперой-балетом Евгения Станковича "Коли цвiте папороть" при участии солистов оперы, хора, балета и оркестра Львовского национального академического театра оперы и балета имени Соломии Крушельницкой.

Купальские, казацкие песни, сценография Тадея Рындзака, разделившая хор с балетом при помощи высокой металлической конструкции, на которой расположены хористы, впечатляющие видеоэффекты - таким оказался спектакль львовян.


- Мы благодарны за приглашение, это большая честь - открывать здесь фестиваль, - подчеркнул заместитель гендиректора Львовской оперы Михаил Швед. - Режиссер Василий Вовкун в свою программу "Украинский прорыв" включил эту постановку, обогащенную современными технологиями.

В ноябре к львовянам поедет одесская версия оперы Верди "Набукко" (в постановке того же Вовкуна). Дирижер-постановщик, народный артист Украины Владимир Сиренко рассказал, что существуют две редакции партитуры. Первая, для народного хора и оркестра, написана в нижней тесситуре, вторая, для академического хора и оркестра - в более высокой, как раз эта редакция и используется во львовском театре.

- Мы даем этот спектакль два раза в месяц, и всегда при аншлагах, - заявил маэстро. - Сорок лет назад КГБ благополучно запретил спектакль, эта музыка зазвучала снова уже в двадцать первом веке и только фрагментарно.

Балетмейстер-постановщик, заслуженный артист Украины Сергей Наенко, работал на стыке современной и народной хореографии. Художник по костюмам Анна Ипатьева создала величественные и загадочные одеяния для хора, более облегченные, с элементами народного костюма, предназначались для балета. Тут и вышиванки, и шаровары, и даже шальвары, но главный визуальный эффект обеспечивают проекции на заднике-экране, особенно впечатляет сцена, где стена рассыпается. А процесс пресловутого цветения папоротника в спектакле мгновенен, как и страсть, опаляющая человеческую душу. Наверное, стоило бы это мгновение продлить, выделить, придав любви-страсти больше прав в этой истории, претендующей на всеохватность.

- Все, что красиво, как правило, стоит дорого, - признался художник по свету и визуализации Дмитрий Ципердюк. - Но не настолько, как в Европе, мы делаем все за адекватные деньги, у подрядчиков есть большое желание совершить что-то новое, и они охотно идут нам навстречу. Это первый мой опыт в таком жанре, в шоу-бизнесе я работаю 20 лет, оформлял мюзиклы и концерты поп-звезд.

Произведение, написанное для народного хора Веревки на гоголевские мотивы в 1977 году, долгие годы было под запретом. Заказ исходил из Франции, премьера планировалась в Париже, но что-то пошло не так, и дальше генеральной репетиции во Дворце "Украина" жизнь постановки не продлилась. Французская концертная фирма "Алитека", как вспоминает композитор, столкнулась с тем, что исполнителям было "не рекомендовано" подписывать контракт. Вроде бы сыграло свою роль этническое своеобразие музыкального материала. С другой стороны, разве не на своеобразии музыкальной этники основывались оперы и балеты всех союзных республик? Скорее всего, всей правды мы не узнаем никогда. Традиционного сюжета здесь нет, это сложное полотно, сотканное из фольклорных мотивов, воспроизведенных современным музыкальным языком. Язычество, казацкая героика и тревожная современность сплетены во львовской постановке (либретто Александра Стельмашенко), шины и булыжник в качестве реквизита присутствуют.

Как же так случилось, что фольклор в современной обработке так напугал в свое время цензуру? Поскольку некоторые гоголевские мотивы присутствовали в опере-балете изначально, мистический туман, очевидно, всегда будет покрывать многие обстоятельства. Как вспоминает композитор, французы заказывали музыкальное произведение по мотивам Гоголя через Госконцерт СССР, и все расчеты проводились через Москву. Планировалось 25 показов во Франции, первый - в Гранд-опера. По одной версии, запрет исходил лично от главного идеолога СССР Суслова. По другой - перестарались местные цензоры. Вероятно, неудача первой постановки все же связана не с этникой, а с рыхлой драматургией, ведь спектакль рассыпается на отдельные обработки народных песен.

В нынешней редакции мрачные сцены жертвоприношения обнаженной балерины языческому божеству (на самом деле, конечно, солистка балета облачена в трико телесного цвета, в лучах прожекторов оно смотрится куда эффектнее, чем тело), танцующей Смерти, зловещих русалок и ведьм, к счастью, сменяются благостной хоровой молитвой за Украину. На сцену выбегают детишки, и становится понятно: все революции, войны, религиозный фанатизм и прочие заморочки не стоят будущего прекрасных украинских детей. Опять же четкого финала у оперы-балета нет, песни можно переставлять местами и опускать занавес в любой момент. Но ведь зритель ищет какую-никакую логику в происходящем, ждет внятной кульминации и убедительного разрешения конфликта. Всего этого он не находит, впрочем, как и в нашей сегодняшней жизни, протекающей достаточно сумбурно, зато ярко, нервно и не без гоголевских мотивов... Если первый акт не раз заставляет вспомнить "Весну священную" Стравинского, то второй вызывает в памяти недавнюю одесскую премьеру, балет "Судьбы" на музыку Юлии Гомельской, та же пугающая механистичность танца злых сил (плюс поиски в области ударных инструментов в оркестре, звон, лязг, скрежет) и возвращение в финале к нормальной пластике, мелодизму, торжеству гуманных ценностей. Особенности современного отечественного музыкального театра в рамках фестиваля обсуждались в порядке дискуссии с участием специалистов, но это уже будет темой следующей статьи.

Виолетта СКЛЯР.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.