Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!
Номер 13 (1307), 8.04.2016
"ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК" - ТЕАТРУ НЕ В УБЫТОК
Судя по всему, Театр оперы и балета не прогадал, решив предъявить публике оперу Гаэтано Доницетти "Любовный напиток" в новом прочтении, нерядовое произведение оперного искусства в нерядовой интерпретации. При этом удалось избежать крайностей, не впадать в красивую архаику "на любителя", но и перевернуть в сюжете все с ног на голову, исказив авторский замысел до неузнаваемости.
Одесса стала в свое время одним из первых городов за пределами Италии, где "Любовный напиток" был впервые показан после миланской премьеры 1832 года, и теперь эта опера наверняка надолго задержится в репертуаре. Деликатное режиссерское решение держит труппу и публику в тонусе - невозможно заскучать, расслабиться, засидеться в удобной позе. Мерцающие голубым светом айпады в руках у солистов и хористов, которые нет-нет, да и делают селфи; на красивом старинном фонтанчике возникает голубой ананас из пластиковых бутылей. По словам заслуженного художника Украины Людмилы Нагорной, не что иное, как "свет голубых экранов, который все с утра до вечера пьют с удовольствием - кто в телефонах, кто в планшетах, кто в телевизорах, все мы наполнены этим голубым свечением". Тут и впрямь схлестнулась городская цивилизация, пришлые персонажи со здоровыми сельскими нравами, простодушными аборигенами. Некоторые постановочные эффекты доверены видеопроекциям: иллюзия бьющего фонтана в начале, мелькание кадров рекламы и городской суеты (контраст размеренной сельской жизни), просвеченные луной облака в сцене любовного объяснения героев в финале.
С детским восторгом публика встречает веломобильчик, на котором передвигается ловкий шарлатан, странствующий лекарь-целитель Дулькамара, вокруг которого интрига сюжета начинает бешено вертеться, он - катализатор сложного процесса, который в финале приведет к неплохим результатам. Режиссер-постановщик Оксана Тараненко увидела этого героя в байкерском имидже, более жестким и властным, чем у Доницетти, этот деятель не столько рекламирует свои снадобья, сколько настойчиво и напористо убеждает их купить. Дар убеждения налицо! В этой партии - народный артист Украины Василий Навротский. Данная виртуозная басовая партия требует предельной выразительности в пении, речитативах, артист такой выразительностью обладает сполна. Можно не присматриваться к переводу "бегущей строки", когда на сцене Навротский, у которого от зубов отскакивают все итальянские слова, а как точна жестикуляция! Чтобы вызвать доверие у поселян, Дулькамара на голубом глазу заявляет, что тоже родился в деревне, а потому готов сделать скидку на свои чудодейственные средства, вот и руку картинно к сердцу приложил. А зал понимает: врет, проходимец!
Бравых военных, входящих в деревню, заменили какой-то передвижной группой телешоу во главе с якобы звездным телеведущим Белькоре (баритон Богдан Панченко), вышагивающим по красной дорожке прямо через тела падающих без чувств от восторга поселянок. Именно он станет соперником в любви для романтичного деревенского паренька Неморино (тенор Дмитрий Михеев). И когда отчаявшийся обрести благосклонность ученой и богатой красотки Адины простодушный Неморино выпрашивает волшебный эликсир, которым некогда Тристан приворожил Изольду, нам ясно - Дулькамара впервые слышит об этой истории, но быстро ориентируется и выставляет цену на бутылку... обыкновенного, хотя и вкусного бордо. Поможет! И дело не только в том, что милый юноша станет вести себя с красавицей более раскрепощенно, Адина (сопрано Алина Ворох) давно уж неравнодушна к бедняге, хоть и заигралась в недотрогу. Внимание девушки всегда с Неморино; ничего, что готовится к свадьбе с другим и уже примерила сверкающий венок и расшитое подвенечное платье, напоминающее подушку с кружевной накидкой (сельские свадьбы всегда такие нарядные!)...
Музыкальная часть постановки достойна наивысших похвал, бесподобен оркестр под управлением Валерия Регрута, очень хороши как молодые, так и опытные певцы. Все знаковые арии и дуэты "Любовного напитка", являющиеся хитами мировой классики, выполняются солистами великолепно, в зале долго не смолкают овации. Вальс, полька, баркарола, романс - жанровые истоки музыки Доницетти, не устаревшие и по сей день. Михеев-Неморино со своей хитовой арией Una furtiva lagrima ("Потаенная слеза") даже напомнил молодого Паваротти, а Навротский-Дулькамара в дуэте с Адиной Io son ricco е tu sei bella ("Я богат, а ты прелестна") - самого Тито Гобби. Убеждая Адину во втором действии также изведать любовного эликсира, Дулькамара едва ли не заламывает ей руку за спину, но девушка полагается только на свою красоту и сообразительность. Она сама - хорошая порция этого самого эликсира...
Вездесущий хор, поддаваясь обаянию телеперсоны Белькоре и целительной силе снадобий Дулькамара, живет на сцене интересной жизнью (хормейстер-постановщик - заслуженный деятель искусств Украины Леонид Бутенко, хореограф-постановщик - Павел Ивлюшкин). И публика вслед за этими "обитателями деревушки близ Флоренции" готова выстраиваться в очередь к лекарю за любовным напитком (чем черт не шутит?), а также в кассу, чтобы получить новую дозу, пардон, билет на следующее представление великолепной оперы.