Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 30 (1423)
31.08.2018
НОВОСТИ
Моя Одесса
Актуальная тема
Образование
Вокруг Света
Спрашивайте - отвечаем
Официально
Спорт
Мяч в игре
Культура
Память
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 30 (1423), 31.08.2018

СПРАВА И СЛЕВА ОТ КОНТЕКСТА

В Киевском Мыстецьком Арсенале завершилась масштабная выставка "FLASHBACK. Украинское медиаискусство 90-х", в рамках которой состоялся круглый стол, посвященный памяти одесского художника Мирослава Кульчицкого (1970-2015), знаковой фигуры современного искусства Украины.

Мирослав Кульчицкий в 1990-х работал в тандеме с другим одесситом, художником Вадимом Чекорским, был директором Центра современного искусства в Одессе (2000-2003), сооснователем Института современного искусства в Одессе (1999-2003). С 2013 года, то есть ровно пять лет назад, начал работать куратором Музея современного искусства Одессы, и эта работа продлилась вплоть до его внезапной смерти.


- Мирослав был широкой натурой, и можно говорить о разных сторонах его творчества, и о кураторской деятельности, - говорит куратор выставки в "Арсенале" Александр Соловьев. - В 1994 году проводился впервые фестиваль в Одессе "Свободная зона", где я познакомился с инсталляцией "Пространство капитуляции" в Художественном музее. Она потом была представлена на фестивале во Франции в Клермон-Ферране, и надо признать, что участники этого дуэта, Кульчицкий и Чекорский, были одними из первых, кого заприметили в общем контексте европейском. Много внимания им уделяла профессиональная пресса. А вскоре вышла статья Дэвида Бриттена, английского критика медиаискусства в очень престижном издании Камера, этот материал был посвящен тому произведению, которое я очень хотел бы видеть и на нашей выставке. Этот проект назывался, как и знаменитый фильм Микеланджело Антониони, "Blow up". Только у авторов после этого названия стояла точка, и дальше продолжалось: "Новое расследование". А Бриттен назвал "Новая улика". Нюансы перевода.

Используя преимущества своего метода переформатирования чужого материала, они создавали свою уникальную версию. После дебюта в 1994 году буквально через год была создана инсталляция "Она без ума от театра", и к ней был написан текст, в котором было сформулировано творческое кредо дуэта. Они работали с цитатами мирового кинематографа, внося туда какие-то свои моменты, чтобы этот узнаваемый всеми материал становился совершенно неузнаваемым, прочтением для нового расследования. Этот метод представлен во многих работах, будучи показан в таком скрининге, современном кинотеатре.

И тут еще один нюанс, связанный особенно с работой 1998 года "Экранная копия", где тоже идет узор с обыкновенного компьютерного монитора, но идет бегущая строка, в которой ключ к разгадке этой работы, знак копирайта. Это была эпоха пиратского отношения ко всему, в том числе и к видео, но художники извлекли из этого изъяна некую выгоду.

- В конце 1999 года мы расстались, я уехал в Канаду, а Мирослав продолжил свою карьеру в Одессе, - вспоминает Вадим Чекорский. - Современное искусство для нас было искусством, которое создает, изобретает новые, альтернативные модели видения, существования и действия в социокультурной современной среде. И искусство вне социальной критики и вне социального заказа - это для нас, во всяком случае, было не искусство, а "приключения вещей и персонажей". Мирослав был во многих ипостасях: литератор, поэт, прозаик, художник, критик, куратор, теоретик. Мне кажется, что он в первую очередь был художником. Но художником теоретизирующим, то есть таким, который связывает заложенную теоретическую базу с художественным объектом или художественным актом. И это создает единый неделимый контекст. Антиподом теоретизирующего художника является не-теоретизирующий, то есть художник ренессансного, свободного толка архаичного, который делает работу по наитию, и потом уже неадекватная или проплаченная критика сооружает под это все какую-то теоретическую псевдоконструкцию. Для нас такой теоретической базой стало так называемое контекстуальное искусство. Наше искусство не имеет отношения ни к медиаарту, ни к видео вообще. Что касается концептуализма, то он скорее был одновременно точкой и отторжения, и притяжения, но не линией преемственности. Новые медиа, новые технологии создают новое мышление, но это мышление необязательно выражается посредством этих технологий. Релациональное контекстуальное искусство 90-х, на мой взгляд, основное явление в европейском и международном масштабе, которое помогло выйти из кризиса искусства постмодерна и задало тренд на многие десятилетия вперед.

Поскольку важным элементом в этом искусстве была аудитория, ее реакция на работу была заложена как элемент самого произведения.

Я сравнил аудиторию 1990-х годов и современную, и могу сказать, что многие вещи, о которых писал Мирослав, сбываются (он много теоретизировал, не все удавалось воплотить). Мне кажется, в девяностые годы сознание аудитории было еще не настолько репрессировано средствами массовой информации. В девяностые было некое мозаичное восприятие действительности и выставочного пространства, сейчас это полностью подавленное состояние, невозможность полностью сосредоточиться и выловить какой-то отдельный элемент мозаики. Это даже не боковое зрение, идею которого мы разрабатывали сначала в литературе, а потом в визуальных работах начала 1990-х, а шопинг-восприятие, как в магазине или Интернете: ты приходишь купить или посмотреть что-то одно, а замечаешь нечто другое и уже идешь в совершенно другом направлении.

Сегодня восприятие изменилось, а наше искусство предполагает взаимодействие с публикой, оно - социальный эксперимент со зрителем. Я благодарен кураторам и организаторам этой выставки за то, что появилась возможность выставить наши работы в каком-то новом контексте. Нам никогда не удавалось их выставить в том контексте, какого мы хотели. Нас постоянно приглашали на выставки медиаарта, видеоарта, чисто по формальному признаку: используется видео, значит, вы видеохудожники. У меня есть мечта - большая выставка в Украине, посвященная именно релациональному контекстуальному искусству девяностых годов, которая прослеживала бы связь концептуализма, неоконцептуализма и контекстуализма. Я не знаю других художников в Украине, кроме нас с Мирославом, которые бы занимались этим искусством. Знаю, что позднее были художники, которые переосмыслили это направление. Это очень важно, так как переосмысление прошлого опыта - необходимое условие развития в современном искусстве.

- В 2016 году мы попытались для выставки "Лихие девяностые" максимально реконструировать проект "Supermarket", - говорит директор Музея современного искусства Одессы Семен Кантор. - И вы знаете, ничего не получилось. Вернее, получилось, но не так, как должно было быть. Что такое "Supermarket"? Там было несколько вещей для меня очень интересных, это, во-первых, камера, которая снимала тикающие часы с чемоданчиком. Ты входишь в зал, там чемоданчик, из которого доносится мерное тиканье, напоминает сами знаете что. Ты начинаешь озираться, взорвется сейчас или нет. А камера наверху в зале тебя снимает. И ты видишь на мониторе свою реакцию. Рядом стоит надувной бассейнчик маленький, там был нарисован Микки-Маус, налита вода и открытые бутылки с пепси-колой стояли, он исполнял утилитарную функцию охлаждения напитков. По залу ездили игрушечные желтенькие уточки, к каждой была приделана мисочка для сбора денег, для взносов. Мне ночью снились эти уточки, сейчас таких уже нет, нет таких бассейнчиков, все поменялось. Там были еще вещи, связанные с контрафактными товарами. Мы обегали наш прекрасный рынок "Седьмой километр" по диагонали десятки раз - нет больше спортивных костюмов с надписью Adidos вместо Adidas, ничего найти уже не могли. Мы не могли передать историю - это к разговору о контекстуализме. Контекст настолько был важен в этой работе... Не зря его знаковая выставка называлась "Справа и слева от текста" - текст был главным.

Но пора дать слово и самому Мирославу, процитировав его своеобразное художественное завещание: "В отличие от моих контекстуальных релациональных практик 90-х, акцентирующих факт самоценности художественного события и уникальность разделенного опыта, получаемого в процессе межличностного обмена в рамках этого события, мой нынешний подход задает жесткие параметры межличностного обмена и акцентирует целевое назначение этого обмена... Я предлагаю метод реконтекстуализации в качестве своеобразной совместной практики, открывающей практикующим зрителям путь к обретению актуального видения. Это и есть мой метод лечения от замыленности взгляда, мои художественные очки и глазные линзы. И, пользуясь другой метафорой, - новое эффективное оружие, предлагаемое к применению в войне с машинами зрения, медиальными фильтрами, узурпирующими наше видение реальности".

Жаль, мы уже не станем очевидцами воплощения этого нового метода.

Записала Виолетта СКЛЯР.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.