Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 1 (790)
13.01.2006
НОВОСТИ
Культура
Город
День календаря
Архив
Досуг
Криминал
Здоровье
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 1 (790), 13.01.2006

ДВА СОБАЧЬИX РАССКА3ИКА + ЕЩЕ ОДИН

I. ПОЧЕМУ СЕТТЕРЫ?

ИРЛАНДСКИЙ СЕТТЕР. Благородный пес густо-коричневой масти. В своей охотничьей жизни прекрасный специалист для охоты на болотную и степную дичь. К сожалению, его великолепные внешние данные – такой красавчик! – часто приводят к тому, что в условиях большого города он из собаки охотничьей – из следопыта степей и болот – превращается в собаку комнатную, декоративную, узника четырех стен, уютного расслабляющего безделья. А затем – за непотребностью в связи с переездом или по старости – его как-нибудь "невзначай" оставляют на улице... Или увозят в чужой район и "забывают"...

Уже второй раз вижу такого беднягу, которому по непонятным для него причинам, как говорили в старину, "отказали от дома". Вот и мечется одинокая благородная псина по поселку Котовского: туда побежит – остановится, принюхается; сюда побежит – нет хозяина, исчез, затерялся. Даже великолепный сеттеровский нюх не помогает его найти... Смотрю – был у него вначале ошейник, но через день-два кто-то снял. Или беспризорные мальчишки, или бомжи – двуногие товарищи по несчастью.

Видел я однажды брошенного черного терьера. Несмотря на всю его выносливость и неприхотливость, выглядел он довольно жалко. Ну, а на старого, хромого пуделька вообще было жалко смотреть. Однако брошенные ирландские сеттеры почему-то попадаются чаще... Почему бы?..

Как говаривал Николай Васильевич Гоголь: "Скучно на этом свете, господа!.".

II. "Я ВАМ ПИШУ..."

Интересно, что в орфографическом словаре, составленном известным профессором Д.Н. УШАКОВЫМ и доцентом С.Е. КРЮЧКОВЫМ для начальной и средней школы и выдержавшем восемь изданий, есть слово КОБЕЛЬ, м.р. (собака-самец), но – из какой-то "орфографической деликатности?" – отсутствует "сука". Это шутка, конечно, слово "кобель" включено в словарь, дабы школяры не путали его со словом КАБЕЛЬ, к которому Ушаков и Крючков также дают пояснение: "м.р. (электрический провод)".

Писатели, на мой взгляд, слишком, часто злоупотребляют словом "кобель", а особенно словом "сука". Я вовсе не пуританин в этом вопросе, но вот вам всего один наглядный пример. Намедни я провел небольшое филологическое исследование, что называется на ходу, экспромтом, результаты которого и предлагаю вашему вниманию.

Касаемо кобеля, то мне сразу пришло на ум народное остроумие, или, как говорят филологи, две эпиграмматические пословицы:

1. Черного кобеля
не отмоешь добела.

2. Сами кобели,
да еще собак завели...

А в случае со словом "сука" меня здорово выручил политический детектив популярного американского писателя Джеймса Д. Хорана "Нужный образ", который я в то время читал. Роман Хорана несколько раз в США попадал в число бестселлеров (перевод с английского и комментарий В. Беловой. – Нижний Новгород: Флокс, 1993. – 528 стр.).

Писатель рассказывает, как специалисты в области политической рекламы создают "нужный образ" и делают из малоизвестного конгрессмена губернатора штата и вероятного кандидата на пост президента. При этом, что скрупулезно подсчитано мной, в том или ином контексте слова "сука", "сукин сын", "сукины сыны" и прочие "собачьи модификации" повторяются чертову дюжину раз.

Может, в политическом детективе это закономерно?!.. Черный пиар – белый пиар...

III. ИЗ ИСТОРИИ СОБАК И СОБАЧЕСТВА

У каждого человека в отдельности и у человечества в целом есть своя ИСТОРИЯ. Довольно сумбурная и – это я о себе говорю – нелицеприятная... Это история наша и нашего рода. И у собачьего рода есть своя история. Хуже или лучше человечьей – не знаю...

Начиналось все, как пишет Ч. Дарвин в "Происхождении видов", в одну из несчитаных зим неолита, когда забота о детях заставила первобытную женщину отказаться от кочевок вместе с мужчинами и поселиться в пещере.

В один из бесконечных неолитских годов, в славную эпоху матриархата, когда зима была особенно холодной, а значит, и голодной, одна из волчиц, поддавшись слабине, подползла к обитаемой первобытной пещере и взвыла, что называется, во весь голос. Первобытная женщина великолепной эпохи матриархата – хранительница очага, первых запасов зерна и потомства – оторвалась от магического созерцания огня (телевизоров тогда не было) и пригрела заблудшую волчицу.

Если быть до конца объективными, то науке неизвестно, кто приволочился первым к первобытному человеческому жилью – волк или волчица? Есть несколько косвенных улик в пользу волчицы. Во-первых, как утверждают авторитетные ученые-кинологи, волчицы умнее волков. Недаром именно они, как правило, возглавляют волчьи стаи. (Исключение составляет БЕЛЫЙ КЛЫК по Лондону). Блестящее подтверждение тому мы находим у французов: шерше ля фам – во всем ищите женщину, а также в современной истории человечества; не говоря уже о все чаще встречающихся примерах превалирования премьерш над премьерами.

И, наконец, улика последняя: ближе к весне в матриархатской первобытной пещере появились волчата, которым предстояло стать первособаками.

Во времена неолита и матриархата тоже были весны, о которых вполне можно было сказать стихами Максима РЫЛЬСКОГО:

Зимовий вечiр лiг
На землю синюватий –
Та в серцi, чорт бери,
Не вiдцвiла весна!

Скучала ли волчиха о своем супруге-волке? Ведь волки моногамны... Вопрос чисто риторический и не вписывается в научную историческую собачью концепцию. Ясно одно: волки были и остались моногамными – у них есть семья, в которой они воспитывают 2-3-х волчат. Собаки – после того как отдали себя во власть человека – стали полигамными. А собачья самка в отличие от волчицы обрекла себя на незавидную участь матери-одиночки.

Как говорится, с кем поведешься, от того и наберешься, або: з яким пристаєш, таким сам стаєш. Дело в том, что во времена матриархата женщины жили по законам материнского права, – т.е. они сами выбирали себе мужей. Следы полиандрии (многомужества) можно найти и сегодня в Тибете и в некоторых районам Индии, где одна женщина вступает в брак с несколькими братьями. Что же оставалось делать нашим бедным, не имеющих права голоса собачьим самкам в условиях такого окружения? Правильно – ДЕЛАЙ КАК Я!

Со временем в человечьем общежитии произошли новации: с появлением частной собственности и прав наследства у людей появилась семья, а отсюда и другая мораль. Уже в одной из ранних надписей шумерского правителя Урукагины, относящейся к 2 350 г. до н. э., по этому поводу писалось: "В прошлые времена женщины имели у нас обычай брать себе многих мужей; женщина, которая отважится сделать то же сегодня, побивается камнями".

Что ж, в условиях другого окружения и породистые собачьи самочки – декоративные, служебные и охотничьи – стали жить, если не "в браке", как волчицы, то вполне упорядочено, пристойно. Они, подобно древним амазонкам, если верить легендам, лишь раз в год вступают в общение с самцами, чтобы продолжить свой род. За то уж, надеясь на человечье покровительство, наиболее сильные из них могут похвастаться выводками от 12 до 18 щенят.

Что касается уличных собак с их групповым, беспорядочным сексом, так ведь и у людей есть так называемые "уличные женщины". Представительницы древнейшей на земле профессии получают за это деньги. А уличные, бездомные самочки ничего с секса не имеют, кроме щенков. И как же прокормить их сегодня без помощи человека!?

И все же некоторые люди продолжают кричать:

СУКИ! СУКИ!

Лучше помогли бы сестрам нашим меньшим.

Анатоль ШАХЛИЕВИЧ.

Рисунок Ф. КАМЕНЕЦКОГО.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.