Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!
Номер 33 (1327), 02.09.2016
ПРЕДВОДИТЕЛЬ ФРАЕРОВ И СОЗДАТЕЛЬ "ФРАЕРФЕСТА"
Новый фестиваль современного искусства, состоявшийся в конце лета, имеет двух отцов-основателей, Романа Громова и Дмитрия Эрлиха. Сегодня мы расскажем подробнее об одном из них, что не исключает в дальнейшем появления очерка и о другом. Роман Громов в 2016 году стал сокуратором и одним из создателей одесского фестиваля современного искусства Freierfest. А предшествовало этому немало успешно пройденных ступеней становления в профессии.
Учась на философском факультете в ОНУ, заниматься современным искусством Роман начал в 2009 году как участник и организатор перформанс-группы NOCOMPRENDO из будущих философов и культурологов. Дипломную работу защищал на тему "Основные черты, характеристики и практики украинского трансавангарда". Участвовал в Третьей и Четвертой Одесской биеннале современного искусства, организовал ряд арт-проектов, руководит творческим пространством "Артерия" при Музее современного искусства Одессы.
Надо сказать, работы Романа запоминаются даже на фоне крупного проекта, врезаются в память, их содержание невозможно исчерпать словами, в них всегда заключена некая тайна и неоднозначность, несмотря на вроде бы броскую, лобовую подачу... Так было с фанерной инсталляцией "Саркофаг", поразившей в 2013 году посетителей Третьей Одесской биеннале современного искусства - четыре силуэта игроков команды "Шахтер", политых нефтью, точно кровью, и несущих на плечах саркофаг с осыпающимся углем-прахом... Или ироничный объект "Еще больше шоколада" - гигантская "рошенка", брошенная на пол в зале уже на Четвертой Одесской биеннале.
К визуальному искусству Рому тянуло с отрочества, в юности начал размышлять о рекламной деятельности как сочетании коммерции и искусства. Но практика в сфере рекламы не принесла полного творческого удовлетворения, оказалось, что успех приносят поверхностные и скучные идеи. В искусстве, слава Богу, это не так!
- Я начал экспериментировать с живописью, инсталляцией, видео, скульптурой. Музей современного искусства Одессы дал мне возможность проявить себя в качестве музейного куратора, делать резонансные проекты, экспериментировать. Очень благодарен куратору МСИО, известному контекстуальному художнику Мирославу Кульчицкому, светлая ему память, который верил в меня и не сомневался, что мне нужно заниматься кураторскими и художественными практиками. Когда шла критика со стороны, он всегда стоял на своем: "Это должно быть, без этого никак, мы в свое время делали, почему они, молодые, не должны?". И Семен Борисович Кантор, директор музея, дал мне карт-бланш на реализацию моих кураторских проектов в творческом пространстве "Артерия". Мирослав говорил, что мне стоит сделать большой европейский проект, мега-выставку, но советовал сначала набраться опыта, немного подождать. Сейчас, считаю, момент настал. За последние годы я стал одним из самых активных молодых одесских кураторов, извините за пафос, но я не помню, чтобы хоть кто-то мог похвастаться такой статистикой. Как художник я тоже прогрессирую, но куратор и менеджер пока побеждают во мне творца, надеюсь, это временно, - говорит Роман.
В организации проектов Роману немало помогает... цыганский магнетизм. Прабабушка-цыганка по папиной линии - из Одессы, а папа родился на Бессарабии, их десять братьев в семье, живут кто в Италии, кто в Румынии, кто в Болгарии.
- По маме - я украинец, она у меня из Житомирской области из очень старого небольшого городка Олевск, - уточняет художник. - Мой папа передал мне безумную любовь к кино, он работал все детство в небольшом кинотеатре и в детстве показал мне все советское кино, от "Тихого Дона" до "Сталкера". Эта страсть к кино в результате вылилась в бесконечные кинокружки, которые я организовывал со студенчества. У меня само собой стало получаться искусство пестрое, яркое, с цыганской тягой ко всему броскому и китчевому, некий цыганский поп-арт и дадаизм в одном флаконе, в ход пошли элементы выжигания, кислотные цвета, психоделический коллаж, концептуальные объекты! Организовал ART WEEKEND во дворике Музея современного искусства Одессы, это в определенном смысле платформа для коммерческого продвижения локального искусства, приучаем публику к тому, что нужно покупать и коллекционировать молодых художников. Авторы получают возможность показать и продать работы, которые пылятся в мастерских, а ведь они достойны внимания. Я уже напродавал искусства всем своим знакомым и своей семье, они рады и счастливы. Сегодня это работа молодого таланта в музейном дворике, а завтра, глядишь, известного в Нью-Йорке художника.
Что же касается фестиваля Freierfest, то в пользу того, что он приживется в Одессе, говорит такое соображение: мы живем в городе свободы, свободно мыслящих людей, отчасти китчевом, фраерском городе, где любят яркие вещи на грани и за гранью хорошего вкуса. Собственно, слово "фраер" в буквальном переводе и означает: "свободный". А где наиболее остро начинает человек ощущать ценность свободы? Правильно, в условиях ее ограничения. Вырос Роман на Школьном аэродроме, на Таирова, там постоянно попадал в интересные ситуации. Например, зашел к другу в седьмом классе, а у него брат "токо откинулся" и все время, когда сидел, рисовал, сделал кучу крутых рисунков. Роме понравилась эстетика тюремного и армейского наива, все эти привозимые с зоны интересные блокноты с рисунками, альбомы, выжигание по фанере. В своих авторских произведениях он иногда прибегает в стилизации такого тюремного и наивного искусства, например, это триптих "Не верь, не бойся, не проси".
- Мы с Димой Эрлихом, как художники, которым важно развитие визуального искусства в Одессе, решили запустить фестиваль современного искусства Freierfest в честь знаменитого одесского и украинского художника Теофила Борисовича Фраермана, который, как нам кажется - просто икона одесского искусства. Фраерман работал в мастерской Огюста Родена. Выставлялся вместе с Анри Матиссом. Он икона! Уже в его фамилии зашифровано фраерство, да и каждый яркий художник отчасти является фраером. В историю входят как раз те художники, которые делают фраерское искусство. Пикассо, Дали, Ман Рей, Эрнст, Дюшан, тот же Хёрст, Кунс. Дадаисты фраерами были, Энди Уорхолл - вообще король фраеров второй половины двадцатого века. Ну и мы к этому стремимся... Хочу сделать ряд международных проектов, рассчитанных на год-два. У нас с Димой Эрлихом будет по персональному проекту, и совместный планируется в Кракове плюс серия кураторских проектов в Америке, Японии, Турции, значимые выставки во Франции... Много бумажной волокиты предстоит, оформление заявок, думаю, затянется на пару лет. Не стремлюсь нравиться всем и каждому, ведь пресловутый "щелчок" срабатывает, когда ты не думаешь о выгоде, прибыли, меркантильных вещах. Тогда рождается цельное высказывание!