Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 07 (1539)
25.03.2021
НОВОСТИ
Проблемы и решения
Память
Тема
Вокруг Света
Культура
Спорт
Мяч в игре
История
Официально
12-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 07 (1539), 25.03.2021

ПОЭТИЧЕСКИЙ "ПОЛДНИК" ОТ "ПОРТО-ФРАНКО"

В рамках празднования 30-летия нашей газеты, в библиотека им. К. Г. Паустовского состоялся "Поэтический полдник", в ходе которого журналисты, трудившиеся или сотрудничавшие с "Порто-франко", представили свои поэтические сборники.


Этот поэтический сейшн открыл редактор газеты Аркадий Рыбак.

— Тридцать лет — это колоссальный срок для газеты, если учесть, что мы делали ее "с нуля", к тому же в достаточно непростых условиях. Продержаться в 1990-х и выпускать относительно приличный продукт, было совсем не просто, впрочем, как и сейчас. Это комплимент самим себе, а также нашим авторам и друзьям, которые продолжают читать газету, иногда пишут для нее, но всегда остаются вместе с нами. Хочу поблагодарить за организацию и гостеприимный прием заведующую библиотекой имени Паустовского Карину Апаринову и Александра Апаринова, который сделал видеоролик о редакционной жизни нашего издания.

Аркадий Рыбак вручил в дар библиотеке свои книги: повесть "Аккерманский мальчик", главный герой которой — его отец Михаил Рыбак, знаменитый одесский фотокорреспондент, а также сборник рассказов "Этот мир придуман не нами".

В ответ Карина Апаринова напомнила, что сам редактор, как и сотрудники "Порто-франко" Александр Галяс, Владислав Китик и Инна Ищук являются лауреатами премии им. К. Г. Паустовского. И ей особенно приятно, что юбилей отмечается именно в библиотеке, носящей имя писателя.

Она прочитала фрагмент из повести Константина Георгиевича "Начало неведомого века": "От газетного листа должно разить таким жаром, чтобы его трудно было в руках удержать. В газете должны быть такие речи, чтобы у читателя спирало дыхание", из повести "Начало неведомого века".

— Эти слова касаются как раз газеты "Порто-франко", которую мы любим и читаем, — сказала Карина Апаринова.

Как рассказал заместитель редактора Александр Галяс, идея проведения "поэтического полдника" возникла не случайно. Ведь многие журналисты, которые работали в газете, имеют в своем творческом багаже и поэтические сборники, так что вполне логично было провести именно такую встречу.

Владислав Китик, не только журналист и поэт, но еще и моряк, признался, что работа в газете "Порто-франко" относится к лучшим страницам в его жизни. Он даже сохранил свое редакционное удостоверение. Владислав провел параллель между работой в газете и поэтическим творчеством.

— Когда я пришел работать в газету, мне сразу сказали, что писать нужно кратко, не больше 130 строк — это примерно четверть полосы. А еще обязательно нужен лид, где раскрывается содержание статьи. Еще нужна кульминация. Я обратился к Паустовскому, у которого почерпнул ценные советы в журналистике и литературном творчестве. За время работы в "Порто-франко" не раз убеждался, что в газете и в самом деле следует писать кратко, потому что каждое лишнее слово утомляет читателя. То же самое и в поэзии. Каждое слово должно быть функционально, значимо, находиться на своем месте. Газета обязывает к строгости. И это качество тоже неплохо перенести на прозу и стихи. Гете сказал, что в мировой литературе есть 36 сюжетов. Люди пишут об одном и том же, но по-разному. Это как раз тот самый подбор слов, способ выражения себя. Формула Пастернака "Цель творчества — самоотдача" лет десять не давала мне покоя. Пока, наконец, я не пришел к выводу, что задача творчества — это самовыражение. В литературе сейчас популярны эпатаж, суггестивное воздействие. Главное же у литераторов — это выяснить отношение с собой и этим миром. И точно передать словами. Также есть понятие внутреннего редактора, которое тоже вырабатывается в газетной работе — не писать ничего лишнего и придать точность фразе.

Татьяна Партина рассказала, что и у нее тоже тесно переплелись журналистская и писательская деятельность.

— А все началось с того, что в "Порто-франко" я принесла свои стихи. Александр Галяс сказал, что газета стихи не печатает. И предложил написать очерк о самой себе, причем с картинками. Я очень удивилась, потому что у меня уже были публикации. Но я не считала, что обо мне можно писать статью. Однако текст я принесла. А он предложил еще одну. И я стала писать в газету истории из жизни и иллюстрировала их. Тогда это было очень нестандартно и мило. Газета была незашоренная. Я писала то, что хотела. Постепенно освоила азы, и так меня затянуло в журналистику. Тиражи газеты росли и росла моя популярность. В 1990-е годы был взлет журналистики, и мне было интересно участвовать в этом процессе. Была ощутимой обратная связь между читателем и журналистом. А сейчас пишу стихи и готовлю к изданию сборник. Чем он уникален? Строка первого стихотворения начинается на А, последняя строка на Б. И, соответственно, второе стихотворение начинается на Б, а последняя строка уже на В. И так составлен весь сборник до буквы Я.

Если Владислав Китик и Татьяна Партина начинали свою журналистскую деятельность в "Порто-франко", то Ирина Денисова пришла в нее уже состоявшимся журналистом, да еще имея в активе сборник стихотворений.

— Я не хотела выходить на путь печатания, сопротивлялась ему. Но поняла, что по-другому просто не могу жить. Некоторые радуются своей фамилии в газете, книге. Но я считаю себя просто стихотворцем. Кстати, сегодня еще и день числа Пи. Пиит, поэт... Начиная с "Одесского вестника", где я работала, во мне живет сильный внутренний редактор. А в "Порто-франко" я могла выразить себя. Приятно было оказаться на одной полосе с известными людьми. 30 лет для газеты — это возраст. И я думаю, что она продержалась благодаря высоко поставленной планке. Идея "Порто-франко", чтобы Одесса удержала свой исторический облик, была направлена на других людей, которым она пришлась по душе.

С "Порто-франко" связана моя работа с детьми.

 

"Журналистика — это не ниша,

А стремительный водоворот,

Тот, кто пишет, в газете пишет,

Тот пловец, что все время плывет".

 

Я публиковалась на детской страничке, которую ведет Инна Ищук. Мои дети не раз встречались с ней и любят ее книжки. И на выходе у меня тоже сборник стихов для детей.

Ирина прочитала стихотворения, которые писала в эмоциональном порыве на критику и несправедливость, поведала о том, как принимала участие в конкурсе и написала рассказ, состоящий из 200 слов на букву В. И заключила выступление весенними рифмами.

По словам Александра Галяса, самым активным автором газеты "Порто-франко" сегодня является Инна Ищук, лауреат премии Паустовского за создание и развитие кают-компании "Морская библиотека Одессы" вместе с Анатолием Венгруком, редактором газеты "Моряк Украины".

— Для меня газета стала таким пароходом, на который поднялась в 2004 году и отправилась в интереснейшее плавание по морю одесской жизни, — сказала Инна Ищук. — Это обогатило меня, дало новые темы для моего творчества. Пришла я в газету после Литературного института им. Горького. Несколько лет работала в столице литературным редактором. А когда вернулась в Одессу, начала искать работу по профилю. Я направила стопы в издательство. Поднялась на седьмой этаж, где в приемной встретила Аркадия Рыбака. Он очень удивился моему вопросу, не нужны ли редакции литературные редакторы. И предложил побыть в роли журналиста, о чем я, кстати, мечтала с седьмого класса. И даже пыталась поступить в МГУ на факультет журналистики. Аркадий Михайлович мне дал самое интересное задание — пройтись по пляжам и написать то, что увидела. Статья получилась хорошая. Ее напечатали. И я продолжила летний рейд. Морская атмосфера также навевала на меня поэтические нотки. И у меня появился цикл морских стихотворений, который был издан в детских книгах.

В статьях я обсуждала проблемы одесских пляжей. Аркадий Михайлович подсказывал, на что обратить внимание — почему там вырос забор, откуда пальмы. И таким образом мы оставили в печати пляжную летопись Одессы начала 2000-х годов. Осенью пришла пора темы образования, проблем ЖКХ, появились новые статьи, очерки, интервью и стихи, воплотившись в сборник "У кого что на ладошке". Следующей темой была летопись газеты "Порто-франко".

Первая молодежная газета в стране появилась в Одессе в октябре 1922 года. В следующем году ей будет 100 лет. За год до 90-летия у Аркадия Рыбака возникла идея сделать летопись послевоенного периода с теми, кто работал в газете "Комсомольская искра". В итоге вышло в "Порто-франко" на протяжении двух с половиной лет около 100 статей. Получилась история одесской журналистики послевоенного периода. Еще одна страничка редакции — издание Судебного вестника, который освещал работу судей, адвокатов Одессы.

Мне также в эти годы открылся целый пласт тренингов, конкурсов, в которых мы принимали участие, и где наградами были поездки в Страсбург, Румынию, Словению и другие страны, что вдохновило не только на очерки, но и стихи и сказки.

О своем сотрудничестве с газетой "Порто-франко" не преминул рассказать Игорь Потоцкий, который был с ней на протяжении всех 30 лет.

— "Порто-франко" была преемницей молодежной газеты "Комсомольская искра". В ней был такой же дух. И она не была похожа на другие газеты. Она привлекала своим оформлением. И в ней можно было ёрничать. Так мы с Александром Галясом придумали эротический театр "Первое свидание". Конечно, в реальности он не существовал. Но дошло до того, что администраторы говорили, будто встречались с руководством этого театра и договаривались о гастролях. Тогда нам пришлось прекратить эти публикации. Интересно, что в Питере и Москве мне рассказывали об эротическом театре в Одессе, будто они там были.

В "Порто-франко" я печатал свои повести и рассказы. Некоторые так и не вошли в книги и остались только на ее страницах. Аркадий Рыбак всегда с удовольствием брал мои произведения, стихи. Интересны были тематические номера об одесском ТЮЗе, "Одесские красавицы" и другие. В газете всегда интересно читать противоположное мнение тому, что пишут в других СМИ. И что меня удивляло, во все времена в редакции работало небольшое количество людей. Но умудрялись делать интересное издание. В ней печатались и продолжают печататься рецензии на спектакли, книги, все новинки творческой жизни. Мне очень нравятся путевые заметки Аркадия Рыбака, которые уже изданы книгами. А сейчас "Порто-франко" выходит еще и в цвете! Хотелось бы пожелать любимой газете в ее юбилей продолжать оставаться такой же молодой и с задором и держаться, несмотря ни на что!

В свою очередь Виолетта Слюсаренко, Вячеслав Слисарчук, Олег Дрямин и Надежда Хохлова поздравили любимую газету с юбилеем.

Аркадий Рыбак подарил участникам поэтического полдника книги о Михаиле Рыбаке и заверил, что газета "Порто-франко" будет продолжать держать свой курс, оставаясь интересной для читателя столько, сколько позволят обстоятельства.

Татьяна ИНИНА.

Версия для печати


Предыдущая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.