Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 27 (1272)
24.07.2015
НОВОСТИ
Острая тема
Правопорядок
Событие
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Футбол
Культура
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 27 (1272), 24.07.2015

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДОРОГА В ЕВРОПУ

(Окончание. Начало см. "Порто-франко" от 26 июня, 3, 10 июля)

Фестиваль "ODESSA CLASSICS" стал резонансным событием культурной жизни не только нашего города, но и Украины. Таким его сделало участие "звезд" мирового уровня и редкостно широкая палитра программы, в которой сочетались концерты, выставки, дискуссии, мастер-классы. Музыкальные критики и журналисты разных стран уже дали высокую оценку одесскому форуму. Мы же в своем репортаже решили сделать упор на мнениях зрителей.

14 июня, 11.00.
Музей западного и восточного искусства.
Встреча с художником Александром Ройтбурдом
и режиссером Владом Троицким.
Дискуссия о современных синтетических
жанрах искусства и актуальном арт-процессе.
Модератор - Феликс Кохрихт.

Дискуссия началась со знаменитой цитаты А. С. Пушкина об Одессе "Здесь всё Европой дышит, веет". Исходя из слов великого поэта, наш город уже в начале своего существования входил в "европейское пространство".

Увы, но нынче во многом был прав Влад Троицкий (на фото), который сравнил Одессу со Спящей красавицей. Наш город, по мнению режиссера, недооценен в сфере искусства. Всё может и должно измениться. Но произойдёт это только в случае, если одесситы не будут ждать поддержки извне, а научатся качественно использовать свои ресурсы.

А. Ройтбурд был более радикален. По его мнению, происходит ступенчатая деградация одесского этноса, как и всей культуры Украины.

- Мы живем в государстве с культурной катастрофой, - утверждает художник.

Свои слова он подтверждает статистикой: "В Одессе - порядка ста миллионеров. Из них пять человек покупают хоть какие-то картины, и лишь двое - произведения современного украинского искусства". Художник считает, что одесситы живут в городе, который утратил веру в собственную культурную значимость.

После этих выступлений разгорелась жаркая дискуссия. Но в чем многие выступающие были солидарны, так это в том, что нашему городу очень нужны фестивали, которые, среди прочего, напоминают о культуре "власть имущим". Сейчас таким поводом стал фестиваль "Odessa Classics".

Мнения слушателей

Лилия: "Дискуссия оставила странное впечатление.

Есть такой средневековый фарс - "О подагрике и двух глухих" - там каждый говорит о своей проблеме, в итоге все остаются при них, не помогая друг другу. Не объединяясь и не решая проблем. У меня было ощущение, что я смотрю версию этого фарса".

Андрей: "Я, признаться, так и не понял, к какому выводу пришли участники дискуссии. Одни считают, что Одесса в культурном плане - "уходящая натура", другие - что это город "живой культуры". Но, на мой взгляд, эмоциональный уровень дискуссии говорит о том, что в зале собрались неравнодушные люди.

14 июня, 16.00.
Литературный музей. Проект "Юмор и музыка".
Участники: Валерий Хаит (юмор) и Йожеф Эрминь (рояль).
В программе концерта - произведения Моцарта,
Бетховена, Шостаковича, Хинастеры.
Также выступали поэтессы
Елена Боришполец и Влада Ильинская.

Мнения слушателей

Дарья: "Самое большое впечатление - знакомство с Хаитом. Я много слышала о знаменитом капитане одесской команды КВН, но вот теперь увидела лично".

Ольга: "Прекрасна сама идея соединения музыки и слова. Да и тема интересная. Музыкальная часть была очень удачно подобрана: звучали и классика, и романтика, и музыка 20-го века. Прекрасна была и юмористическая часть. Очень остроумно и в то же время интеллигентно - по-одесски!"

Виктор: "Порадовало то, что можно было услышать и прекрасного пианиста, и талантливого писателя в рамках одного концерта".

Юрий: "Шикарная музыка, шикарный юмор! Жаль, что такое бывает редко. Я бы раз в неделю с удовольствием ходил на подобные концерты".

14 июня, 19.00.
Большой зал филармонии.
"Средневековье встречается с джазом".
Участвуют: "Hortus Musicus" и "Art Jazz Quartet".
Художественный руководитель коллективов -
Андрес Мустонен (скрипка, Эстония).
Первое отделение: "Hortus Musicus" - средневековая музыка.
Второе отделение: Алексей Ботвинов, Андрес Мустонен
и "Art Jazz Quartet" в программе "Bach Impressions".


Последний концерт фестиваля, как говорится, "дал жару". Хотя вечерний воздух был достаточно прохладным. А раскалил публику коллектив "Hortus Musicus".

- Мы - горячие эстонские парни! - весело начал концерт Андрес Мустонен.

И в самом деле, концерт эстонских музыкантов был настоящим театрализированным действом. Время от времени зал взрывался хохотом от шуток лидера коллектива.

Второе отделение было более спокойным. Сыграла роль строгая сдержанность Алексея Ботвинова. Но ближе к финалу эстонцы снова завели зал.

- Мы, конечно, можем играть до утра, - пошутил Андрес, принимая цветы. - Но исполним для вас еще одну песню. Какую хотите - быструю или медленную?

- Быструю! - хором ответил весь зал.

Скрипач улыбнулся, и его красные башмаки пустились в пляс...

Мнения слушателей

Мария: "Впечатления самые яркие и положительные. Порадовал исключительный профессионализм музыкантов; чувствовалось первоклассное исполнение мастеров своего дела".

Лариса: "Что особенно понравилось, так это то, насколько весело, с юмором, музыканты обыграли каждую композицию. Совсем не было скучно, хотя, казалось бы, музыка Средневековья должна быть занудной. Ребята - молодцы, настроение подняли".

Екатерина: "Честно говоря, я пришла на концерт преимущественно из-за второй его части: больно уж люблю Баха в джазовой обработке. Получила то, что ждала. Однако и первая часть ничуть не разочаровала".

Александр: "С первой минуты концерта было видно высокое мастерство эстонских музыкантов. Они были настолько хороши, что я временами ощущал себя не в Одессе, а во Франции, Испании, Великобритании 16-го века".

Владислав: "Удивила атмосфера, ведь редко где почувствуешь себя так комфортно. Мне казалось, что я все время где-то путешествовал: то в Венецианский собор приехал на вечернюю службу, то в жаркую Испанию. Прекрасно".

Сергей: "Приятно удивило то, насколько оригинально и актуально музыканты исполняли композиции позднего Средневековья и Ренессанса. Также обрадовало разнообразие инструментов, что обеспечило многогранность исполняемой музыки. Хочу отметить огонь в глазах артистов, ведь такое встретишь не на каждом концерте. Несмотря на то, что ансамбль по возрасту зрелый, все его участники бодры, энергичны и задорны, что отражается на качестве музыки".

Василий: "После первого отделения я с трудом представлял себе, как будет сочетаться классическая манера Алексея Ботвинова с залихватскими темпами эстонцев. Но все получилось гармонично".

ПОДВОДЯ ИТОГИ

Всего во время фестиваля сыграно около 10 часов концертов, куда вошли произведения более 20 классических и современных композиторов: Брамса, Сезара Франка, Арво Пярта, Сергея Прокофьева, Генделя, Шнитке, Гласса, Баха, Моцарта, Бетховена, Шостаковича, Хинастеры, Грюнфельда, Шопена, Верди, Россини, Чайковского, Рахманинова, Мусоргского, Скрябина, Римского-Корсакова. Их посетили более четырех тысяч слушателей.

Специально к фестивалю "Укрпочта" выпустила в обращение марку, а также конверты с логотипом "Odessa Classics". На открытии фестиваля прошло спецгашение.

Были проведены три выставки: "Ройтбурд-вариации"; современных молодых художников Одессы "След Орфея"; "Святослав Рихтер и Одесса". На них побывали более тысячи зрителей.

Мероприятия фестиваля прошли в Одесской филармонии, Литературном музее, Музее западного и восточного искусства, Музее коньячного дела Шустова.

Состоялись две дискуссии по актуальным проблемам современного искусства и культурной жизни.

Для журналистов проведен мастер-класс при участии ведущих критиков Яна Пописа (Польша) и Олега Вергелиса (Украина).

Материалы о фестивале появились в более 70 СМИ, в т. ч. "Зеркало недели", "Левый берег", "Культпростiр", "Новая газета", "Эхо Москвы", "Эспрессо ТВ", международный портал "Seen and Heard International", издание "Postimees" и др. Опубликованы более 200 материалов "Odessa Classics". Вышли в эфир около 50 видеосюжетов.

Фестиваль получился мультидисциплинарным, и в следующем году организаторы планируют расширить круг видов искусства, а также провести больше мастер-классов для журналистов и музыкантов.


По мнению Алексея Ботвинова и всей команды организаторов, Одесса - европейский город, который нуждается в масштабных культурных мероприятиях. Среди них важное место должны занять форумы классической музыки.

- К сожалению, в последние годы Одесса становится все более провинциальной в культурном плане. И, видя эту опасность, надо что-то делать, - считает Алексей Ботвинов. - Без ярких всплесков, напоминаний об "одесском бренде", который уже существует, можно его и потерять. Вместе с тем нужно наполнять этот бренд новым, современным содержанием.

А. Ботвинов акцентирует внимание на важности фестиваля для культурной сферы Одессы.

- Такой фестиваль - это не просто культурное событие. Мы получили отклики из Киева, Москвы, Польши и Прибалтики. Это уникальная возможность привезти в город правильных туристов: на "Odessa Classics" приехали ведущие культурологи, а из Прибалтики - миллионеры, люди, которые инвестируют в Одессу. Когда происходит такое мероприятие, у инвесторов возникает интерес к городу. Одесса издавна привлекала внимание туристов. Но у нас только сейчас начали думать о развитии т. н. "культурного туризма", а именно - организации таких акций, ради которых люди бы специально приезжали в Одессу. А это - и новые рабочие места, и пополнение бюджета.

Алексей Ботвинов во время заключительной пресс-конференции заявил, что организаторы фестиваля поставили перед собой масштабную цель: в максимально короткий срок (три-пять лет) сделать его не только лучшим в стране, но и одним из самых ярких культурных событий Европы.

Вместе с тем арт-директор "Odessa Classics" отметил, что невозможно организовать столь масштабное мероприятие, опираясь только на средство частных инвесторов.

- Есть три кита финансирования фестиваля: бюджет города или региона, спонсоры и меценаты, а также зрители. Так как государственных денег не было, фестиваль все время находился на грани закрытия, - признался А. Ботвинов.

Потому автор идеи подчеркивает, что работа над фестивалем подобного уровня невозможна без поддержки города и спонсоров:

- Следующий фестиваль "Odessa Classics" состоится в июне 2016 года, - говорит А. Ботвинов. - И я хочу обратиться к неравнодушным одесситам, меценатам, компаниям с просьбой помочь в его организации. Ведь фестиваль обещает быть масштабным и войти в "высшую лигу" европейских культурных форумов. И это реально, так как наш город обладает огромным потенциалом.

Подготовил Александр ГАЛЯС
при помощи Вероники ГАДЯЦКОЙ
и Оксаны СИТИНСКОЙ.

Фото Леонида БЕНДЕРСКОГО
и Оксаны СИТИНСКОЙ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.