Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 24 (820)
23.06.2006
НОВОСТИ
Культура
Даты
Земляки
Вопрос - ответ
Пережитое
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 24 (820), 23.06.2006

БОЛЬ СКВОЗЬ ГОДЫ

КИНОВОСПОМИНАНИЯ БЫВШИХ ОДЕССИТОВ

Все началось с того, что Валерий Барановский, один из нынешних владельцев Одесской киностудии, переправил в Нью-Йорк с писателем-одесситом Аркадием Львовым документальный фильм данной киностудии "Пережившие Шоа". Фильм попал к Элиазару Блоштейн, и он показал его группе членов общины в Шорфронте Y.

Фильм начинается со слов ведущего за кадром: "Все советские граждане до 1941 года находились в плену иллюзий. Все пели одни и те же песни, носили одинаковую одежду и молились на Сталина. Но никому и в голову не приходило, что человека можно убить за то, что он картавит. Или за то, что РОДИТЕЛИ когда-то сделали ЕМУ обрезание.

Для того, чтобы расстрелять человека, считали наивные евреи, нужен как минимум состав преступления... Но чтобы так, без суда и следствия, только потому, что не сумел чисто произнести слово "кукуруза"?

Область, в которой оказалась Одесса, была названа Транснистрией и находилась под оккупационной властью румын. Те, кто считали, что румыны – это не немцы, что с ними можно договориться, ошиблись...

"Не хочется возвращаться памятью в те страшные дни, – звучит с экрана голос ведущего. – Люди, которых вы увидите на экране, рискнули".

"Оккупация началась с убийств на улицах городов и местечек. Мы, дети, – рассказывает один из свидетелей уничтожения евреев в Одессе, – знали об этом и старались не попадаться румынам на глаза. Помогало это недостаточно. Оккупанты заходили в дома и выгоняли евреев на улицы, заполняли ими пустующие тюрьмы и такие помещения, как мореходка".

Свидетельница Роза Хасина рассказала о том, как румыны сжигали евреев живьем, как насиловали женщин и девочек.

Потом были желтые шестиконечные звезды, ограничение передвижения евреев по улицам, а затем и гетто.

"Нас собирали в тесных помещениях, где мы могли только стоять. Так, стоя, мы и оправлялись. Одного ребенка пытались поставить оправляться в окно, но он тут же был застрелен. Нам всё время хотелось есть и пить, но ни воды, ни еды не было..." – рассказывает выжившая в этом ужасе свидетельница.

"Вот она, эта дорога, по которой шли в свой последний путь обреченные на гибель, – произносит диктор за кадром. – Когда умрет последний из оставшихся в живых, эта дорога и вовсе будет забыта. Местечко Доманевка и села, которые были в округе, стали одним огромным гетто, или, если хотите, концлагерем". Здесь Семен Штаркман оказался с первого дня существования гетто. Каким-то образом семья Семена выбралась оттуда. Ее приютил... полицай Тарасенко. В этом же доме Семен познакомился с девушкой Надей Гнатюк, которая впоследствии с риском для жизни спрятала его и через много лет стала его женой. А в то время, когда семья Семена пряталась у полицая Тарасенко, кто-то на него донес, и семья Штаркмана спряталась в доме Нади Гнатюк.

Большая часть фильма – это рассказ Семена. В рассказ вплетаются воспоминания простых украинских женщин о том, что они знали о жизни евреев в гетто. Уже после войны, в 2005 году, Семен и Надя издали книгу "Боль сквозь годы", в которой рассказали о том страшном времени...

"В селе висел плакат с надписью на румынском и украинском языках: "Кто будет передавать еду евреям, – будет повешен", – рассказывает жительница Доманевки. Невзирая на страх, мы переправляли еду евреям в гетто..."

"Это было проклятое место, – напоминает голос диктора за кадром. – С одной стороны был концлагерь, напротив – виселицы. Рядом кузница, где, поймав Семена, полицаи пытали его, чтобы узнать, куда подевались евреи-мужчины, которых полицейские должны были использовать для строительства противотанковых рвов.

"Ты знаешь и всё мне расскажешь", – говорил полицай Семёну.

"Не знаю", – отвечал юноша. И тогда полицаи раскаленным железом прижигали его тело".

Пожилые люди в зале Шорфронта Y, где демонстрировался фильм, украдкой вытирают слезы. Многие из них сами прошли тот страшный путь и волей случая остались живы.

Одного я не понимаю – почему подобные фильмы не демонстрируют в местах компактного проживания поляков, румын, русских, украинцев, белорусов, литовцев? И вот еще что меня интересует: по первоначальному замыслу русского режиссера Валерия Николаевича Барановского, его фильм должны были показать на RTN. Но этого не произошло. Почему?

Фото Михаила ФИШБЕЙНА.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.