Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 33 (778)
26.08.2005
НОВОСТИ
Культура
Город
Образование
Проба пера
Мужчина и женщина
Криминал
Здоровье
Спорт
Вернисаж

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 33 (778), 26.08.2005

В ВУЗАХ КОРРУПЦИИ НЕТ!

— А как же?.. Ведь пишут, говорят по телевидению?..

Писать и говорить следует не о коррупции, а о взяточничестве отдельных преподавателей. Кстати, далеко не всех, хотя, как с грустью подчеркнул один из уважаемых профессоров политехнического университета, замаранными оказываются все.

Так вот, термин "коррупция" предполагает некую систему, повязанность взяточничеством всех структур. Грубо говоря – заплатил студент преподавателю за положительную оценку по контрольному модулю, тот "отстегнул" от этой суммы профессору, профессор поделился с деканом, декан с ректором, а уж ректору остается только не обидеть министра:

Чтобы убедиться в том, что я права, я взяла на всякий случай энциклопедический словарь. В принципе я оказалась права, за исключением одного момента: в словаре было сказано, что коррупция существует только в капиталистических странах. Но что взять со словаря, изданного в 1953 году! Есть у нас коррупция в стране, которая пока только стремится к цивилизованному капитализму, есть, к сожалению, но не в вузах; во всяком случае, в одесских вузах подобные правонарушения не выявлены.

Собственно, среди 160 дел, связанных со взяточничеством и коррупцией, по которым привлечены 170 человек (эти данные сообщил журналистам на пресс-конференции в пресс-клубе "Порто- франко" начальник управления госслужбы по борьбе с экономической преступностью УВД в Одесской области Анатолий Бахчиванжи) за взяточничество в вузах заведено лишь 21 уголовное дело. При этом в самой Одессе в 2005 году ни одного случая взяточничества не выявлено, а в 2004 году было заведено только 2 уголовных дела (в академии архитектуры и экономическом университете, где под следствием оказался один из деканов).

Правда, когда говорят, что "не выявлено" это не значит, что таких случаев нет. Это значит, что не было жалоб, по которым правоохранительные органы сумели бы собрать доказательства. С моей точки зрения, это доказывает, что правы те преподаватели, которые утверждают, что зачастую инициатива "материальной оценки" знаний исходит от самих студентов. Мне не раз приходилось слышать в поликлинике № 12 (эта поликлиника обслуживает студентов университета, академии холода, экономического университета и других вузов, расположенных в бывшем Центральном районе) ведущиеся между студентами разговоры, подтверждающие их готовность идти по пути наименьшего сопротивления, то есть "покупать" зачеты и экзамены. Те же разговоры не раз приходилось слышать в транспорте, особенно в маршрутках, идущих по проспекту Шевченко или по Французскому бульвару. Вплоть до фраз: "Это такой гад, его ничем не купишь!" – "Так с чего же он живет?"

Ни в коем случае это не значит, что вина полностью лежит на нерадивых учащихся. Но в значительной степени и на них. В годы моего студенчества и преподавания в вузе студенты были в основной массе бедны, с них попросту нечего было взять. На их фоне мы, получавшие от 105 до 130 рублей (потолок не остепененного преподавателя) были Крезами. Сейчас зачастую наоборот.

И все же ситуация такова, что впору вспомнить диалектическую формулу: спрос рождает предложение и наоборот – предложения определяют спрос. Процесс взяточничества и взяткодательства можно отнести к так называемым автогенерационным, самоподдерживающимся, это сращивание двух идущих друг другу навстречу процессов.

Кроме того, есть педагоги, которые камуфлируют криминально наказуемую взятку под не всегда даже административно наказуемые поборы.

Эти поборы могут принимать разную форму. Наиболее распространенная – конспект лекций педагога, продаваемый за вполне ощутимую сумму. Не купишь – не сдашь! Это на руку ряду нерадивых студентов, которые и сами конспектов не ведут (видела я и таких), и в библиотеке сидеть не хотят, а тут почти гарантия успешной сессии. Хотя можно же, если желание выучить предмет у будущего специалиста искреннее, делать так, как делает один заведующий кафедрой в морском университете. Он всем студентам, особенно тем, кому не хватило дефицитного библиотечного учебника, предлагает принести купленную за 2-3 гривны дискету, на которую будет бесплатно перегнан текст конспекта его лекций, а дальше либо читай с экрана, либо распечатай. В любом случае речь о том, что педагог имеет какой-то дополнительный "навар", исключена.

Еще один вид поборов – это репетиторство среди своих же студентов. Вместо обязательных бесплатных консультаций, как делается на кафедре, которой заведует вышеупомянутый профессор (репетиторство строжайше запрещено), студенту предлагается за приличную оплату "подтянуть" его к модулю, зачету или экзамену. Естественно, независимо от качества этих уроков, от способностей или рвения студента, положительный балл обеспечен.

В беседе с профессором политехнического университета А. Куценко (см. ПФ-24) прозвучала фраза, что студенты зачастую не знают своих педагогов по именам и фамилиям. Но зато о преподавателях-взяточниках известно "самое важное": "сопроматчик" или, скажем, "начерталка" (имя уже не важно, главное – дисциплина) берет за экзамен столько-то.

В одном из последних номеров "Порто-франко" был помещен телефон "горячей линии", организованной Союзом молодых специалистов, по которому следует звонить, если преподаватель у студента вымогает взятку.

В связи с этим возникает ряд вопросов. Ну, например, где гарантия, что преподаватель вымогает взятку, а не относится к тем "гадам", что требуют знаний? Или как поймать вымогателя-взяточника на горячем: неужели устраивать провокацию руками студента? Насколько это этично?

По поводу последнего А. Бахчиванжи заверил журналистов, что такие методы УБЭП не применяет. Тогда какие же?

Относительно вопроса о клевете на преподавателя последовал ответ присутствовавшего на пресс-конференции председателя Совета ректоров, ректора Одесского политехнического университета профессора Валерия Павловича Малахова. Он не только подтвердил вероятность оговора, но и привел пример, когда настойчивость добросовестного педагога, вызывавшего очередного лоботряса на консультацию (естественно, бесплатную), была расценена последним (искренне или умышленно) как вымогательство взятки.

Валерий Павлович рассказал, как борются со взяточничеством в политехническом университете. Во-первых, экзамены принимают не менее двух педагогов. Во-вторых, при поступлении сигнала педагога вызывают к ректору и предупреждают, что при повторении сигнала будет произведена проверка. Последствия понятны. И следует предложение: если совесть нечиста – самому положить на стол заявление об уходе. При таких обстоятельствах за последние два года уволились два или три педагога. Кстати, все преподаватели расписываются о знакомстве с законом о взяточничестве.

Как заметил читатель, речь до сих пор шла о сессионных экзаменах, а не о вступительных. Со вступительными экзаменами с этого года вопрос вроде бы решен при помощи введения тестирования. Насколько удачно или не удачно такое решение, поговорим дальше.

Как рассказала на пресс-конференции начальник областного управления образования и науки Любовь Сергеевна Ширнина, в одесские вузы поступило 23 594 заявления от абитуриентов, притом что госзаказ спущен на 7 736 специалистов. То есть практически конкурс – 3 человека на место. (В Одессе 53 вуза, 47 государственных, из них 7 национальных и 6 коммерческих. Из государственных вузов 28 имеют I и II уровень аккредитации,19 – III и IV.) Естественно, в разных вузах конкурс разный. Несмотря на переизбыток экономистов и юристов, конкурсы в вузы и на факультеты, готовящие этих специалистов, по-прежнему высоки. Намного ниже конкурсы среди поступающих в вузы, готовящие инженеров, технологов.

Вот примерная картина по некоторым вузам: в строительном – 4,9 абитуриентов на место; в ОНУ – 3,8; в ОЭУ – 3,8; в академии холода – 1,8; в медицинском университете – 1,95 (?!): Такова раскладка на стационар для так называемых бюджетников.

Как считает Л. Ширнина, при наличии контрактной системы речь о больших взятках за поступление на бюджет вообще бессмысленна. (Что касается конкурсов на контрактное обучение, особенно на заочное, то лично ваш корреспондент видела на дверях экономического университета афишку: при 695 мест спущенного заказа всего 60 заявлений по всем специальностям.) Так что, наверное, проще поступить на контракт и выплачивать постепенно ту сумму, которую следовало бы заплатить в виде взятки за обучение на бюджетном отделении.

С моей точки зрения, это не совсем так. Обучение по контракту обходится, хотя и в рассрочку, как сказал бы Райкин, в "сумасшедшие деньги". Например, на вечернем (коммерческом) отделении ОЭУ год обучения обходится в среднем в 3 200 грн. Легко подсчитать, во что обойдется диплом бакалавра (4 года). Кроме того, на стационаре бюджетники получают стипендию...

И вместе с тем во многих вузах еще до введения системы тестов взяточникам поставлен заслон. Так, в политехническом университете до этого года система вступительных экзаменов была такова. Все экзамены принимались только в письменном виде. Преподаватели, работающие в приемной комиссии, получали разнарядки по группам абитуриентов лишь непосредственно перед экзаменом. То есть, кто у кого будет принимать экзамен, заранее было неизвестно. Более того, работы зашифровывались ответственным секретарем приемной комиссии, и проверяющие не знали, чью работу они проверяют. Все работы, по которым выставлены отличные или неудовлетворительные оценки, перепроверялись председателем приемной комиссии. Оценки зачитываются в присутствии абитуриентов, их родителей и репетиторов либо школьных учителей. Рассматривались все жалобы.

Нельзя быть идеалистом. На всякое действие есть противодействие. И взятки, и "позвоночное" право были всегда (хотя и не носили в большинстве вузов столь массово-катастрофического характера, как в последние годы, хотя тогдашние медин и лингвин – институт иностранных языков – были притчей во языцех), и, думается, полностью искоренить это зло не удастся никогда. Но снизить процент, следует надеяться, возможно.

Вернемся к вопросу тестирования абитуриентов. Да, неподкупный компьютер отделит верно выполненные задания от заданий с ошибками. Но может ли он отделить зерна от плевел? Формальный подход есть формальный подход. Известно, что гении часто не дружили с арифметикой. Неточность в подсчетах – и интересная по ходу мысли работа выбраковывается компьютером. Тесты – это проверка для середняков. С этим на пресс- конференции не мог не согласиться Валерий Павлович Малахов.

— Но не мы решали этот вопрос. Его решили за нас, а нам осталось лишь подчиниться, – сказал профессор Малахов. – И, как всегда, все новшества, например, введение 12-балльной или 60-балльной системы, приходятся на начало учебного года. Наши преподаватели, в отличие от преподавателей других вузов, хотя бы успели подготовиться к тестированию. Но школа ребят к работе с тестами не подготовила. Многие не знали, что вообще с этими тестами делать. Некоторые просто клали листы на стол и уходили...

После такого высказывания еще четче понимаешь, что в борьбе со взяточничеством с помощью тестов вместе с водой выплескиваешь и ребенка, потому что формализм и образование – понятия несовместимые.

В конце пресс-конференции был поставлен вопрос: чем объяснить всплеск взяточничества в вузах?

— Обнищанием преподавателей в 90-е годы, падением нравственности населения...

Таков был сам по себе напрашивающийся ответ гостей пресс-клуба. Но иллюстрация ко второму тезису этого ответа оказалась поразительной.

Было отмечено, что странным образом ухудшилась демографическая ситуация на Одесщине. Стали вроде бы умирать молодые люди в возрасте 37-38 лет. Иначе откуда бы взялось такое количество детей – круглых сирот среди абитуриентов. Проверка показала, что подавляющее большинство этих сирот, претендующих на льготы, – фальшивое. Когда им возвращали документы, не допуская к вступительным экзаменам, некоторые приходили вместе с чудом "воскресшими" матерями... До какого же падения нравов можно дойти, чтобы заживо хоронить родных отца и мать!

Кроме того, интересно было бы раскрыть тот подпольный синдикат, который стал фабриковать похоронные свидетельства на живых людей. Это должно стать делом правоохранительных органов.

Так что не только преподавателям надо заботиться о чистоте мундира, но и студентам. Тем более, что не отменен еще старый лозунг: БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ!

Елена КОЛТУНОВА.

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.