Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 30 (1423)
31.08.2018
НОВОСТИ
Моя Одесса
Актуальная тема
Образование
Вокруг Света
Спрашивайте - отвечаем
Официально
Спорт
Мяч в игре
Культура
Память
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 30 (1423), 31.08.2018

О СЧАСТЛИВОМ ЧЕЛОВЕКЕ

Шестьдесят лет назад, осенью 1958 года, Всесоюзное радио пополнилось новым сотрудником.

11 лет спустя он стал главным режиссером литературно-драматического вещания и оставался таковым на протяжении 33 лет. Мы вспомнили об этом юбилее, поскольку герой этой истории - народный артист России Эмиль Верник - урожденный одессит.


"Я родился в 1924 году в Одессе в семье скромного служащего". Так Эмиль Григорьевич Верник неизменно начинает рассказ о своей жизни, в которой было множество ярких событий и еще больше - интереснейших встреч.

Но вырос наш герой в Харькове, куда в пятилетнем возрасте был перевезен родителями. Страсть к лицедейству проявилась у него еще в младших классах школы, под влиянием феноменально популярного в середине 1930-х фильма "Чапаев". Эта страсть привела мальчика в драматическую студию Харьковского дворца пионеров, которой руководил молодой в ту пору актер Харьковского театра Виктор Хохряков, известнейший впоследствии мастер Малого театра.

В июне 1941 года, после окончания школы, сдал экзамены в Украинский театральный институт, но начать обучение помешала война. Семья эвакуировалась в Казахстан, где Эмиль работал в свиносовхозе, умудрившись и там создать драмкружок. Летом 1942 года он узнал, что его институт находится в Саратове, написал письмо директору, и вскоре получил вызов. Оказалось, что к тому времени харьковский вуз влился в состав московского ГИТИСа - на правах отделения. После окончания института он попал в творческое объединение "Московские литературные чтения", завлитом работал Александр Чаковский, будущий известный писатель и редактор "Литературной газеты". Театр много гастролировал, и во время таких поездок Эмиля иногда приглашали выступить на радио. Как-то на гастролях в Свердловске местные радийщики дали ему рекомендательное письмо в Главную редакцию пропаганды Всесоюзного радио. Там артиста приняли благосклонно, но встал вопрос: как принимать в штат беспартийного, да еще и еврея?! В конце концов взяли режиссером в отдел науки и техники. Самые яркие воспоминания о той поре у Эмиля Григорьевича остались от встреч с первыми космонавтами. Тогда было такое правило: после очередного полета космонавты приезжали в редакцию и давали интервью.

А летом 1969 года Э. Верника пригласили работать режиссером в Главную редакцию литературно-драматического радиовещания. Там, по его признанию, прошел основной период его творческой и личной жизни.

В передачах этой редакции принимали участие едва ли не все самые популярные артисты того времени. Но самые теплые воспоминания остались у Э. Верника от сотрудничества с выдающимися мастерами Театра имени Моссовета Ростиславом Пляттом, Верой Марецкой и Юрием Завадским.

"Марецкая очень трепетно относилась к работе у микрофона, - вспоминает Э. Верник. - На запись обычно приходила с хорошо подготовленным текстом. Тем не менее во время записи ее всегда что-то не удовлетворяло. Она не щадила себя, могла сделать один, второй, третий дубль.

В последние годы, когда В. П. Марецкая тяжело болела, лежала в Кунцевской больнице, я говорил ей: "Вера Петровна, мы приедем к вам с тонвагеном и запишем вас". Но когда узнавала, что запись тогда качественно будет хуже, не соглашалась. Завадский посылал за ней машину, она тайком от персонала через лаз в заборе забиралась в нее и приезжала на улицу Качалова. Записавшись, успевала вернуться в больницу к обеду".

Благодаря В. Марецкой режиссеру удалось "затащить" на радио Ю. Завадского. Знаменитый режиссер сперва отнекивался: "я уже лет сорок не занимаюсь актерской деятельностью", но все же увлекся и записал на радио несколько глав из "Евгения Онегина". Также удалось записать главы из его книги "Учителя и ученики". Ю. Завадский был уже тяжело болен, записывался лежа. На живот ему клали подушку, на маленькой треноге ставили микрофон, ассистентка держала перед ним текст, и он читал главу из своей книги. Эта работа так вдохновила Мастера, что он сам предложил записать стихи Расула Гамзатова, причем в присутствии самого поэта. Итогом этой встречи стала пластинка с чтением стихов Ю. Завадским и кратким интервью Р. Гамзатова.

Еще одна интересная история связана с радиопостановкой пьесы "Брачный покров" израильского писателя Шабая Голани, который работал советником по культуре израильского посольства.

"Я загорелся сделать по этой пьесе радиоспектакль, стал думать об исполнителях, - вспоминает Э. Верник. - Это могут быть только Алина Покровская и Инна Чурикова. Первая уже много раз записывалась в моих передачах, в ней я был уверен. А вот с Чуриковой мне впервые предстояло встретиться в работе... Я бесконечно рад, что не ошибся в выборе".

Всего же Эмиль Верник поставил на радио более 200 спектаклей.

Счастлив он и в личной жизни.

11 октября 1963 года в его семье появились двойняшки - Игорь и Вадим. Оба пошли по стопам отца и вполне успешно. Игорь сыграл десятки ролей в театре, кино и на радио. Как и отец, удостоен звания "Народный артист Российской Федерации". Вадим больше тяготеет к журналистике, выступает в качестве теле- и радиоведущего, главный редактор журнала "ОК!". Оба они ведут часовую передачу "Театральная среда братьев Верник", награждены премией "Радиомания".

"Я вполне могу считать себя счастливым человеком", - утверждает урожденный одессит Эмиль Верник. К этому добавим только то, что 4 сентября Эмилю Григорьевичу Вернику исполнится 94 года.

Подготовил Константин РИТИКОВ.

Использованы фрагменты из статьи Э. Верника
"Моя работа на радио. Воспоминания".

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.