Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 22 (818)
09.06.2006
НОВОСТИ
Культура
Земляки
Экономика
Пережитое
Архив
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 22 (818), 09.06.2006

МАСОНЫ В ОДЕССЕ В XIX-XX СТОЛЕТИИ

В Одессе расцвет масонского движения и его влияния на жизнь города пришелся на период с 1817-го по 1822-й гг. Это были времена "александровского либерализма" и борьбы с влиянием иезуитов. В ноябре 1817 г. в Одессе открывается ложа "Понт Евксинский" – "du Pont Euxin" (работала до середины 1822 г.), – одна из шести масонских лож, которую возглавлял С. Ланской. Другую одесскую мощную ложу возглавлял губернатор Одессы граф Александр-Андро Ланжерон, а его помощником стал вице-консул Франции в Одессе Адольф Шалле. С 1822 г., когда Ланжерон был уволен со всех государственных постов, Шале возглавил ложу "Понт Евксинский". Работы велись на французском, немецком, итальянском, русском языках. Знаком ложи стало изображение парусника в море плывущего к городу на холме, в обрамлении ветвей акации. Корабль стал символом путешествия в неведомое, напоминал об Изиде, указывал на близость к гербу Парижа. Через князя Сергея Волконского "Понт Евксинский" был связан с "Союзом Благоденствия".

Эта ложа становится одной из самых многочисленных лож в Российской Империи и насчитывает более двухсот братьев. Формировалась ложа в среде одесских интеллектуалов, так или иначе связанных с Ришельевским лицеем и Коммерческой гимназией, преимущественно профессоров и преподавателей, купцов французского, швейцарского, немецкого, итальянского, греческого, русского и украинского происхождения. Много было выходцев из Харькова, где в начале XIX века был открыт университет и где уже действовала влиятельная масонская ложа. Харьковские ученые мужи были присланы в Ришельевский лицей по распоряжению куратора одесского учебного округа масона Корнеева.

Одним из первых в ложу вошел профессор Жан Лоран. Он еще в начале века вступил в масонство в родном городе Лозанне (Швейцария). В 1805 г. Лоран объявляется в Одессе как преподаватель курса истории и французской литературы сначала в одесской гимназии, а потом и в Ришельевском лицее. Масонами были: грек – профессор Осип Флуки, француз – профессор Виард, который возглавлял в лицее кафедру физики и математики, итальянец Антон Пиллер – профессор кафедры итальянского языка и литературы. Среди масонов-профессоров лицея выделялись закарпатские украинцы, в частности Иван Орлай – ключевая фигура украинского масонства. Он закончил Венский университет, а затем Петербургскую военно-медицинскую академию. До приезда в Одессу был директором Нежинского лицея в 1826-1828 гг. И. Орлай был директором Одесского лицея. Другой закарпатец, масон-профессор философии и латыни Дудрович, закончил Харьковский университет и в 1817 г. начал преподавать в Ришельевском лицее, а в 1825-1826 гг. исполнял обязанности директора лицея. Из Харькова в Одессу прибыли профессора и преподаватели – масоны: А. Ковалевский – профессор латыни и греческого, профессор Н. Жада, профессор Е. Шкляревич; адъюнкты Калиновский, Даревский (директор коммерческой гимназии), Петровский, Кучетовский. Масон Богаевский прибыл в Одессу из Полтавы, где он был активным участником масонской ложи.

Заметной фигурой Одесского масонства был профессор теологии в лицее – священник Феофил. Он прошел масонское ученичество в Санкт-Петербурге в ложе Лобазина. В Одессе он помогал грекам, боролся против иезуитского влияния. Однако за приверженность к мистике, вольнодумство, масонскую деятельность и оригинальную трактовку святых книг Феофил был уволен из лицея и в 1824 г. заточен в монастырь. С именем Феофила связана деятельность одесского отделения "Библейного общества". В обществе участвовали масоны Даревский, Флуки, Жада).

В ноябре 1818 г. граф Ланжерон создает новую ложу "Три царства природы – Друзья природы". Есть данные, что ложа под таким названием существовала еще с 80-х гг. XVIII века, которая, в отличие от "Понта Евксинского", объединяла не только научно-просветительские силы, но и работала с так называемыми "членами высших степеней".

Пятой степени посвящения в масонство удостоились Александр Ланжерон, Федор Андре, Жозеф Жульен, Жуль Коллин, Иосиф Барорне, Жан Вальба, Яков Мишель, Василий Гельмерсен, Иван Вилькнс, Василий Ксенис, Степан Телесницкий, Андрей Римский-Корсаков.

В ложу "Понт Евксинский" входили аристократы, чиновники и офицеры 2-й армии. В числе братьев ложи мы находим декабристов: князя Сергея Волконского, Раевского, Титова, Борисова (основателя ложи "Объединенных славян"). Военную группу масонов составляли также адъютанты Ланжерона Ланж, Ветелин, Мейер, комендант города Силин, подполковник Облеухов, А. Римский-Корсаков. Среди одесских масонов были французы – основатель ботанического сада ботаник Десмет, архитектор Шааль, около десятка французских, швейцарских и итальянских купцов. Собирались одесские масоны на пригородных дачах Разумовского и Гогеля, в доме на углу Екатерининской и Театрального переулка, в особняке Борятинского переулка. Заметными фигурами ложи были Федор Андре, Карл Аржио, Клод Арно, Карл де Векерлин, Жан Виоллье, Иван Броневский, три князя Волконских.

Существуют отрывочные сведения, что в Одессе с 1810 г. существовала законспирированная тайная масонская ложа – филиал петербургской морской ложи "Нептун". Известен только один брат этой одесской ложи – капитан 1-го ранга Российского флота, статский советник, директор Одесского отделения Библейского общества Стефан Телесницкий, который проводил масонскую работу в своем доме на Екатерининской площади, № 3. Когда в середине XIX века этот дом сносили, в заложенном наглухо подвале были обнаружены элементы масонского храма и настенная роспись мистическо- символического содержания. "Масонской" архитектуры был треугольный дом масона барона Рено (ул. Преображенская угол ул. Елизаветинской) с масонским символом у входа и двумя каменными рыцарями (архитектор – масон Гартвиг).

Существовала в Одессе и "Анатолийская ложа", куда входили в основном греческие купцы Маразли, Зорифи, Ралли, Маврокордато, Родокинаки, Трооки.

В 1824 г. одесская масонерия пополнилась выдающимся деятелем своего времени Кириллом Разумовским (граф, внук, гетмана Украины). После заточения в суздальском монастыре он был сослан в Одессу за вольнодумство и "украинскую фронду". Он выступал за автономию Украины. К. Разумовский ранее принадлежал к ордену розенкрейцеров, которые были близки масонам. В Одессе же он влился в масонский круг. Вскоре в Одессу возвращается его брат – генерал-поручик, действительный тайный советник, обер-камергер, граф Петр Разумовский, член ряда масонских лож, который наезжает в Одессу с 1806 по 1835 годы.

В 1825 году в Одессу приезжают известные польские масоны, которые одновременно являлись прославленными литераторами и революционерами: И. Ежовский и А. Мицкевич. В начале 20-х гг. масоны захватили первостепенное положение в Одессе, пытаясь создать из Одессы образец города будущего. Особое внимание масоны уделяли воспитанию молодого поколения, созданию европейской системы образования, открытию лицеев и университетов. В 1820 г. во время посещения Александром I Одессы император присутствовал на масонской "агапе".

Однако уже с 1822 г., когда началось государственное ограничение масонской деятельности, государственная служба и масонство были объявлены несовместимыми. Новые указы по запрещению масонства последовали в 1824 и 1826 годах. В эти годы многие профессора-масоны покинули Ришельевский лицей. Полиция Одессы, стремясь раскрыть масонский заговор, не раз устраивала обыски и облавы. Но масоны славились неуловимостью... Дома, где основывались ложи, были связаны с системой катакомб, и масонам всегда удавалось вовремя скрыться от полиции. Властям только казалось, что с 1826 г. масоны свернули свою деятельность в Одессе, хотя до середины 30-х гг. по Одессе ползли слухи, что на даче Разумовских (ул. Балковская) тайно собираются масоны.

В 1837 г. российской полиции были предоставлены широкие права по борьбе против масонов. Несмотря на это, имеются обрывочные сведения о существовании законспирированной "Приморской ложи", которая действовала в Одессе в 1845-1875 гг. (в нее входил генерал Сабанеев). В семидесятые годы XIX в. в Одессе, существует ложа "Звезда справедливости". Интересно, что эта ложа была революционно-народнически ориентирована и поддерживала связь с Николаем Огаревым. Есть сведения о том, что в Одессе и Измаиле в 70-е гг. XIX века существовала ложа "Возрождение Прозелитского Востока".

В Одессе в 1903-1917 гг. существовали ложи: "Истина", "Звезда Востока", "Данте Алигьери" ("итальянская" ложа), "Святой Иордан", куда входили городской голова, гласные думы, адвокаты, финансисты, крупные предприниматели. Среди одесских масонов выделялись Владимир Чеховский, видный политический деятель, лидер украинских социал-демократов в будущем – член Центральной Рады, премьер-министр Украины с декабря 1918 г. по февраль 1919 г., и журналист и литератор Андрей Никовский в будущем – товарищ главы Центральной Рады, министр иностранных дел УНР. Одесскими масонами были: профессор, товарищ городского головы, вице-консул США Константин Кровопузков, врач Степан Житков, князь Давид Бебутов, князь Сергей Урусов, присяжный поверенный М. Ратнер, Михаил Брайкевич – одесский городской голова (1917-1919 гг.), гласный Думы Симяков, директор Кредитного товарищества Суботкин, популярный адвокат Пергамент, видный общественный деятель М. Маргулис, университетские профессора Л. Крыжановский, С. Шатуновский и предприниматели И Жидков, М. Ржепишевский, М. Шпенцер и др. В 20-30-е гг. в эмиграции в Париже Одесское землячество возглавил известный общественный деятель-масон К. Кровопузков. В него входили масоны И. Тригер, В. Шах, К. Мачульский, Я. Поволоцкий.

Примерно в 1997-1999 гг. масонское движение в Одессе стало возрождаться. У истоков масонского строительства вновь стояли французские и итальянские братья. Главной задачей масонов составляло просвещение народа, заботы о его благоденствии, просвещенный и ограниченный интеллигенцией абсолютизм монархии. Это, конечно, вызвало недовольство в правительственных кругах и у сторонников абсолютной монархии в России. Они всячески порочили деятельность масонов, называя их жидомасонами. Клеветали на их в общем-то прогрессивную деятельность. Уже то, что в составе масонов были представители высших слоев аристократической интеллигенции России, говорило о многом. Роль масонов для мирового сообщества, к сожалению, еще мало изучена, но пребывание в их числе видных одесситов, оказавших несомненное влияние на развитие культуры, науки и образования в Одессе, свидетельствует об их прогрессивном влиянии на развитие культуры на юге Украины.

В. ФАЙТЕЛЬБЕРГ-БЛАНК, академик; В. САВЧЕНКО, доцент.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.