Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!
Номер 16 (1211), 8.05.2014
УМНИКИ ЛЮБЯТ ТРУДНОСТИ - КЛОУНЫ УЧАТ МУДРОСТИ
(Окончание рассказа о фестивале "Комедиада-2014". Начало в
№ 15.)
СИМПАТИЧНЫМ ОТ СИМПАТИЧНОЙ
"Симпач высшей категории" - приз зрительских симпатий
достался BRIGHTLY BLACK - киевскому коллективу, работающему с
комическими куклами. Вручала его заслуженная артистка Украины
Наталья Бузько, и нетрудно понять, почему: ведь она и сама
невероятно обворожительна и симпатична. Оказывается, можно
вывести на сцену светящуюся тень Майкла Джексона и ощутить на
себе все бремя славы легендарного артиста!
А ВЕДЬ МОГЛИ НЕ ПРИЛЕТЕТЬ...
Гран-при фестиваля достался клоунам Гоше и Мите -
московскому дуэту "Безумные комедианты". Георгий Агаронов
окончил ГИТИС, появился на свет в семье, сплошь состоящей из
именитых артистов цирка и эстрады, впервые оказался на манеже,
когда ему было пять лет от роду, да еще и состоялся этот
судьбоносный выход не где-нибудь, а в клоунаде легендарного
Олега Попова. Сольный Гошин номер "Фрэнк Синатра", показанный в
течение фестиваля дважды, буквально порвал зал - это был ловкий
фонограммщик, которого хоть током бей, хоть микрофон негодный
подсунь, но он даже навзничь со сцены упадет, не выпадая из
фонограммы! Даром что вышел на сцену таким вот странноватым, со
вздернутыми плечиками, ломкой пластикой и смешно зачесанной на
лицо челочкой...
"Аттракцион дурацких фокусов" Гоша работает с Митей, своим
замечательным равноправным партнером, даром что в номере на
него ложится нагрузка смешного ассистента, который всячески
стремится помочь убежденному в своей гениальности фокуснику
(после каждого "исчезновения", например, платочка в кармане
фокусник восклицает: "Гениально!") Дмитрий Воробьев с отличием
закончил театральную школу на базе Высшего театрального училища
имени Б. В. Щукина, в 2013 году участвует в проекте "Безумные
комедианты". Ребята с полным на то правом пародируют
выступления фокусников, окутанные ложной многозначительностью,
это такой "сеанс магии с разоблачением", и дурачатся в этом
жанре они от души! Вплоть до того, что ассистент помогает
фокуснику, прикрывшись "убедительной" табличкой с надписью
"Меня не видно"...
Гоша признается, что решиться отправиться на фестиваль в
Украину было не так-то просто, ребята даже не с первого раза
вылетели, сначала вышли из самолета... Но потом решили
рискнуть. И в Одессе на Юморине спародировали Путина и
Медведева (прикрыли лица масками с их фотопортретами, важно
шествуя по Дому клоунов), а также Делиева и Барского. Теперь
Гоша с Митей так полюбили Одессу, что чуть ли не готовы
насовсем здесь поселиться...
НАСЛЕДНИКИ МАРСЕЛЯ МАРСО
"Театр миниатюръ" из Санкт-Петербурга получил спецприз
"Наследники Марселя Марсо", который вручал председатель жюри
фестиваля Владимир Крюков - член Всемирной конвенции клоунов в
Англии, советник президента Международного циркового музея в
Японии, представитель РосГосЦирка. Владимир Константинович
поблагодарил ребят за верность пантомиме, этому старинному,
высокому искусству, способному сказать больше, чем иные
словесные потоки.
Еще один представитель пантомимы, актер берлинского театра
"Саломэ" клоун Пьеро (в миру Митя Коцюбинский), получил
спецприз из рук члена жюри фестиваля, заслуженного деятеля
искусств Российской Федерации Оксаны Костюк. И вдобавок -
поцелуй! И было за что: элегантность старинного образа - маски
Перо - в сочетании с идеальным владением пластикой, вылились в
завораживающий танец, во время которого артист ловко
манипулировал длинными рукавами, чуть утяжеленными для баланса.
Совершенству человеческих возможностей поет хвалу пантомима!
Собственно, Пьеро, работающий в жанре, представляющем собой
сплав клоунады, пластики и жонглирования, как раз и есть
идеальный мим, и зрители на всю жизнь запомнят эту порхавшую
над сценой черно-белую бабочку с рукавами-крыльями...
В этом ряду невозможно не похвалить выступавший в качестве
хедлайнера (лауреат Первой "Комедиады") мим-дуэт "ЯблукА",
который представлял сразу два славных украинских города: Ровно
и Ивано-Франковск. Особенно за прелестный номер, где ребята
изображали заводную игрушку. Фигурки вращались по кругу,
танцуя, а незримая нам девочка весело смеялась и снова скрипела
ключиком, заводя все сначала. Но пружинки износились, игрушка
сломалась, фигурки замерли. Чуть не плача, девочка поощряет
фарфоровых человечков возгласами: "Браво! Браво!" Артисту того
и нужно, даже если он фарфоровый; превозмогая все законы
физики, один человечек берет на руки другого и продолжает
танец...
НОРМАЛЬНО, ИЛЬЯ! ОТЛИЧНО, КОНСТАНТИН!
Девочки - вот среди кого должен иметь успех уважающий себя
артист! Спецпризом отмечен дебютант "Комедиады", недавно
созданный одесский дуэт "Неудержимые" (Илья Страхов и
Константин Макаркин). Неподражаемые акробаты, и неподражаемая
эта интонация обращения к залу: "Дамы и господа! (Пауза.)
Девочки... (плотоядно)". Стиль - классический, штиблеты, белые
рубашки, все, как надо, типажи - самые одесские, трюки -
головокружительные, поддержки - мастерские! Не удержать их на
пути к славе, не удержать...
И СНОВА ДУРАЦКИЕ ФОКУСЫ
Комический дуэт из Киева "Эль Блэндэр" (Евгений Щетинин и
Вячеслав Брагинцев) получил диплом участника и спецприз от Кони
Oорода - президента артистического агентства "Интернешнл Артист
менеджмент" (Австрия). И снова перед нами - пародия на
"дурацкие" фокусы. В обоих конкурсных номерах перед публикой
предстали фокусник и ассистент. Но фокусник здесь -
флегматичный "белый" клоун и доводит своими монотонными
действиями до белого каления рыжего ассистента, который,
напротив, жутко темпераментный! Незаметным его никак не
назовешь. Вдобавок он бойко тараторит на условном итальянском,
и коль ему не понравилась реакция какого-либо зрителя, в зал
летит грозная реплика: "Проблемо?!"
"Дуэт Май" (Евгений Майхровский и Владимир Саптеев, Москва)
за номер с привлечением третьего участника из зала "Морская
регата" удостоился спецприза фестиваля от "единственного
легитимного президента" "Комедиады" Георгия Делиева. В качестве
корифеев жанра публику потрясли клоун из Симферополя Март
(классическая клоунада с хрупким и красивым надувным земным
шаром, а также с забавными обливаниями водой, чтобы досадить
"униформе", да только основные потоки достаются клоуну,
конечно) и клоун из Гданьска Пинечка с милой игрушечной коровой
(в конце номера зрители первых рядов были подвергнуты
небольшому "нападению" этого плюшевого создания). Все краски,
все жанры, все спектры, и никаких "проблемо" с
взаимопониманием, за клоунами - вековая мудрость, хоть
недалекие люди и привыкли считать их "дураками".
Именно участники "Комедиады" на этот раз сделали одесскую
Юморину своим маршем, акциями и гала-концертами. Отсюда делаем
вывод: не стоит и впредь Юморину как-то специально
организовывать. Слушайте, а может, и вовсе клоунам всю власть
передать? По крайней мере, будет весело!
ТРИ ДНЯ В ГОСУДАРСТВЕ КЛОУНАДА
Своими впечатлениями от "Комедиады" поделилась актриса
питерского "Театра Миниатюръ" Евгения Павлова.
- В "Доме клоунов множество артистов, все знакомятся, но
держатся настороженно. Как бы всматриваясь, к "левому" или
"правому крылу" принадлежат окружающие. Обстановку разрушает
красивая, рыжеволосая, веселая Наталия Делиева (продюсер
фестиваля). Наталия с искрометным остроумием и легкостью
разматывает любые клубки проблем, причем с виртуозностью,
которой не научишься нигде, с этим надо родиться.
Но вот начинается смотр номеров. Никогда, нигде на свете я
не наблюдала такого концентрата талантливой клоунады! Это были
всего лишь репетиция и отбор номеров для вечерней программы. На
сцене - москвичи, киевляне, одесситы, Польша, Свердловск, Санкт-
Петербург, Берлин... Глядя из-за кулис на коллег, я плакала от
смеха...
И вот вечер, начинается клоун-шоу. Все билеты проданы, театр
забивается зрителями за час до начала. Очаровательная ведущая
Яночка Делиева объявляет: "Россия, Санкт-Петербург, театр
"Миниатюръ" - номер "Кукла"! Стоим за кулисами, немного
страшно. Мы - русские, номер создан в пантомиме, а не в
клоунаде, костюмы черно-белые, тема лиричная... Как нас примет
зал? Зал, который только что содрогался смехом от репризы
киевлянина Евгения Щетинина. И вот шаг в огонь рампы, ничего
уже не изменишь. Зал затаил дыхание, и под финал раздаются
овации. Приходит чувство счастья, чувство, без которого не
может жить артист.
Я не могу не рассказать о великолепной артистке Ольге
Скрипачевой из Санкт-Петербурга. Ее работа "Сварщица"
совершенно справедливо взяла приз "Смехач высшей категории". Ее
образ - настоящая героиня - и женственная, и мужественная.
Пилит ногти, румянит щеки, выщипывает брови, пудрится...
Облачается в маску сварщицы и идет работать. Абсурд и прелесть
истинной женщины.
"Безумные комедианты" взяли Гран-при фестиваля. Они качают
зал в таком темпоритме, что голова идет кругом. Наличие значков
с портретом Ленина, маски Путина и Медведева, в которых они
прошлись по красной дорожке, вызвали массу заголовков в СМИ.
Ребята щегольнули смелостью и с полной самоотдачей работали все
эти дни.
Самый добрый и трогательный клоун - Михаил Ахметшин из
Свердловской области. Все время гордился своим местом
жительства. Его дворник нашел сломанную розу, пригрел на груди.
В итоге - расцвел пышными цветами и веник, и сам дворник.
Клоунская группа "Pampush" - это то мастерство, которому
надо учиться всем. Самое сильное впечатление от клоунады
рождается, когда создается второй план в игре. Когда
сценическим способом в законе клоунады артисты решают очень
важные и серьезные вопросы. Зрители вовлечены в конфликт, а
значит, в искусство...
Я упомянула далеко не всех артистов, которые лечили смехом и
красотой зрителей в эти дни. Великолепны были все, и
аплодисменты это доказали.
Когда Владимир Крюков вручал нам приз "Наследники Марселя
Марсо", он сказал, что мы - "люди из Красной книги и рыцари
искусства пантомимы". Но Владимир Константинович и сам является
рыцарем искусства. Каждый раз, выходя на сцену, я остро
чувствовала его доброту и поддержку. Он дарил нам такое тепло,
которого давно мы не встречали в Санкт-Петербурге. Наша
благодарность к нему бесконечна.
Восхитили подход Георгия Делиева, его доброжелательность,
точные советы, общение на равных со всеми. Я на протяжении
всего фестиваля смотрела и удивлялась, как он работает. Отвечая
за все происходящее, Георгий успевал режиссировать,
репетировать, играть, организовывать, танцевать степ, шутить,
общаться. Все это было прямодушно, радостно, светло, красиво.
На пресс-конференции ему будут задавать политические вопросы.
Но его профессиональное чувство юмора поставит всех на место.
Георгий Делиев выше споров, его миссия - театр, его государство - Клоунада, и здесь он законный Президент!
Все участники и зрители общались на русском языке. И было
обидно, что за время фестиваля среди палитры иностранных и
украинских СМИ не было российской прессы. И так как мы
фактически жили среди оазиса под названием "Дом клоунов", то
сложно сказать про "протесты, пули, митинги" и прочее.
И лишь раз, когда, замаскировавшись, мы пошли на рынок
менять деньги, то столкнулись напрямую с разговорами простого
народа. Проходя мимо бабули, торгующей старыми безделушками, я
услышала фразу: "Путин купил войну у Обамы, теперь нас русские
расстреляют...". На том же рынке в окне был выставлен телевизор
с трансляцией российского телевидения. Небольшая толпа зевак
собралась под окном. Они, почесывая лбы, то и дело оглядываясь,
смотрели российские "Вести".
А первого апреля все мы играли на улице - на трех площадях.
Кругом были толпы народа, милиционеры подходили и обнимали нас.
Коронный номер от Георгия Делиева и компании - броситься в
толпу и расцеловать всех. Мы все тоже так и делали! И не было
ни одного агрессивного, недовольного, унылого или злого
человека.
Зачем и почему нас - русских и украинцев - сталкивают
лбами?! Ведь театр способен изменить мир! Смех способен
вылечить! И агитация искусством, провокация улыбок способны
объединить. Чудесные ведущие "Комедиады" Яна Делиева и
Александр Белогуб каждый день произносили со сцены: "Цель
фестиваля - создать мир в Одессе, Украине, на всей планете!"
Пусть цель эта приносит плоды вечно, и мир воцарится в головах
и сердцах наших.
Возможно, я кого-то разочаровала своими впечатлениями. Но я
свободно и искренне рассказываю о том, что видела, слышала и
чувствовала. Также могу прибавить, что не знаю ни одного
русского, который хочет войны с украинцами, который хочет
растоптать или унизить эту землю. Но кому-то нужно посеять эту
панику в людях и разъединять нас.
В дни "Комедиады" этого сделать не удалось, и эта настоящая
победа. Победа искусства, юмора, красоты.