Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 4 (1000)
5.02.2010
НОВОСТИ
ПФ - 1000
Память
Записки фоторепортера
Бенефис Феликса Каменецкого
Бенефис Кима Каневского
Расследование
Компетентный собеседник
ГОСТЬ НОМЕРА
Наши питомцы
Детская тысяча
Юмор
Криминал
Спорт
Вернисаж

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 4 (1000), 5.02.2010

"ТАЙНЫ" "АРИАНЫ",
ИЛИ ДОЛГИЙ ПУТЬ К СВОБОДЕ

Почти восемь месяцев моряки судна "Ариана" провели в пиратском плену. О том, каково их положение, можно было догадываться из рассказов матерей и жен, которым удавалось иногда пообщаться с родными. Информацию порциями выдавало Министерство иностранных дел. Однако только после приезда бывших пленников домой стал очевиден весь кошмар нахождения в рабстве у пиратов.

Как новогодняя елка

В ночь на 2 мая вблизи Сейшельских островов сомалийские пираты захватили греческое судно "Ариана" под флагом Мальты. Балкер следовал из Бразилии на Ближний Восток с грузом в 35 тысяч тонн сои. 24 одессита оказались в плену. За выкуп в 2,8 млн долларов судно было освобождено 10 декабря. Моряки прибыли в Одессу только на Рождество, 6 января 2010 года. Это был самый продолжительный плен у пиратов - почти 8 месяцев.


Как утверждают моряки, захвата можно было избежать. Ведь за сутки до нападения на "Ариану" приходили сообщения, что прямо по курсу, на расстоянии 250 миль, от пиратов отбились четыре экипажа благодаря близости военных кораблей. Информация была неофициальная, но к ней стоило стоило прислушаться. "Ариане" надо было всего-навсего обойти опасный район, где орудовали пираты. Однако на судне решили, что полученного топлива может едва хватить до пункта назначения. Капитан побоялся сообщить информацию о пиратах судовладельцу. Решил проскочить на "авось".

- Судовладелец наверняка предложил бы обойти столь небезопасный район, тогда пришлось бы сознаться, что не хватает топлива, - рассказывает второй механик Андрей Муругов. - Мы находились в открытом океане, а не в Аденском заливе. У нас была возможность маневра. Но мы этим не воспользовались. Не приняли никаких мер для безопасности. Не было ни судового собрания, ни светомаскировки - судно плыло ночью, как новогодняя елка.

Управление вприсядку

Под утро пиратские катера приблизились к "Ариане".

- Я как раз был на вахте у руля, - вспоминает матрос Юрий Васильченко, который впервые пошел в рейс. - Мы надеялись, что уйдем от них. Капитан дал указания маневрировать. Мы поворачивали влево, вправо, пытались раздавить их лодки, но судно было сильно груженным, неповоротливым и не таким быстроходным, как катера пиратов. Нападавшие стреляли в нас. Приходилось управлять судном на полусогнутых ногах, в полуприсядку, чтобы пули и осколки стекол не задели меня. Корсары зацепились трапом за борт и поднялись на "Ариану". Их было 10 человек - вооруженных ржавыми автоматами Калашникова, пулеметами, двумя противотанковыми гранатометами. Пистолеты у них висели на груди на цепочке.

- Если бы у нас была охрана, - размышляют моряки, - хватило бы пары вооруженных человек, и в плен бы мы не попали. Но мы были безоружны и беззащитны перед этой ситуацией. Никто не знал, чего ждать от этого чернокожего воинства.

Экипаж согнали на верхнюю палубу.

- Сколько вас? - спросил "главный" пират на плохом английском.

- 22, - сначала ответили моряки, пытаясь скрыть от них женщин - кока Ларису Салынскую и буфетчицу Наталью Лось. Но решили, что потом будет хуже, если их найдут, и сказали правду.

Однако пираты уже знали о количестве членов экипажа. Наверняка они получили информацию о судне от своего командования.

- Пираты стали что-то требовать, однако понять их было трудно, - говорит второй механик, - по поведению и манере общения они походили на обезьян, только что спустившихся с пальм. Знали ес, ноу, гоу и, конечно, мани. Нас заставили отдать мобильники и деньги. Кто успел, спрятал часть сбережений.

Затем корсары взломали судовую кассу, капитанский сейф, где было около 8 тысяч долларов. Моряков загнали в одну каюту.

Под дулами автоматов

Из каюты моряков выпускали только для несения вахты, с целью поддержания связи и навигации, также под дулами автоматов. При малейшем шаге в сторону пираты тут же снимали оружие с предохранителей. Поэтому любая попытка взять судно штурмом при помощи военных привела бы к гибели экипажа.

- Сначала мы могли звонить судовладельцу, - говорит второй помощник капитана Сергей Лупачев, - но потом связь стала односторонней. Мы практически не знали, что происходит, как ведутся переговоры. Ждали, надеялись, что нас освободят как можно быстрее. Пока у нас была еда, мы растягивали ее как можно дольше. Спасибо Александру Фюту, который готовил, благодаря ему мы остались живы. Потом ели только коричневый низкосортный рис и пили ржавую воду.

В июле пираты приказали морякам выйти в плавание. Они решили использовать "Ариану" как базу для нападения на другие торговые суда в районе Западной части Индийского океана. Это возмутило моряков. Молодежь даже предлагала устроить бунт, захватить пиратов и освободиться из плена. Но более опытные отказались от затеи, понимая ее безысходность. Бунтовщиков бы попросту убили, в чем потом убедились моряки.

- Мы вышли в Индийский океан, - продолжает второй помощник капитана, - но, завидев военный корабль, по нашим оценкам, принадлежавший ВМФ США, пираты заставили нас изменить курс следования. При этом топливо в главном двигателе уже было на исходе, о чем мы им сообщили. Это их очень разозлило. Они связали капитана и навели на нас автоматы. Именно в этот момент мы поняли, что вся команда может быть расстреляна. Впрочем, больше всех досталось старшему механику. Его очень сильно избили, надели на голову мешок.

- У него начались проблемы с сердцем, и он слег. Три дня вообще не вставал, ни на кого не реагировал, только спал, - рассказывает электромеханик Александр Фют. - Затем его перевели в каюту. И мы вместе со старпомом откачивали его корвалолом.

В то время капитан вел судно под дулами автоматов двух здоровенных негров. Обыскали все судно в поисках топлива. Пираты по нескольку раз открывали баки, убеждаясь, что там ничего нет. Течение снесло судно немного на север. И на расстоянии 50 миль от берега "Ариана" встала на якорь. С этого момента атмосфера на судне стала еще более угрожающей.

На раскаленной палубе

С июля начались и регулярные пытки за "непослушание".

- В плену постоянно была угроза жизни, - рассказывают моряки, - все зависело от настроения пиратов, которые находились "под кайфом". Они постоянно жевали траву, вся палуба была ею закидана. Предлагали нам. Но мы отказывались.

Любимым наказанием у пиратов за неповиновение или просто так было бросить человека связанным на раскаленную палубу. Они привязывали ноги к рукам, от чего узел затягивался крепче, и пережимались все артерии и вены, руки и ноги начинали неметь. В таком состоянии через некоторое время можно было умереть под палящим солнцем экватора. Но пираты держали так минут 20, когда руки начинали синеть, затем выбирали следующую жертву.

Хорошо, что женщин не тронули. Ларисе Салынской пришлось тяжелее всех. При найме она скрыла, что беременна, оправляясь в рейс вместе с мужем Костей. Лариса и Костя строят дом в Затоке. И планировали переехать в новое жилье с малышом. Ларису, как нового человека, в команде сначала встретили настороженно. Но она быстро заслужила уважение и стала душой коллектива. Готовила замечательные блюда. Поддерживала команду в первые месяцы плена. Но когда случилась беда - Лариса потеряла ребенка на пятом месяце - экипаж стал морально поддерживать ее. Долгое время она была в тяжелом состоянии. Но пираты не допустили на судно врача, не отпустили женщину на берег.

Как рабы

В пиратском рабстве одесситам приходилось работать на сомалийцев.

- Они заставляли нас делать трапы, приспособления, по которым взбирались на захваченные суда, - отметил Муругов, - столько мы железа переварили. Они эксплуатировали нас, как могли. Но в то же время пираты нас боялись. Нагнешься за ключом, он отбегает. Многие из них даже не умеют читать. Разве что научились плохо стрелять по мишеням, причем в постоянном наркотическом опьянении.

- Отбивать атаки таких нападающих с судна не составляет проблем для профессионалов, - добавил Сергей Лупачев, - но для этого необходима вооруженная охрана на торговых судах, что запрещено международными правилами. В то же время пираты хорошо организованы. Дежурили по сменам, придерживались графика. Очевидно, что за пиратами, атакующими торговые суда, в частности, и наше судно, стоят те, кто этим всем управляет и, собственное, на сегодняшний день полностью контролирует воды Западных берегов Индийского океана. Но кто эти люди, нам, конечно, сказать сложно. Решить же проблему по охране судов можно только на самом высоком международном уровне.

А каково было женам и матерям?

Пока моряки находились между жизнью и смертью на борту "Арианы", их жены и матери стучались во все двери правительственных учреждений. У Натальи Лупачевой в рейсе были муж и сын.

- Постараюсь, чтобы они нашли себе работу на суше, - говорит Наталья, - мне не хочется, чтобы это повторилось. Мы переживали, когда захватили "Фаину". И не думали, что это так близко коснется нас.

Жены и матери моряков своей активностью и верой внесли весомую лепту в освобождение пленников. Галина Фют вела переговоры, так как хорошо знает языки. Именно она отговорила мужа и весь экипаж прекратить голодовку, которую они начали за два месяца до освобождения. Кроме того, женщины ездили митинговать в Киев, поехали в Грецию для встречи с судовладельцем. Ведь только оттуда можно было связаться со Спиросом Минасом.

- Мы и плакали, и просили, - вспоминает жена второго механика Анна Муругова, - в общем, показали грекам, что такое одесские жены. Они удивлялись нам, как мы отстаиваем своих мужей. На протяжении этих месяцев ожидания самые тяжелые для нас были суббота и воскресенье. Тогда все учреждения были закрыты. И мы не могли ни к кому обратиться. Я ходила ночью по комнате и все думала, что же еще предпринять, как помочь им.

Анна воспитывает малыша, которому год и 6 месяцев. И сейчас возглавила общество по защите моряков "Ассоль", где жены моряков и сами моряки могут получить консультации профессиональных морских юристов, психологов, врачей.

И все-таки море:

Наконец переговоры о выкупе были завершены. Деньги сбросили в специальном цилиндре с самолета в океан.

- Нас тогда чуть не расстреляли, - рассказал помощник капитана, - цилиндр раскололся об воду. Пираты позвали нас, смотрите, мол, денег нет. Внутри было пусто. Мы поняли, что сейчас нас убьют за то, что их обманули. Но оказалось, пакет был прикреплен к стенкам цилиндра. Вот тогда мы уже вздохнули с облегчением. Хотя об освобождении знали где-то за неделю. Тогда капитан приказал мне рассчитать расстояние до ближайшего порта. Судовладельцы запросили информацию о состоянии судна и топлива. Мы начали готовиться к отплытию. Такая радость была, что вырвемся из ада.

Однако еще две недели "Ариана" не могла сдвинуться с места, так как погодные условия не позволяли доставить горючее. Только почти через месяц после освобождения из аэропорта города Салала в Украину вылетел специальный самолет, доставивший в Одессу освобожденных из пиратского плена украинских моряков.

В аэропорту сын Андрея Муругова все прижимал к себе телефонную трубку, повторяя: папа, папка. Андрей уходил, когда он был еще совсем маленьким. А теперь ходит за отцом следом, словно боится расстаться.

Да и сами моряки не спешат отправиться в следующий рейс, хотя и понимают, что профессию свою вряд ли бросят.

- Заработать честно на суше столько, сколько моряк получает в рейсе, практически невозможно. Профессия моряка всегда была и остается престижной. Главный вопрос не в том, пойдет кто-то из наших мужей в следующий рейс или не выйдет в море уже никогда, а в том, чтобы защитить украинских моряков от пиратов, чтобы хоть как-то обезопасить их и так опасный труд, - сказала жена второго механика Анна Муругова.

Сейчас при помощи фонда "Ассоль" все члены экипажа "Арианы" проходят полное медицинское обследование, затем курс реабилитации на базе Одесской областной клинической больницы. Ребята уже получили зарплату и компенсацию. Но идти в район действия пиратов уже остерегутся. Полученного опыта восьмимесячного рабства хватит с лихвой на всю жизнь.

Тем не менее происходящее с нашими моряками в Сомали уже в который раз пока никак не влияет на политику компаний и международных организаций. Пора бы Украине подать свой голос, чтобы начать всемирную борьбу с пиратством вместе с другими странами и защитить своих граждан от пиратских издевательств.

Инна ИЩУК.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.