Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 15 (1359)
28.04.2017
НОВОСТИ
Репортеры надежды
Обратная связь
Актуальная тема
Вокруг Света
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Мяч в игре
Культура
Пожелтевшие страницы
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 15 (1359), 28.04.2017

ПРОФЕССИЯ: ОРГАНИСТКА

Елена Удрас, красивая и хрупкая, но при этом волевая и творческая женщина. Окончив Одесскую государственную консерваторию имени А. В. Неждановой (класс профессора Анатолия Зелинского), Елена Робертовна работает концертмейстером кафедры сольного пения, но ее изящным рукам послушен не только рояль, а и орган, трудный инструмент, с помощью которого человечество веками обращается к Богу.

Елена проходила курс мастер-классов у берлинского органиста Хольгера Хёринга, ведет активную концертную деятельность, играла органные концерты в Германии, Украине, России, Молдавии. В Одессе играет постоянно концертные программы для органа соло и с участием солистов в лютеранском соборе святого Павла и реформатской пресвитерианской церкви. Является автором органных транскрипций и оригинальных произведений для органа.


А еще у нее имеется редкий для творческих людей талант общения. Участник многих Международных органных фестивалей, организатор и художественный руководитель фестиваля Odessa Music Fest, Елена инициировала в октябре 2016 года приезд в Одессу замечательных органистов Сальваторе Пронести, Гейл Арчер (США), Нимитейна Веста (Нигерия). После одесского фестиваля Сальваторе Пронести побывал с концертами в Харькове, Ровно, Черновцах и Хмельницком, а в конце апреля вернется в нашу страну, выступит в Днепровском и Киевском органных залах. Синьор Пронести, помимо исполнительской деятельности, свыше двадцати лет сам изготавливает органы в собственной мастерской в Кремоне. Поддерживает молодых талантливых музыкантов и переживает за них, и когда молодая скрипачка Грета Медини неожиданно для всех свела счеты с жизнью, прыгнув с 60-метрового виадука автострады Салерно - Реджио-ди-Калабрия, для органиста это стало тяжким ударом.

- Сальваторе и Грета были большими друзьями, - говорит Елена. - Их связывали музыка и множество совместных концертов. Они были земляками. Сальваторе очень дружил с ее мамой Анжелой, с детства способствовал росту Греты как музыканта, чувствуя в ней талант. Грету не приняли в консерваторию, но Сальваторе ее поддержал, ведь и великого Верди когда-то не принимали в Миланскую консерваторию! Она выходила на сцену босиком в длинном красном платье, с распущенными волосами и, словно очарованная, играла на скрипке. Публика принимала ее выступления тепло, состоялись успешные гастроли в Европе, Японии, Индонезии. В юности Грета стала лауреатом престижного конкурса. Но в ее жизни хватало и недоброжелателей, а она оказалась слишком чувствительна к каждому злому слову, повергавшему Грету в депрессию. Сложно сказать, что стало последней каплей... С ней у Сальваторе была тонкая духовная связь, он и до сих пор ощущает на репетициях присутствие Греты.

После гастролей в Украине Пронести полюбил "Мелодию" Мирослава Скорика и теперь всегда исполняет ее в концертах.

А совсем недавно музыкальная общественность стала свидетелем того, как французский композитор и органист Доминик Шевалье впервые представил в Одессе свою ораторию Anima ("Душа") в Кафедральном лютеранском соборе святого Павла. Оригинальное произведение, как выяснилось, первое и пока единственное у Доминика, но музыкант так вдохновился нашим городом и нашими музыкантами, что уже подумывает о сочинении следующих шедевров! Все началось с того, что Елена Удрас познакомилась с французским коллегой в одном из закрытых профессиональных интернет-сообществ. Органистов не так уж много в мире, и не будет преувеличением сказать, что почти все они знакомы друг с другом. В процессе общения родилась идея провести мировую премьеру оратории в Одессе. Ведь ранее во Франции была осуществлена аудиозапись компакт-диска, а концертных исполнений на публике не происходило. Получив от маэстро ноты, запись и авторские пожелания, Елена подключила к разучиванию произведения певцов Елену Рихтер (сопрано) и Виктора Шевченко (бас), скрипачку Полину Чайку, а сама разучила партию органа. Величественная, драматическая, одухотворенная музыка месье Шевалье была с успехом исполнена в одесском храме, причем свидетелями триумфа автора стали члены его семьи, приехавшие с ним, в том числе жена и два сына.

Доминик Шевалье родился на севере Франции в 1963 году и стал первым музыкантом в семье. Вот что заметили за ним родители: приходя в церковь, малыш сразу же обращал внимание на орган. Пассажи, гремевшие под каменными сводами этакой музыкой сфер, поражали воображение. Серьезно заниматься музыкой стал только с 16 лет, а в детстве лишь научился немного играть на пианино. Для игры на органе нужны длинные ноги, ведь там есть и нижняя клавиатура. Ребенку не справиться... Доминик вырос, решил, что музыка станет его будущим, обучался органному искусству в консерватории Лилля в классе Жана Бойе, продолжил обучение частным образом у маэстро Пьера Лабрика в Руане. Вот уже 35 лет (на вид ему практически столь же!) работает органистом в церкви святой Каллисты в Ламберсаре, что возле Лилля.

Каждый уик-энд Доминик играет на органе на трех мессах, а в обычные дни дает уроки игры на органе своим двадцати ученикам, среди которых есть и студенты консерватории, желающие повысить свой исполнительский уровень. Маэстро Шевалье выступал на гастролях в Англии, США, Италии, Норвегии, Германии, лучшими органами, на которых ему довелось играть, считает расположенные в парижском Соборе Нотр-Дам и в лондонском Соборе святого Павла, а в Одессу обязательно вернется в начале лета - на фестиваль органной музыки.

- После премьеры в вашем городе у меня просыпается желание писать новую музыку, - утверждает Доминик. - Очень очаровал прием, ваши музыканты впечатлили своей смелостью и желанием идти до конца в постижении композиторских задач. Именно это вдохновляет! Когда я думал о первом исполнении своей оратории на публике, мне казалось, это должны быть Штаты или Англия, не Восточная Европа, в эту сторону мыслей даже не было... Рад, что здесь есть несколько органов, успел ознакомиться только с теми, которые в кирхе и консерватории. Думаю, в следующий раз исполним ораторию Anima в Одессе так: я буду исполнять в одной из частей партию органа, а Лена Удрас - в остальных частях.

Благодаря Елене одесские меломаны знакомятся с западными органистами, расширяя свое представление о мировой музыкальной культуре, а ее саму любит публика за великолепные исполнительские качества. И, конечно, приятно, что музыканты Европы с помощью талантливой одесситки открывают для себя наш город с его лучшей стороны.

Виолетта СКЛЯР.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.