Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 07 (1351)
3.03.2017
НОВОСТИ
Женский день
Обратная связь
Актуальная тема
Вокруг Света
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Мяч в игре
Культура
Пожелтевшие страницы
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 07 (1351), 3.03.2017

КАМЕРНОЕ ОБАЯНИЕ
ПОЛОТЕН ГАНСКОГО

В Художественном музее открылась выставка произведений из музейных фондов к 150-летию со дня рождения одесского художника, члена Товарищества южнорусских художников, Петра Павловича Ганского (1876-1942).

Живописец появился на свет 17 февраля 1867 года по старому стилю в семейном имении селе Николаевка Ананьевского уезда. В экспозиции представлены 54 произведения художника, написанные с натуры маслом, акварелью, пастелью.


- Работы небольшие, камерные, многие носят этюдный характер, требуют большого внимания для рассмотрения. Пейзажи сельские, городские, в разное время года, с разным настроением, в разную погоду - то, что художника волновало, - комментирует главный хранитель музея Людмила Еремина.

В музеях Украины работ Ганского нет, за исключением Национального музея украинского искусства в Киеве, где хранится небольшой этюд "Одесский порт", и Николаевского художественного музея имени В. В. Верещагина - "Женский портрет", который был передан на хранение в начале 1960-х годов из Одесского художественного музея по приказу Министерства культуры Украины. В Одессе Ганского знают как мастера камерных, изысканных произведений в очень узком кругу любителей живописи. Вместе с тем его имя всегда появлялось на выставках в ряду самых известных одесских художников, таких, как Костанди, Нилус, Дворников, Головков, Буковецкий, Кандинский и многие другие.

В августе 1994 года музей посетили племянницы Ганского, которые жили в Таллинне - Елена Борисовна Позднякова и Татьяна Борисовна Золотова. Они подарили музею несколько фотографий из семейного альбома, ряд архивных материалов и более 30 акварельных этюдов, выполненных художником в Париже. После 9-тилетней переписки с племянницами художника, в 2003 году главный хранитель ОХМ Людмила Анатольевна Еремина издала небольшую книгу о П. П. Ганском с фактическим материалом его биографии, которая была отправлена в Таллинн. Наследники немедленно отреагировали на издание, и через Посольство Украины в Эстонии музею были переданы еще 40 произведений, презентация которых состоялась в залах музея в 2004 году. Значительная коллекция произведений Петра Павловича Ганского в собрании одесского музея позволила достойно отметить юбилейную дату художника. К выставке музейщики подготовили серию публикаций, раскрывающих интересные и зачастую неизвестные факты из жизни Петра Павловича и его близких. Интересная история связана с личностью героини портрета, вынесенного на обложку каталога, афиши и открытки.

- "Портрет Софьи Павловны Быстрицкой, урожденной Ганской" попал в коллекцию музея в качестве масштабного подарка (второго уже на тот момент) от племянниц художника в 2004 году, - рассказывает Людмила Еремина. - Написанный, видимо, с натуры портрет любимой сестры Сони представляет собой прекрасный образец таланта Ганского-портретиста и удивительную иллюстрацию безоблачного, счастливого детства в благополучном родительском доме. Софья Павловна родилась в Одессе 11 сентября 1873 года, в 91-м окончила Одесскую Мариинскую общественную женскую гимназию. Вышла замуж за профессионального военного-воздухоплавателя Владимира Павловича Быстрицкого. В 1906 году у них родилась дочь Кира.

Имя штабс-капитана Быстрицкого впоследствии было увековечено в названии одного из первых российских истребителей "МБ" (Моска-Быстрицкий) - официально Владимир Павлович числился одним из разработчиков наравне с выдающимся авиамехаником Франческо Моска, неофициально его роль определялась вполне прозаически, обеспечением заказов от военного ведомства. События 17-го застали семью Быстрицких в Париже, где Владимир Павлович служил русским авиационным агентом. На родину они не вернулись.

Материальные трудности эмигрантского существования коснулись семьи Быстрицких в полной мере, многие годы Владимир Павлович вынужден был работать таксистом; скончался 31 марта 1934-го. Софья Павловна последние 10 лет своей жизни тяжело болела, перенесла несколько инсультов. Умерла героиня нашего портрета в 1947 году, не дожив до 75 и пережив своего старшего брата, автора портрета, на пять лет.

С 1920 года, когда Петр Ганский оказался в эмиграции, и до конца жизни Софья и ее семья были самыми близкими художнику людьми. Кире Владимировне суждено будет хранить в течение почти 50 лет архив своего дяди, который в начале 90-х перейдет к проживавшим в Эстонии дочерям другой сестры Петра Ганского, Евгении. Вместе с архивом совершит очередное путешествие, из Парижа в Таллинн, и наш портрет. Спустя десять лет он отправится в еще один вояж - из Таллинна в Одесский художественный музей. Сегодня он представлен в числе других произведений Ганского на юбилейной выставке.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.