Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 15 (811)
21.04.2006
НОВОСТИ
Культура
Вопрос - ответ
Компетентный собеседник
Имена
Точка зрения
Закон и общество
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 15 (811), 21.04.2006

"ДАВАЙТЕ ПОСЛЕ ДРАКИ ПОМАШЕМ КУЛАКАМИ"

Предложение оценить роль средств массовой информации в прошедшей избирательной кампании я получил от известного журнала "Телекритика". В письме содержались и вопросы, разбитые на несколько блоков. Они заставили задуматься над проблемами, которые в повседневной текучке воспринимаются как некая абстрактная перспектива, но которые весьма существенны уже для дня нынешнего. Предлагаю читателям свои ответы с надеждой, что отыщутся люди, готовые вступить в диалог. Ибо без диалога нашим СМИ трудно рассчитывать на достойную перспективу.

— Как вы оцениваете прошедшую избирательную кампанию с точки зрения роли медиа? Была ли она цивилизованнее и чище?

— Прошедшая избирательная кампания лишний раз доказала, что деньги таки да правят, если не миром, то уж украинскими СМИ абсолютно точно. Как ни странно, но в этой ситуации государственные и муниципальные СМИ выглядели лучше частных – уже хотя бы потому, что от них ничего хорошего не ждали, а в силу официального статуса эти СМИ были вынуждены придерживаться каких-то рамок. Еще более или менее прилично вели себя издания с многолетней репутацией, предоставляя площадь тем, кто готов был платить. А уж кто хочет, пусть себе трактует – неангажированность ли это или всеядность.

Глядя же на коммерческие СМИ, нетрудно было определить их ориентацию. Я как раз не считаю, что это плохо: кто платит – тот имеет право заказывать музыку. Другое дело, что уровень этой "музыки" чаще всего низкий: люди почему-то думают, будто хвалить – очень легко, хотя я по многолетнему опыту знаю, что написать качественный рекламный материал, особенно, о политиках, занятие весьма непростое.

— Главный негатив выборов-2006 для медиа?

— Как выяснилось, в принципе, без медиа можно было обойтись. Партия регионов потратила на рекламу сотни миллионов, а рейтинг почти не изменился. "ВЕЧЕ", "Не ТАК", блок Литвина, ПОРА-ПРП тоже солидно потратились, а толку? Коммунисты на этот раз удивили толковой рекламой – и что? Не говоря уже о "Нашей Украине" – тут полный пролет... А Тимошенко попросту создавала поводы и лишний раз продемонстрировала, насколько верна старая истина американских выборов: "Ты получишь ровно столько голосов, сколько пожмешь рук".

— Главный позитив?

— Теперь придется думать: как действовать в период между выборами, чтобы политики и в следующий раз захотели прибегнуть к помощи медиа.

— Изменилось ли отношение к медиа политических сил по сравнению с выборами-2004?

— Политики переоценили значение медиа и сильно недооценили ум, честь и совесть своего народа.

— Какие новые медиа технологии – белые и черные – вы увидели во время этих выборов?

Такое ощущение, что переход пресловутых российских политтехнологов "в подполье" сильно обеднил эту кампанию. Скучно...

— Какие медийные технологии образца 2004-2006 годов уже отжили свое?

— Тупая реклама типа "Не зрадь Майдану". Хочется верить, что эта чушь не повторится, хотя опыт г-на Пинчука с Богословской – очередное наступление на грабли после "команды озимого поколения" – вызывает сомнение в способностях наших богатых политиков чему-либо учиться.

— Почему фактически провалились теледебаты во время этих выборов?

— А сколько у нас настоящих политиков, которых люди будут слушать час и два?! Тимошенко, Шуфрич, может, Витренко... Фактически заинтересовать народ могли бы лишь немногие форматы Тимошенко-Витренко или Тимошенко-Шуфрич – это был бы просто бестселлер. Тимошенко-Янукович или Тимошенко-Ехануров – там точно была бы игра в одни ворота (а кто же будет за свои деньги "палить" свой рейтинг?!). Да, еще Тимошенко-Кличко: после этого "Аншлаг" сдох бы естественной смертью. А дебаты типа Янукович-Ехануров – это уже вместо снотворного.

Так что пока у нас не появятся политики, умеющие держаться на публике как Тимошенко, Шуфрич или Жириновский, дебатов не будет.

— Какой формат может быть оптимальным для теледебатов во время выборных кампаний?

— Теледебаты ярких личностей, харизматиков. Давайте не будем забывать, что ТВ – это зрелище!

— Чем стала эта выборная кампания для журналистской корпорации?

— Подтвердилась старая истина: украинским миром правят деньги.

— Как проявили себя собственники телеканалов?

— Я не о канале. Меня просто потряс сюжет на 1+1 о прогулке по Крещатику с премьером. Идет Ехануров с журналистом якобы "в народ", а пусто вокруг на три метра – только охрана видна. Как вдруг "случайно" стоит толпа бывших коллег Еханурова по заводу... И т.п. Если начальство не понимает, как себя держать, то чего вы хотите от собственников?! Им жить надо, зарабатывать надо, трудовые коллективы содержать... Можно ведь и так поставить вопрос: почему в других сферах мы твердим о "поддержке отечественного производителя", а в СМИ этого производителя обхаиваем?! А ведь уже ясно: придет в наши СМИ "неотечественный производитель", и где многие из нас окажутся?!

— Почему украинская журналистика не смогла стать мощным заслоном для криминализации выборных органов страны?

— Отвечу вопрос на вопрос: много ли вы можете назвать ныне действующих журналистов, которых можно привести как пример для подражания – как братья Аграновские в советские времена?! Пока у нас в стране журналистика будет девичьей забавой, никакие разговоры не помогут.

— В какую сторону, по-вашему, будут развиваться медиа после выборов с точки зрения их общественной роли? Будут ли они оставаться по-прежнему заложниками политиков и собственников? Или журналисты смогут в большей степени влиять на редакционную политику СМИ?

— Могу повторить: пока не вырастет поколение настоящих профи – так все и останется.

— Как вы оцениваете роль программы Савика Шустера "Свобода слова" в этих выборах? Что она дала украинскому политическому и информационному пространству?

— Программа Савика Шустера "Свобода слова" доказала всю глубину непонимания г-ном Пинчуком народа той страны, в которой он по недоразумению еще проживает. Перефразируя любимый анекдот Утесова, можно сказать: "В Одессе так умеет каждый еврей. Только он стесняется". Хватит уже считать московский "ширпотреб" "светочем разума"!

— Почему так и не возникло качественной телеаналитики в преддверии и во время выборной кампании? Какие условия необходимы для ее появления?

— Профессионалы!

— Каких профессиональных навыков не хватает, в первую очередь, украинским журналистам при выполнении их профессиональной обязанности донести до граждан социально значимую информацию? Не стали ли помехой в этом журналистам некоторые ложно или однобоко понятые профессиональные стандарты?

— Если нет мастерства, о каких профессиональных стандартах вообще может идти речь?!

— Выполнил ли свою роль – общепринятую в мире для каналов с бюджетным или общественным финансированием – в этой выборной кампании государственный Первый канал?

— А что можно было ожидать от Первого канала? Он себя не уронил – и то хорошо.

— Какие реформы, включая законодательные, нужны украинским медиа в первую очередь после выборов? Для чего?

— Реформа журналистского образования. Надо запретить принимать на журфаки школьников. Лучше всего сделать журналистское образование вторым – после любого другого и опыта работы в СМИ. А иначе все законы будут как Конституция – она у нас совсем неплохая, да только кто ее читал и тем более соблюдает?!

— Каким образом, в конце концов, переделится медиарынок? Претерпят ли существенное изменение составы собственников и топ-менеджмент основных телеканалов? Когда стабилизируется наш медиа рынок? Отчего будет зависеть, прежде всего, приход или неприход западных инвестиций?

— Медиа рынок стабилизируется, когда стабилизируется экономика. О приходе западных инвестиций. Надо хорошо подумать, прежде чем их сюда запускать. Потому что мы рискуем пополнить нынешними журналистами толпу безработных.

— Когда в Украине станет меньше телеканалов? Есть ли для этого предпосылки?

— Когда станет меньше богатых людей, которые полагают, что без своего телеканала и "жизнь не в жизнь".

— Состоится ли поглощение медиарынка страны Россией в ближайшие годы? Отчего это будет зависеть?

— Вряд ли. Россиянам выгоднее сплавлять нам "свiй непотрiб" типа Д. Киселева или С. Шустера.

Подготовил Александр ГАЛЯС.

Рисунок А. КОСТРОМЕНКО.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.