Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Рис. О. Жмура

Номер 11 (654)
21.03.2003
НОВОСТИ
Культура
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 11 (654), 21.03.2003

УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН БЫТЬ САМИМ СОБОЙ

Самуил Нутович Котлерман безо всякого преувеличения может быть назван легендой одесских шахмат. В 50-60-х годах он руководил шахматным кружком в городском Дворце пионеров, где постигали азы древней игры многие наши гроссмейстеры и мастера – В. Тукмаков, К. Лернер, С. Палатник, Н. Легкий и другие. Самое же удивительное заключается в том, что все эти годы его основной работой было преподавание химии в средней школе. Самуилу Нутовичу уже 83 года, он имеет совершенно уникальный педагогический опыт, и неудивительно, что наш корреспондент Елена Даракова именно ему предложила ответить на ряд вопросов о педагогике.

— Чем отличаются нынешние школьники от их ровесников 20-30-летней давности?

— Сегодня, к сожалению, у большинства школьников нет стимула к занятиям. Те, у кого он есть, уходят из школы в гимназии или лицеи.

— А с чем это связано?

— С нынешним экономическим положением. Зачем учиться, если в вуз можно поступить за деньги?! Но даже если получишь диплом, это не обеспечивает хорошего заработка. Возьмем хотя бы учительскую профессию. Когда-то Ленин высказался в том смысле, что учитель у нас должен стоять на такой высоте, на которой никто не стоит. Но как советская власть "свято соблюдала" этот завет и в конечном итоге втоптала учителя в грязь, так и нынешняя власть ничего не делает, чтобы учительство стало достойной профессией.

— Что же тогда держит учителей в школах?

— Два обстоятельства: или некуда деваться или любовь к этой работе.

— А что определяет любовь к этой работе?

— Ну, что вам сказать? Не знаю. У меня сперва было просто отвращение к ней. Хотя лично у меня были хорошие учителя. Некоторых учителей я помню прекрасно, хотя окончил школу в 1937 году.

— Талант учителя – это что такое?

— Точно сказать не могу. А вот что определяет ценность учителя в глазах учеников, на этот вопрос ответить легче. Главное – профессионализм, т.е. хорошее знание предмета, уважение к ученикам, умение с ними обращаться и общаться, хорошо подвешенный язык...

— А за что любят учителя?

— Вообще, понятие любовь имеет разные оттенки. К одним педагогам ученики жмутся, стараются пройти рядом с учительницей, особенно в начальных классах, прижаться к ней и все такое. Так проявляется любовь. А другие учителя с учениками соблюдают дистанцию.

— А что следует делать, чтобы учителя полюбили?

— Быть самим собой. Нельзя ни в коем случае специально стараться. Ведь фальшь дети распознают моментально. Это взрослых можно обмануть. Детей же обмануть нельзя.

Версия для печати


Предыдущая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.