Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 30 (826)
04.08.2006
НОВОСТИ
Культура
Архив
Пережитое
Проблема
Скандал
Криминал
Футбол

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 30 (826), 04.08.2006

"ВОДЕВИЛЬ ПОД КРЕСТОМ" ИЛИ КРЕСТ НА ВОДЕВИЛЯХ?

Вот уже много лет в День театра, 27 марта, нашем городе брал старт международный фестиваль камерных театров "Интертеатр". А вот нынешней весной этого не случилось. Причиной тому - затяжная война местного отделения Союза театральных деятелей (СТД) с евангелическо-пресвитерианской общиной. Вынужденное соседство с "божьими людьми" в одном здании по улице Пастера, 62, обернулось бедой. Не желая дожидаться, пока СТД съедет в соседний дом # 60, где когда- то был Матросский клуб, церковники в июле прошлого года отрезали коммуникации, в результате чего творческий союз оказался без света, воды, а зимой - и без тепла. Долгие месяцы судебных разбирательств окончились этой весной подключением коммуникаций. Однако время было потеряно, а здоровье работников СТД подорвано бесчеловечными условиями зимнего существования. Но мало того - пресвитериане подали иск о немедленном выселении СТД из немногих еще остающихся у него помещений. Одесский хозяйственный суд иск не удовлетворил, пресвитериане апеллировали к Верховному суду, и тот возвратил дело в Одессу.

Плохой признак. Власти устранились от участия в конфликте; видимо, боятся прослыть гонителями веры и духовности. Письма СТД, адресованные мэру Одессы Эдуарду Гурвицу и бывшему губернатору Василию Цушко, остались без ответа. Окрыленные безнаказанностью, пресвитериане обратились в газету "Аргументы и факты", которая им подсобила, опубликовав в 20-м номере за нынешний год тенденциознейшую статью Валерия Павлова под жемчужной красоты заголовком "Водевиль под крестом". В ней повторяются аргументы церковников, неоднократно озвученные и в беседах с журналистами, и во время судебных разбирательств. Оказывается, театралы "бражничают в храме", исполняя "богомерзкие песнопения в капустниках водевильного содержания". И посему дальше терпеть их под одной крышей с мирной паствой невозможно. И неважно, что выселяться служителям Мельпомены пока некуда. Самое противное, что, презрев все правила журналистики, автор даже не переговорил с другой стороной, сиречь СТД. Вот и убедите меня после этого, что статья появилась как крик души ее автора!

Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Дело в том, что пресвитерианская община вообще не является правопреемником реформатов, построивших свой храм в 1895 году. Хотя обе эти общины принадлежат к протестантской конфессии, но они не тождественны, и дело может осложниться притязаниями истинных реформатов. Об этом имеется заключение Института философии Национальной Академии наук Украины. Но, вообще-то, даже реформатам было бы сложно претендовать на храм, так как с 1915 года здание перестало иметь отношение к религиозным организациям в связи с началом первой мировой (данный факт подтверждается в "Собрании узаконений и распоряжений правительства России" от 3 февраля 1915 года). Таким образом, под знаменитый президентский указ о возвращении культовых зданий их бывшим владельцам здание на Пастера, 62, вообще не подпадает.

Пресвитерианам здание досталось по парадоксальному решению Малиновского суда в ноябре 1998 года, причем представителей СТД на суд даже не пригласили. Думали тогда шокированные театралы протестовать, потом надеялись переехать в Матросский клуб, потом ждали проведения в нем ремонта (тоже ведь памятник архитектуры областного подчинения!), а теперь их торопятся выселить как мерзких святотатцев, недостойных ангельской кротости своих вынужденных соседей.

Годы безбожия сменились, видимо, в нашем обществе средневековым мракобесием. И стоит ли удивляться, что околотеатральные перипетии оказываются интереснее результатов творческих усилий, то есть спектаклей? Чем окончится эта "мистерия-буфф" с СТД, увидим в самое ближайшее время. Но то, что ее ход пагубно влияет на театральный процесс, вполне очевидно уже сегодня.

Мария ГУДЫМА.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.