Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 26 (1370)
21.07.2017
НОВОСТИ
Событие
Острая тема
Актуальная тема
Вокруг Света
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Футбол
Культура
Пожелтевшие страницы
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 26 (1370), 21.07.2017

Олег ВЕРГЕЛИС: "ТЕАТР - ЛАБИРИНТ,
ИЗ КОТОРОГО НЕВОЗМОЖНО ВЫБРАТЬСЯ"

В июне в Одессе состоялся международный фестиваль Odessa Classics, гостями которого были не только известные музыканты, но и известные критики. В их числе - Олег Вергелис: в "Терминале 42" его мастер-класс о брендах и трендах современной культуры привлек много молодежи. С этих трендов мы и начали наш разговор.


- Олег, в вашем тоне, когда говорите о так называемых трендах современной отечественной культуры, просматривалась нескрываемая ирония. Не совсем понятно - вы всерьез или все-таки шутите, когда рассуждаете о новой музыке или о новом театре?

- Все совершенно серьезно. Просто я очень люблю афоризм выдающегося французского писателя Себастьена Жапризо, сказавшего однажды: "Только ирония помогает в этом мире не сойти с ума". Так и здесь. Не можем же мы о всех культурных явлениях говорить исключительно сухим академическим сверхсерьезным тоном. И, кстати, даже в постмодернизме именно ирония - одна из концептуальных составляющих.

Поэтому когда я говорю, что сегодня в Украине интересный тренд - "инди-музыка", то так оно и есть. Есть много групп, которые прекрасно работают в этом направлении. Их слушает молодежь. Они меньше представлены в коммерческих медиа.

Или когда я говорю, что на западный рынок мало-помалу пробиваются такие талантливые украинские художники, как Роман Минин, то это тоже тренд. Кстати, на фоне работы Минина позировал даже Дональд Трамп в одной из своих предвыборных поездок по городам США.

Или когда разглагольствую на тему успешной современной драматургии (хотя хороших пьес всегда мало), то и в этом случае можно говорить о некоем тренде, поскольку театры гоняются за интересными современными пьесами. Но гоняются в основном за двумя зайцами - Ворожбит и Арье. И здесь никакой иронии: их пьесы талантливы.

- Наше общество изнемогает от войны на Востоке. Война, по-вашему, тоже "тренд" в культурной тематике? Но вот почему все-таки нет всплеска ярких произведений на военную тему? Как это было, например, в начале прошлого века. Не говоря уже о Второй мировой войне.

- Если о Первой мировой... Но ведь Ремарк и Хемингуэй тоже не сразу осмыслили трагический военный опыт своего поколения. Их великие произведения появились не день в день, а появились тогда, когда нужно - когда пришло их время.

Я вообще не понимаю, как можно писать по "заказу" - о нынешних трагических событиях. Хотя пишут. Графоманов и конъюнктурщиков хватало всегда. Но подобное горе должно пройти через сердце, через разум. Через подлинное знание и подлинную боль.

Вот вы говорите: "произведения на тему войны на Востоке"... А я вспомнил, как на эту тему говорила Юлия Мостовая, мой главный редактор: "Война у нас есть, а юридического понятия - нет". Поэтому все происходящее - какая-то раздвоенность, мучительность. И естественное желание - мира и разума.

- Но все-таки многие театры берут в репертуар того же Ремарка. Поскольку зрителю, видимо, необходимо осмысление некоего прежнего военного опыта и военных переживаний.

- Да, берут. В Киевском театре имени Ивана Франко с огромным успехом идут ремарковские "Три товарища". Там хорошие товарищи и прекрасная Пат. Но когда на сцену выходит старшее поколение в эпизодах, то и мне хочется выйти на эту же сцену, чтобы насильственными методами взбодрить действие. Играют так медленно, так неповоротливо... Что, право, хочется сказать: "Друзья, вы же играете жизнь после войны, вы же хотите как можно быстрее надышаться этим воздухом мира. Поэтому вы не должны ползать как черепахи, а жить на сцене каким-то счастливым мгновением, которое уже завтра может исчезнуть...".

Но это так, к слову. А между тем, совсем недавно меня совершенно потряс камерный спектакль, в котором тема Первой мировой войны совершенно неожиданно отражается в теме нашей теперешней "мировой", хотя и необъявленной. Один из лучших украинских режиссеров и ко всему мой большой друг Ростислав Держипильский из Ивано-Франковска взял рассказы Василя Стефаника, написанные именно в период Первой мировой войны - и в каждом его сюжете оказалось столько настоящего именно о нашем сегодня... Не только о столетней давности переживаниях матерей, детей и отцов. Но и о нашей боли, которая, оказывается, никуда не ушла, а просто вернулась, свершив печальный столетний круг.

Ну а если вы спросите, есть ли хорошие современные тексты о нашем восточном военном лихолетье, то я тоже могу назвать один пример. Это новая пьеса Натальи Ворожбит - "Плохие дороги". Это и ее личный опыт пребывания там, и художественное осмысление подобного опыта. Пьесу, согласно контракту сначала должны поставить в Англии, а затем, возможно, кто-то поставит и в Украине. Но я даже не представляю "кто". Мне кажется, к подобному тексту можно подпускать только Жолдака, который прочитает это все небуквально, а с каким-то философским и даже физиологическим вывихом. Ведь война - это всегда вывих. Это аномальность.

- Какие у вас впечатления от уже завершившегося театрального сезона 2016-2017? Ведь вы достаточно много путешествуете, смотрите премьеры в разных городах?

- Мой взгляд на эти премьеры исключительно субъективный. Главную премьеру сезона я вам уже назвал выше: спектакль "Вона - Земля" в Ивано-Франковске по Стефанику. Вот сидишь, смотришь и думаешь... Иной режиссер из кожи вон лезет, чтобы напичкать свой спектакль какими-то крикливыми выдумками, какими-то стыренными из Youtube фокусами, какими-то необязательными своими личными комплексами. А здесь - именно тот театр, который я обожаю. Минималистский театр, жизнь в котором рождается в пустом пространстве, в черном кабинете. В нем нет страховок, маскировок. Нет попыток спрятаться за затасканными метафорами. Только в пустоте - здесь и сейчас - режиссер совершает акт священнодействия, обратившись не только к тексту автора, но и к его душе, ко времени. Это эдакий транс-театр, который долго держит тебя и долго не отпускает потом.

Я прекрасно понимаю, какими средствами и методами режиссер пользуется. Но самое удивительное, что об этих средствах не хочется вообще говорить, поскольку ты - внутри, ты сам часть сюжета. И это - театр подлинный. Кстати, в Европе, слава тебе Господи, тоже многие возвращаются к минимализму, к пустому пространству. Тот же Иво ван Хове, голландец, который активно ставит в Британии. Очень люблю его постановки.

Если же говорить о каких-то иных приятных впечатлениях украинского сезона, то моим личным открытием стал киевский режиссер Давид Петросян. Он поставил в пространстве театре "Дах" пьесу "Буна" Веры Маковий. Это интересный спектакль: живой, хорошо придуманный, хорошо совпавший с молодыми актерскими голосами и с природой самих артистов, в нем участвующих. Важно, что в этом спектакле есть и сам режиссер - есть его внутренняя позиция, есть его мастерство. Буду с интересом следить за его дальнейшими работами. Но знаете, что неприятно?

- Что?

- Вот поставил он эту "Буну". Восторгаются многие мои известные коллеги, многие режиссеры его хвалят. Но вот хотя бы один худрук столичного театра взял и пригласил перспективного режиссера в новом сезоне на новый проект? Никто! Почему? Потому что бессмертный принцип "Чем ночь темнее - тем звезды ярче" - любимое кредо многих наших худруков.

- То есть вы хотите сказать, что молодому, талантливому режиссеру по-прежнему трудно пробиться?

- Давайте остановимся на определении "талантливому". Ему всегда пробиваться трудно - в любых жанрах и направлениях, в любые времена. А "молодых" - очень много. Их тьмы и тьмы. Их сотнями выпускают ежегодно десятки творческих вузов. И одна из главных неафишируемых проблем нашей, так называемой, театральной реформы не в том, что нужен или не нужен контракт, а в том, что места под солнцем им всем давно не хватает!

Представьте, сотни претендентов на одно рабочее место в столичном Театре Франко, где зарплата гораздо больше десяти тысяч гривен. Но подобный театр - один. И туда все стремятся. А в театральный вуз только на один курс на платную форму обучения могут набрать сто бездарей. И как под одним солнцем им всем уместиться?

Вот поэтому сегодня и началась вся эта борьба видов. Молодые не хотят по-старому. Старые не хотят по-новому. А театров - в центре с хорошими зарплатами - по-прежнему два.

- Буквально на днях в Одессе блестяще защитилась своим спектаклем молодой режиссер Юлия Амелькина. Ее спектакль "Наш городок" уже стал хитом репертуара в Театре на Чайной. Так что есть и молодые, и талантливые...

- Ну вот, стало быть, ваша Амелькина - действительно исключение. Такое же приятное исключение из многих правил - Александр Онищенко, руководитель этого самого театра на Чайной. Я его видел пять минут в жизни перед спектаклем Райхельгауза, но сразу понял, что это подлинный человек театра, а не имитатор. Он растворен в своем пространстве. Видно, как ему нравится здесь жить, а не существовать.

Вообще всегда мало подлинных людей театра (перевес - за имитаторами и параноиками). Из известных нам современников-подлинников могу назвать моего любимого Римаса Владимировича Туминаса, который работает одновременно и в Литве, и в РФ. Такой же подлинник - Дима Богомазов: для него театр - как лабиринт, из которого невозможно выбраться. И он готов творить в этом плену круглосуточно. Такой же - Держипильский: умный, одержимый, очень одаренный самой природой и очень интуитивный, как театральный игрок.

- Кеннет Тайнен как-то сказал, что хороший критик понимает происходящее в современном театре, а великий критик понимает также и то, что в нем не происходит. Так что все-таки не происходит в нашем театре?

- На этот вопрос вам бы ответил Кеннет Тайнен, потому что он великий. А на мой скромный взгляд, в отечественном театре не происходит качественной и адекватной коммуникации с театрами большого мира. Нет приглашений режиссеров с того света (я имею в виду Европу) в наш городок.

Нет хотя бы экспериментальной попытки доверить какому-нибудь резвому иностранцу года на три тот или иной театр.

Очень все печально с режиссурой, как мировоззрением и профессиональной состоятельностью, во многих-многих областных центрах. Вы хотите сказать, что в Одессе расцвет современной режиссуры? Я могу назвать только три имени, спектакли которых - хотя бы интересны, пусть местам и спорны.

Но это Одесса - огромный город, культурный центр. А что говорить о Черновцах? О других наших городках?

Не происходит в нашем театре та же реформа в том виде, в котором могла бы быть реализована. Реформа оказалась выгодна только руководителям, которые сроком на пять лет почувствуют себя феодалами. И она совсем не выгодна многим актерам, которые при своем мнении и при стихийном нраве могут оказаться в состоянии изгоев.

По-прежнему мало что в театре решает талант. И я часто вспоминаю слова Богдана Ступки, который говорил, что понять и поддержать настоящий талант может только и только талантливый театральный руководитель: не завистник, не самодур, не бездарь. Но где ж взять подобные антонимы? Увы, талантов много не бывает.

Беседу вели Александр ГАЛЯС,
Мария ГУДЫМА.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.