Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 21 (1068)
10.06.2011
НОВОСТИ
Культура
Конфликт
Интернет
История
16-я полоса
Криминал
Спорт
Баскетбол

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 21 (1068), 10.06.2011

ИНЫЕ МИРЫ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

Несколько читателей старшего поколения обратились в редакцию с просьбой рассказать, что означает выражение "социальные сети", которое сейчас часто встречается в телепередачах и статьях. За разъяснениями мы обратились к нашему постоянному автору Михаилу Кордонскому.

- Попытка объяснить словами, что такое "социальная сеть в интернете", похожа на попытку общаться с инопланетянином. Попробуйте - сами увидите. Что, не знакомы с инопланетянами? Ладно, это была метафора. Образом жителей других миров обозначены... ваши собственные дети и внуки. Попробуйте пообщаться с людьми в возрасте от 12 до 25 лет. Вряд ли кто из них не знает, что такое "Вконтакте" и "Фейсбук". Даже если у них дома нет интернета (хотя таких становится все меньше), они пользуются этим сервисом в гостях у друзей, в интернет-клубах, в школе, вузе, на работе (когда начальство не видит). Но смогут ли объяснить, что это такое?.. Это - общение и друзья, музыка, рисунки и фильмы, знакомства с девушками и парнями в диапазоне от легкого виртуального флирта до счастливого супружества. Впрочем, или несчастного - никакая техника или технология еще не добавила человечеству счастья. Но добавила комфорта и новых возможностей стать счастливее.

Для того, чтобы чуть-чуть понять, что это такое, надо посидеть у компьютера хотя бы несколько часов вместе с опытным внуком. Можете при этом смотреть не на экран монитора, а на внука, на его радости, печали и увлеченность - и вы уже узнаете многое.

Давайте вместе попробуем посмотреть на это снаружи, как бы за спиной у... полумиллиарда молодых людей. Именно таково - 500 миллионов - больше, чем население США, - число пользователей самой большой в мире социальной сети "Facebook" (в русской транскрипции "Фейсбук"). Аналогичные русскоязычные сети "Вконтакте" и "Одноклассники" насчитывают 90 и 45 миллионов пользователей соответственно. Впрочем, деление по языкам теперь можно считать историческим, по месту рождения, так как в процессе развития крупные социальные сети научились поддерживать общение на многих десятках языков мира, в том числе и американские, и русские - на украинском.

Буквально по-английски face - лицо, book - книга, facebook можно перевести, как "книга лиц" или "фотоальбом". Но словари давно уже переводят это слово, как бренд, торговую марку - название интернет-сервиса. Начинался он действительно, как альбом с фотографией и подписями. Любой парень или девушка могли бесплатно создать свою страничку в интернете, разместить на ней свою фотографию и любые сведения о себе, например, что чаще всего делает молодежь: какую музыку любит и... есть ли у тебя парень (девушка). А дальше ждать предложения о знакомстве или активно искать его, просматривая другие страницы с мордашками. Еще дальше все это стало с космической скоростью обрастать множеством дополнительных функций: любимую музыку и видео можно не только упомянуть, но и разместить, можно посмотреть, с кем дружит твой друг, и найти друзей среди его друзей, можно поставить оценку фотографии (или лицу?), можно создать свой клуб, "вход" в который только для друзей... Огромный список "можно" ограничен несколькими естественными "нельзя" - социальные сети все-таки часть нашего мира: запрещено размещать порнографию, пропагандировать наркотики и далее смотрите Уголовный кодекс, но он покажется коротким по сравнению с описаниями возможностей "Фейсбука" и "Вконтакте".

"Фейсбук" создала небольшая группа студентов Гарвардского университета во главе с Марком Цуккенбергом. В 2004 году, когда "Фейсбук" впервые появился в интернете, Марку было 20 лет. Через три года он стал самым молодым в истории миллиардером. Сейчас его состояние оценивается в 4 млрд долларов, хотя он владеет всего 24 % акций компании.

Пользование всеми крупными социальными сетями бесплатно для участников. Доход образуется в основном от размещения рекламы, иногда - от некоторых дополнительных необязательных платных услуг. Реклама в социальных сетях, как правило, очень неназойливая, занимает небольшую часть экрана монитора, с первого взгляда ее и не видно. Огромные доходы образуются не за счет загромождения экрана, а за счет гигантского количества участников.

Только с появлением социальных сетей выяснилось, что совершенно не обязательно навязывать рекламу, размещая ее в середине фильма - как на телевидении, или в самом видном месте экрана - как в старом интернете. Фирма-рекламодатель просто создает свою страницу в социальной сети, то есть становится как бы участником этого гигантского сообщества. Например, официальный сайт фирмы "Coca-Cola" за месяц просматривают 270 тысяч человек, а страницу "Coca-Cola" в "Фейсбуке" - 22 миллиона! Эффективность рекламы возрастает на два порядка - это уже переход количество в качество. Помимо мониторинга и оценки в социальных сетях можно искать и привлекать клиентов. Социальные сети трансформируют не только рекламу, но и сам бизнес, и все больше появляется бизнесменов, понимающих это.

Естественно, это всемирное явление существует и в Одессе. Исследования одесской компании "Face2FaceMedia" показывают, что сетью "Вконтакте" пользуются почти 90 тысяч одесситов. Приезжающие в Одессу бизнесмены теперь посещают с целью деловых контактов и договоров не только офисы властей, банков и корпораций, но и залы для совещаний компаний, занимающихся интернет-медиа. Так, например, было недавно с делегацией Ассоциации молодых сотрудников Министерства экономики, сельского хозяйства и инноваций Нидерландов. Разговор шел о продвижении брендов голландской продукции для одесситов и освещении в СМИ футбольного чемпионата "Евро-2012". Возможно, тут ключевое слово "молодых": похоже, что даже на продвинутом Западе социальные сети пока являются прерогативой младшего поколения. Но, как известно, молодость - явление временное. Не успеем и мы с вами постареть, как эти юноши и девушки унаследуют владение бизнесом и займут министерские кресла.

И мир в очередной раз изменится.

Михаил КОРДОНСКИЙ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.