Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 24 (1513)
13.08.2020
НОВОСТИ
Память
Обратная связь
КВН
Вокруг Света
Культура
Спорт
Мяч в игре
Повесть
Официально
12-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 24 (1513), 13.08.2020

О ВРЕМЕНИ И ОБ ОТЦЕ

Организаторы презентации новой книги Аркадия Рыбака в галерее Арт-Одесса (Летний театр Горсада) честно признались, что не рассчитывали на такое количество присутствующих. Ждали человек 30, а пришло втрое больше. Удивляться нечему: помимо друзей автора пришли и те, кто знал героя повести "Аккерманский мальчик" — выдающегося мастера фоторепортажа Михаила Рыбака.

Михаил Борисович сам собирался написать о своей жизни. И название повести, признался автор книги, он взял у отца: в архиве сохранился листок, на котором было написано: "Аккерманский мальчик 1930–1950". То, что не успел сделать Михаил Борисович, сделал Аркадий Михайлович.

Но его произведение — не биография в чистом виде. Это полноценное художественное произведение, в основе которого — история семьи. М. Рыбак родился в Аккермане (до конца жизни он так и называл свой родной город, не признавал нынешнее — Белгород-Днестровский). В год его рождения — 1930 — город, как и Бессарабия, входил в состав Румынии. В 1940 стал частью СССР. В начале войны семье пришлось эвакуироваться. После войны Михаил окончил авиационное училище, служил в армии. Потом демобилизация, учеба на геолого-географическом факультете Одесского университета (тогда единственного в городе), преподавание в школе. И поиск себя, своего места в жизни. Увлечение фотографией привело его в газету, и вот тут раскрылся его талант мастера фиксации текущего мгновения.

— Самое ценное — это память о тех, кто нас окружает, — так выразил свое впечатление Юрий Работин, председатель Одесской региональной организации Национального Союза журналистов Украины.

О герое книги говорили на презентации его коллеги.

Ветеран одесской журналистики Феликс Кохрихт назвал М. Рыбака "одним из самых светлых людей", с которыми ему довелось встречаться в жизни.

— Он умел быстро находить общий язык с самыми разными людьми, — подчеркнул он эту особенность мастера, чрезвычайно важную для журналистской профессии.

Об этом замечательном качестве М. Рыбака говорили и другие выступавшие на презентации. А поэт Станислав Стриженюк (которому, кстати, тоже скоро исполнится 90 лет) рассказал историю фотографии, которую М. Рыбак сделал с Чингизом Айтматовым (увы, она не сохранилась).

Новая книга А. Рыбака необычна еще и тем, что в ней две повести — разные по жанру, так что она представляет собою перевертыш. Вторая повесть — "Бывшие" — это уже "чистая" литература, где автор хлесткими мазками рисует коллективный портрет антигероев нашего времени. Многие из них вполне узнаваемы, так что и эта повесть тоже до некоторой степени историческая. И хотя никто из ее персонажей не назван по имени, но атмосфера Времени передана очень точно, так что читатели новых поколений смогут иметь представление о нашей эпохе.

На первый взгляд, такое сочетание может показаться странным: две повести не имеют точек соприкосновения. Но если вдуматься, то выбор автора обоснован. Это как два цвета Времени. С одной стороны — те, о которых хотелось бы думать, что они "были" (хотя иные благополучно здравствуют), с другой — человек, оставивший о себе светлую память.


Известный журналист и краевед Евгений Голубовский так написал о новой книге Аркадия Рыбака:

"Я прочитал книгу еще в электронной верстке, так как выбирал фрагмент для публикации в альманахе "Дерибасовская — Ришельевская". Читать её интересно, подкупает интонация автора, лирический, влюбленный взгляд на отца. Но один секрет в вышедшей книге есть. Берешь в руки, всё пристойно — "Аккерманский мальчик", но переворачиваешь книгу, а задняя обложка ведет еще в одну повесть, точнее в памфлет о нынешней власти — "Бывшие".

Задумал её Аркадий Рыбак интересно. Похороны когда-то большого начальника. На кладбище речи-речи-речи. Потом все отправляются в "Бристоль" и там поток слов, фальшивых, лакейских... Здесь все друг друга ненавидят, но функционируют, как механизм, потому что ТАК НАДО. А автор многих из них знает. Когда-то комсомольские вожди, ставшие потом мэрами, губернаторами... Личная охрана. Опора на бандитов. Выпивка. Девочки... Кто все эти нелюди? "Решалы".

Обязательно прочтите и этот текст, думаю, как и я, узнаете "топовые фигуры нашего политикума".

А книгу о Михаиле Рыбаке очень хотел бы, чтоб Аркадий продолжил. Ведь впереди звездные часы его отца".

Желание прочесть продолжение вполне понятно. Рассказ А. Рыбака об отце обрывается на том моменте, когда Михаил Рыбак вступает на стезю журналиста. А ведь дальше — более сорока лет работы в разных редакциях, десятки тысяч фотоснимков, в которых запечатлена практически вся история Одессы (и не только) второй половины 20-го столетия. Будем ждать новой книги.

А повесть "Аккерманский мальчик", если кому не удастся достать книгу, можно читать в "Порто-франко".

Андрей РАЙКОВ.

Фото И. ИЩУК и О. ВЛАДИМИРСКОГО.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.