Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 40 (836)
13.10.2006
НОВОСТИ
Культура
Скандалы
Тема номера
Банку Порто-франко 15 лет
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 40 (836), 13.10.2006

НАСЛЕДНИКИ ЕГИПЕТСКИХ ЖРЕЦОВ И ТАМПЛИЕРОВ

Когда в предыдущем номере я рассказывала об истории банка "ПОРТО-ФРАНКО", я не заглянула дальше XIX-XX веков, посчитав достаточным вспомнить Одесское общество взаимного кредита, в здании которого почти через столетие поселился банк "ПОРТО-ФРАНКО". Но история банков началась еще до нашей эры. Как выяснилось, банкир – профессия очень древняя. Известно, что в Месопотамии – стране, находившейся между реками Тигр и Евфрат, уже существовали банки. В Древнем Египте банкирами были жрецы. Были банкиры в Генуе, Венеции... Банковская система, наиболее близкая к современной, была создана рыцарским орденом Тамплиеров еще во времена Священных войн.

Из этого вступления понятно, что речь пойдет о банкирах, то есть о банковских работниках, обеспечивающих работу в разных подразделениях банка "ПОРТО-ФРАНКО".

Подразделений в банке много. На мой вопрос: "Сколько?" – я ответа не получила. Не из-за секретности. Просто работа банка идет по многим направлениям, а по каждому направлению есть свои службы. Есть отделы, работающие с юридическими лицами, есть те, что связаны с физическими лицами. Депозиты, кредиты, работа с ценными бумагами, с валютой, с гривной, по межбанковским отношениям... Словом, я предпочла просто познакомится с работниками банка, так как в итоге главным в работе предприятия оказывается человеческий фактор. Интересовали меня и руководители, и среднее звено, и ветераны службы в банке "ПОРТО-ФРАНКО", и недавно пришедшая в банк команда людей со свежими идеями.

Так получилось, что сначала меня познакомили с мужчинами, а потом уже с женщинами. Поэтому, пренебрегая общепринятым "дорогу женщинам", я начну свой рассказ с мужчин.

ГОСТЬ – ДАР АЛЛАХА

Так говорит о клиентах банка заместитель председателя правления банка "ПОРТО-ФРАНКО" Александр Васильевич БУЮКЛИ.

Он еще раз подчеркивает то, что уже говорил нам, журналистам, Вячеслав Васильевич Воловик: банк изначально ориентирован на работу с физическими лицами, особенно с таким сегментом работы, как кредитование моряков и их семей. Хотя никакие другие виды банковской деятельности банку не чужды. В разговоре с Александром Васильевичем мы еще раз возвращаемся к тому, что банк вторым в Одессе (после "ОДЕССА-БАНКА") получил лицензию на свою деятельность. "Эта была третья лицензия по бывшему Союзу", – уточняет Буюкли и добавляет – "А лицензия по работе с иностранной валютой была первой в Одессе у нас". Сейчас у банка все лицензии, какие только могут быть на банковскую деятельность.

В банк "ПОРТО-ФРАНК" Буюкли перешел из "Морского-транспортного банка". До того работал с ценными бумагами в Черноморской фондовой компании.

К профессии финансиста пришел не сразу. Год проучился в политехе. Понял, что это – не его. Еще год – в Высшей мореходке. Ушел. Затем – армия. После армии решил поступать в экономический университет (тогда еще институт народного хозяйства). Поступил с третьего захода. Не было блата... (Интересно, где и кем теперь работают его конкуренты по поступлению?). Словом, народное хозяйство— это то, что принесло ему моральное удовлетворение. Открывать законы, по которым идет развитие банковского дела, – задача интересная.

Жена у Буюкли гуманитарий, а вот 9-летняя дочка пошла в отца. Хочет стать банкиром. Уже сейчас Александр Васильевич беседует с дочерью об экономике, о банковском деле. Девочка хорошо понимает многие термины, знает, что такое бюджет. Думается, у нее не будет таких исканий, какие в молодости приводили отца в "не те" вузы.

МЕЧТА РОДИЛАСЬ В МОРСКОМ-ТРАНСПОРТНОМ БАНКЕ

Во время встречи с Буюкли в его кабинет вошел еще один сотрудник банка. Если кто-то еще по старинке считает, что финансист – это ходячий арифмометр, то ему нужно познакомиться с еще одним заместителем председателя банка, начальником управления казначейских операций (вот еще одно подразделение) Станиславом Леонидовичем ГАНУСИНЫМ. Он тоже много и увлеченно рассказывал о работе банка. Подчеркнул, что в Украине есть только два банка, с которыми сотрудничает Bank of New-York. Даже в период трагедии 11 сентября, когда Bank of N.-Y. закрыл все счета, отношения с Одесским банком "ПОРТО-ФРАНКО" не распались, так что сегодня, как и вчера, благодаря этой связи можно за кратчайший срок провести финансовую операцию с Америкой.

В банк "ПОРТО-ФРАНКО" Станислав Ганусин пришел из "ОДЕССА-БАНКА". До этого работал в банке "УКРАИНА".

На вопрос, что привлекает в, казалось бы, сухой работе финансиста, возразил: "Это совсем не сухая работа. Мне интересно работать с людьми. А когда я работаю с цифрами, то и здесь есть, что познавать. При работе с цифрами лучше понимаешь структуру. Мне пришлось работать в разных секторах. Хотел бы поработать во всех. Каждая работа интересна. В каждой есть свои особенности. А изначально в работе финансиста меня привлекла стабильность положения и возможность зарабатывать деньги. Я решил поехать учиться в Одесский нархоз еще в 9-м классе, когда побывал в Морском транспортном банке и увидел там банковских мальчиков. Все в костюмах, рубашечки белые, при галстуках".

Сам Станислав из Балты, там и заканчивал лицей. Женат, дочь шести лет, уже в первом классе и любит арифметику. Но не меньше любит петь и танцевать...

На мой вопрос, читал ли он в юности "Финансиста" Драйзера, ответил: "Я читал "Гобсека", но там плохой финал". Ну, плохой финал, я уверена, Станиславу не грозит.

Я ЗНАЮ СПЕЦИФИКУ МОРСКОЙ РАБОТЫ

Помощник председателя правления банка "ПОРТО-ФРАНКО" по работе с физическими лицами Андрей Николаевич КУЗНЕЦОВ не сразу нашел себя в банковском деле. Прежде чем закончить заочно экономически университет, он успел 5 лет отплавать. Поэтому Кузнецов хорошо знает специфику морской работы, специфику семейного уклада моряков, понимает их нужды, может войти в обстоятельства. Отдел работы с физическими лицами старается работать не по стандартам, его политика – гибкость. Это касается не только работы с моряками. Но именно моряки чаще других клиентов нуждаются в индивидуальном подходе. Срочный контракт на кредит, повышенная сумма кредита, отсрочка выплаты кредита в тех случаях, когда по независимым от моряка обстоятельствам прервался рейс и т.д.

Андрей Николаевич рассказал, что сейчас готовится новая программа: работа с еще одним сегментом потенциальных клиентов. Это те люди, которые получают зарплату за рубежом: сотрудники аэрофлота, шофера-дальнобойщики, ученые, работающие за рубежом, артисты по контракту, студенты, обучающиеся по межгосударственному обмену... Сейчас для обеспечения этой программы банк совместно с экономическим университетом готовит менеджеров для работы за рубежом.

В Одессе работу с клиентами осуществляют менеджеры отдела. Они вместе с клиентами выбирают схему сотрудничества с банком. Например, ту форму депозита, которая наилучшим образом будет соответствовать нуждам и целям клиента.

— Мне нравится работа именно в банке "ПОРТО-ФРАНКО", – говорит Андрей Кузнецов. – Здесь другой дух, другая атмосфера. Все время приходится работать с людьми, вникать в их нужды. Ну и разработка, и поиск новых программ.

ВОПРОСЫ КЛИЕНТОВ МЕНЯ ИНОГДА ОЗАДАЧИВАЛИ

С самого начала нашим гидом по банку "ПОРТО-ФРАНКО" была молодая красивая женщина – Ирина Игоревна ПОТАПОВА. Она тоже из команды помощников председателя правления, руководит отделом маркетинга и информации. Отдел сравнительно молодой. Одной из обязанностей сотрудников отдела является наиболее полное информирование клиентов о работе банка, о тех программах и схемах, по которым клиент может сотрудничать с банком. Существование такого отдела облегчает клиентам общение с банком, избавляет их от лишних посещений, экономит время клиента. С другой стороны, сотрудники банка в результате общения с клиентами могут судить о популярности той или иной программы, изучать спрос клиентов и даже делать вывод о возникновении новых запросов. "Когда я еще не была руководителем отдела, – говорит Ирина Игоревна, – мне самой тоже приходилось отвечать на телефонные звонки. Но я люблю работать непосредственно с людьми, хотя вопросы клиентов иногда меня озадачивали. Но ведь именно так мы изучаем новые запросы".

Ирина Потапова работает в банке всего 2 года. Работать в банке она хотела всегда, хотя заканчивала экономический университет по специальности "Учет и аудит". В банк пришла, успев поработать в Украинской финансовой группе. Работая в УФГ поняла, что работа в банке дает перспективу, дает возможность роста и самоутверждения.

— Работая в банке, – говорит Ирина,— не стоишь на месте. Это очень динамичная работа, приходится все время держать руку на пульсе времени. В банковской работе нет автоматизма, зато есть возможность самореализации.

Кстати, хотя Ирина чуть ли не со школьной скамьи хотела работать в банке, но после школы пошла учиться в медучилище, а потом закончила торговый техникум. Двенадцатилетнему сыну Ирины – проще. Он уже гордится тем, что мама работает в банке, интересуется делами банка. Возможно, это начало династии.

ЗНАКОМСТВО ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

В банке есть еще один отдел. В нем работают только две молодые женщины Лена и Таня. Это кафе банка, где за более чем умеренную плату сотрудники банка могут пообедать, а посетителям тоже не откажут в чашке чая. Я не оговорилась, кафе – один из отделов банка, и девушки, работающие в нем, – сотрудницы банка, а не арендаторы, как на других предприятиях. Поэтому и цены за обед получаются без накрутки. Как рассказала Ирина Потапова, в банке вообще главенствует демократический стиль и проводится много корпоративных мероприятий. После кафе Ирина повела меня знакомиться с ветеранами банка. Для этого мы заходим в просторный нарядный зал, где расположился отдел по обслуживанию физических лиц.

С МУЖЧИНАМИ МОЖНО И ПОКОКЕТНИЧАТЬ

Так говорит ведущий специалист отдела Екатерина Николаевна СТАРОДУБЦЕВА, отвечая на мой вопрос: "С кем из клиентов легче работать – с мужчинами или с женщинами?". Я понимаю, что Екатерина Николаевна шутит. Но в каждой шутке есть доля правды. А правда в том обаянии, которое вообще присуще Стародубцевой и которое чувствуют ее клиенты. Недаром возле Екатерины Николаевны всегда стоит вазочка с конфетами, которыми она угощает посетителей.

— Я работаю в банке с 1991 года, то есть его с основания. Ко мне приходит уже второе поколение клиентов. Раньше их мамы приводили с собой за ручку, теперь они сами приходят уже со своими детьми. Вот вам пример.

Я оглядываюсь, на диване ждут своей очереди молодая мать с ребенком.

— Я до "ПОРТО-ФРАНКО" работала во "Внешэкономбанке" с 74-го года, а с 86-го в "Укрэксимбанке". А теперь здесь. Я уже пенсионерка. В 99-м получила пенсию, а пенсионеркой себя не ощущаю. И банк не хочет расстаться со мной, и я не мыслю жизни без банка. У меня и сын работает в банке, в отделе иностранных операций. Он вообще-то не финансист, но его пригласили на эту работу из-за знания иностранных языков.

Почему я говорю, что банк – моя жизнь. У меня тесный контакт с клиентами. Мне даже звонят. Иногда звонят с поручениями. Моряк в рейсе, а нужно что-то решить здесь. Вот такие доверительные отношения и с мужьями, и с женами. Семья моряка – это непростая семья. Нужно быть психологом, чтобы давать советы.

Я с сожалением уступаю место у стола Екатерины Николаевны заждавшейся женщине с ребенком и перехожу к столу руководителя отдела по обслуживанию физических лиц Людмиле Ивановне ЦАПЛЕВОЙ.

МОЛОДЁЖЬ В ОТДЕЛЕ – ЭТО ВСЕ МОИ УЧЕНИКИ

Людмила Ивановна пришла в банк "ПОРТО-ФРАНКО" в 1992 году уже будучи пенсионеркой. За ее плечами работа заместителем управляющего "Внешэкономбанка" и заместителем управляющего "Укрэксимбанка". Ее опыт, знания, заслуги и квалификация ценятся руководством банка "ПОРТО-ФРАНКО".

Людмила Ивановна вспоминает свою работу в "Укрэксимбанке", где ей приходилось заниматься экспортными операциями. Ее клиентом тогда был "Союзвнештранс". Это была очень интересная и объемная работа. Приходилось работать с огромным массивом документации. Сейчас ее работа намного проще, но зато она работает не с бумагами, а с людьми, и это ей очень нравится.

Я задаю тот же вопрос, что и Стародубцевой: "С кем из клиентов работать проще – с мужчинами или женщинами?"

— Я заметила, что женщины – народ более недоверчивый, а мужчины более дотошные. Непросто работать с пожилыми людьми, оформляющими депозиты. Молодежь приходится обучать тому, как вести себя с пожилыми клиентами. Они здесь все мои ученики.

В банке все время нужно чему-то учиться. Многое меняется. Кстати, разный контингент обслуживается по-разному.

У нас есть люди, уезжающие на ПМЖ, есть иностранные граждане. Если они хотят открыть валютный счет, то должны принести справку о происхождении валюты. Таких нюансов много.

— Людмила Ивановна, сложно ли было переходить на работу с компьютером?

— Не очень просто, но, как видите...

Я больше не решаюсь отрывать Людмилу Ивановну от работы, и меня уже ждет Ирина Потапова, чтобы отвести в отдел где, наконец, в банке можно увидеть живые деньги – это кассы банка. Руководит отделом кассовых операций Лидия Владимировна Прокофьева, при виде которой у меня мелькает мысль, что руководство банка, подбирая сотрудников, учитывает не только их квалификацию, но и внешность.

НАЧИНАЛА РАБОТАТЬ КАССИРОМ, И ЧТО НИ ДЕНЬ – ТО НЕДОСТАЧА

А начинала Лидия Владимировна давно. Сменила в свое время низко (до смешного низко) оплачиваемую работу техника-технолога сварочного производства на "Продмаше" на работу кассиром в "Госбанке" на Дерибасовской.

В банк "ПОРТО-ФРАНКО" пришла с момента его создания.

— Работа живая, приходится работать с людьми, а это всегда интересно.

— Но ведь бывает и трудно. Люди всякие.

— Был один случай, пришел пьяный. Пришлось вызывать дежурного охранника.

— Но деньги любят счет. Случалось вам передать лишние деньги? Люди возвращают?

— К сожалению, не возвращают. Как-то почти 1000 рублей передала (бронзу перепутала с никелем). Был как-то инцидент с кафе "Алые паруса", было и еще... В начале работы кассиром у меня получалось так: что ни день – то недостача. Но потом, слава Богу, все стало нормально.

— Я задавала вашим коллегам-дамам вопрос, с кем легче работать – с клиентами-женщинами или с мужчинами? Что вы ответите на этот вопрос?

— Мне кажется, что с мужчинами работать проще. Я это интуитивно чувствую.

— На компьютерный учет легко перешли?

— Недели две училась. Но уже 13 лет как работаю с компьютером.

— У вас есть дети? Они тоже работают с финансами?

— По моим стопам пошли обе мои дочери. Старшая работала в "Укрэксимбанке". Младшая тоже операционист в банке.

— Я понимаю, что сейчас банк достаточно платит своим сотрудникам, но каково было в советское время, получая копейки, держать каждый день в руках тысячи?

— Зарплата кассира была 80-120 руб. Но на других операциях с деньгами можно было сдельно выработать до 200-300 руб. В любом случае я не комплексовала.

Рабочий день подошел к концу, и я распрощалась с работниками банка, желая им и в дальнейшем такого же оптимизма и такого же добрых отношений с клиентами.

Елена КОЛТУНОВА.

Фото Л. БЕНДЕРСКОГО.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.