Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Фото А. КОСТРОМЕНКО

Номер 34 (830)
01.09.2006
НОВОСТИ
Культура
Город
Даты
Компетентный собеседник
Образ жизни
Земляки
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 34 (830), 01.09.2006

НАШИ ЗА ПРЕДЕЛАМИ

ДОРОГАЯ "МОЯ МОСКВА"

Свой день рождения российская столица отмечает практически одновременно с Одессой. В том я вижу некую символику: к истории Москвы ХХ века причастно множество одесситов...

Люди "моей Москвы" постепенно уходят в словари, энциклопедии, мемуары и легенды... Недавно внезапно умер Олег Шейнцис – главный художник театра "Ленком", сценограф, о котором давно уже говорили – гений. Еще одна горестная зарубка на сердце и в памяти. Мы познакомились двадцать лет назад, хотя, как выяснилось, детские годы провели почти рядом – в двух кварталах друг от друга, и общих знакомых у нас хватало – вплоть до того, что родители учились в одной школе. Это вообще свойство всех одесситов – через пять минут после знакомства выясняется, что вы чуть ли не родственники по какой-то из семейных линий. Или, как минимум, имеете полдюжины общих приятелей. Правда, так могут сказать о себе и выходцы из Саратова или Еревана, но они почему-то не сумели придумать такой термин как "ОДЕКОЛОН" (одесская колония) – объединяющий, словно пароль, всех выходцев из нашего города.

Честь этой придумки приписывают Леониду Осиповичу Утесову, с которым я вообще периодически жил на одной лестничной клетке и у которого взял последнее в его жизни интервью. Впрочем, тут моей заслуги нет – простое житейское везение: наши близкие родственники, покинувшие Одессу еще в 1920-м, жили в знаменитом доме Большого театра и Мосэстрады (Каретный ряд угол Садового кольца) в соседней с Утесовым квартире.

Собственно говоря, тетя Лина и дядя Коля и были первыми моими "московскими одесситами". Благодаря им я начал узнавать Москву, в которой нередко просто так, прямо на улице, можно встретить человека, знаменитого на всю страну. Из памяти далекого детства выплывают два эпизода...

Тетя зовет меня к окну: "Смотри быстрей, это Кобзон идет на репетицию!". И я вижу молодого человека с пышной шевелюрой, неторопливо идущего по улице со скромным чемоданчиком в руках. Когда через двадцать лет я буду брать интервью у Иосифа Давидовича, то расскажу ему о своем детском восторге, и артист будет довольно улыбаться...

Другой наплыв памяти. Мы едем в ателье мод на примерку дядиного костюма. Пока родственники ждут своей очереди, я гуляю вокруг дома. Подъезжает машина, из которой выходит высокий седой человек и скрывается за дверью ателье. Почему-то я совершенно отчетливо помню эту мизансцену – как он выходит из машины; если бы умел рисовать, то легко бы ее воспроизвел. Через пару минут тетя зовет меня в здание и усаживает рядом с собой на диван. "Посмотри направо, – заговорщицки шепчет она, показывая глазами на уже виденного мною седого мужчину, – это Твардовский!". На обратном пути тетя говорит мне: "Теперь ты в Одессе можешь всем говорить, что сидел на одном диване с Твардовским!"

А вот еще один забавный эпизод из моих московских каникул образца 1964-го года.

Переделкино. Дача писателя Ильи Кремлева. Сейчас он совершенно забыт, а в 1940-50-х издавал пудовые творения о большевистских подвигах в гражданской войне, за что получал, видать, неслабые гонорары, ибо дачка была роскошная, двухэтажная, там я впервые увидел медвежью шкуру на полу гостиной. Рядом за забором – дача другой известной личности – Виктора Драгунского, автора очень популярных в ту пору "Денискиных рассказов". Тетя предлагает познакомиться с сыном писателя – Денисом. Если честно, то рассказы Драгунского на меня уже тогда навевали скуку, но перспектива увидеть столь известного прототипа, конечно, не могла не найти отклика в мальчишечьем сердце. Увы, оказалось, что Денис спит, чем тетя была расстроена гораздо сильнее, чем я. Зато теперь, если выпадет когда-нибудь удача встретиться с блестящим публицистом Денисом Викторовичем Драгунским, я могу рассказать ему мемуар на тему: "Как я НЕ познакомился с...".

Забыл сказать, что мои родственники были актерами, у них в приятелях ходило немало известных людей, и интерес к звездам зародился у меня намного раньше, чем я занялся журналистикой. Кстати, благодаря этому интересу я смог достаточно быстро отыскать в профессии свою нишу, интервьюируя знаменитостей, удостаивавших посещением нашу солнечную провинцию. А уж если выпадала командировка в столицу, можете быть уверенными, половину времени я тратил на встречи с представителями "Одеколона" – либо урожденными, либо теми, кто тесно был связан с нашим городом. Москва предоставила мне в этом плане совершенно фантастические возможности. Кого я только не повидал в короткий период середины 1980-х!

Леонид Трауберг – великий кинематографист, сопостановщик классических фильмов немого кино "Шинель", "СВД", "Новый Вавилон", воспитатель многих кинематографических мастеров...

Алексей Алексеев – второй артист-конферансье в истории русской эстрады, человек-легенда, начавший свою карьеру в одном из маленьких одесских театриков еще в 1909 году...

Владимир Коралли – еще одна легенда эстрады, муж и многолетний соратник великой Клавдии Шульженко...

Оскар Фельцман – блистательный композитор-песенник, сочинитель многих десятков прекрасных мелодий, которые до сих пор с удовольствием слушают и стар и млад...

Михаил Левитин – уникальный режиссер, непревзойденный театральный выдумщик...

Могу привести еще немало славных имен, но остановлюсь на этих; по-моему, и так вполне достаточно, чтобы понять, какую великую благодарность я испытываю к российской столице. За то, что именно тут, в Москве, я сумел понять и в какой-то мере ощутить, каким же на самом деле был мой родной город у Черного моря – та Одесса, которая давно уже ушла в легенду...

У "моей" Москвы – одесское лицо. Я горжусь тем, что мои земляки так много значили (и значат) во многих сферах жизни российской столицы. Ведь даже великие слова московского гимна "Дорогая моя столица..." написаны Марком Лисянским, поэтом, о месте рождения которого вы уже, наверняка, догадались сами.

Александр ГАЛЯС.

В коллаже А. КОСТРОМЕНКО: В. Драгунский с сыном Дениской, Л. Трауберг, А. Твардовский, М. Левитин, О. Фельцман.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.