Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 1 (1246)
16.01.2015
НОВОСТИ
События
Наши достижения
Правопорядок
Дела и люди
Спрашивайте - отвечаем
Мяч в игре
Спорт
Культура
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 1 (1246), 16.01.2015

ПОБЕДА ПРИ ПОМОЩИ ЯНУША КОРЧАКА

Как мы уже сообщали, в середине декабря прошлого года наш постоянный автор Раиса Краева стала лауреатом Международного конкурса по гуманной педагогике, организованного Львовским Центром гуманной педагогики совместно с Львовским областным институтом последипломного педагогического образования, Дрогобычским государственным педагогическим университетом имени Ивана Франко и Центром творчества детей и юношества Галичины. Одесский педагог заняла первое место в номинации "Родительская миссия".

Как и было обещано, Раиса Васильевна делится своими впечатлениями от этого уникального творческого соревнования.


Некоторые мои коллеги, услышав название конкурса, задавали вопрос: "А что, остальная педагогика у нас негуманная?".

По аналогии с гимнастикой я отвечала: "Остальная педагогика у нас - спортивная".

Гуманная же педагогика - это отдельная философия и подход, когда ребенок рассматривается не как "колесико и винтик", а как личность. А педагог в такой системе - не механизм и инструмент передачи знаний, а творец, и тоже личность, только более опытная, умелая и мудрая. И еще в этой системе существуют Родитель как соучастник процесса и Семья как среда - едва ли не более важная и нужная, чем школа. Это если коротко.

Традиции гуманистической педагогики олицетворяет сегодня прежде всего Шалва Амонашвили, чье имя блистало еще в 1980-х - наряду с Шаталовым, Лысенковой, Гузиком, Зязюном и другими.

Но ближе к конкурсу. Заочный тур включал в себя задания, связанные с письменным творчеством и осмыслением наследия классиков гуманной педагогики - Сковороды, Сухомлинского, Корчака и Амонашвили (на выбор). Были присланы более 150 работ - из них примерно треть - студенческие, ибо для них была отдельная номинация. Я же, будучи "внешкольником" и осознавая особенность своего опыта, выбрала номинацию "Родительская миссия" и наследие Януша Корчака, глубоко уважаемого и любимого автора и педагога. Не скажу, что было легко: Корчак - из тех самородков, где практически все сказанное - как монолит и песня, из которой и слов-то не выбросишь. Так и работала: написала намного больше, чем потом вошло в конкурсную версию (по условиям - были очень четкие требования и ограничения).

Скажу честно, очень хотелось попасть во второй тур, чтобы в очном общении, как говорится, "себя показать и людей посмотреть". И вот оно, заветное письмо, и до отъезда во Львов остается чуть больше 10 дней. И тут, как говорится, началось. Как в рамках 20-минутного фрагмента условного урока показать свою версию педагогической гуманности и традиции корчаковского стиля? Тридцать вариантов приходили и уходили - в рисунках, набросках и даже в снах. Усложняло поиск то, что на мои законные вопросы о наличии-отсутствии техники, размерах помещения, расположения парт, участников, жюри - долго не было ответов. Я конкретно вибрировала, понимая, вот-вот поймаю идею, но она все ускользала. И тогда приняла единственно возможное решение (этому меня тоже в свое время научил мой любимый педагог С. М. Козлов) - подготовиться к худшему: что не будет ни проектора, ни компьютера, все будут сидеть неудобно и тесно, будет или жарко или холодно, микрофон не сработает или его не будет вовсе, дети или коллеги, призванные "играть аудиторию и учеников", будут тормозить, и я им не понравлюсь и т. д.

И тогда я призвала на помощь Его Величество Текст, подобрала фрагменты из книги Я. Корчака "Король Матиуш Первый" (несколько "убойных цитат"), нашла архивный видеоролик, сделанный моим "лесным учителем" Юрием Устиновым (в чем-то он - живая реинкарнация польского педагога), который так и называется: "Януш, мы пришли!", песенку того же Устинова "Золотой мотылек", цикл из трех советских мультфильмов, посвященных Корчаку, о которых я раньше не знала. Ну и, конечно, продумала разные "штучки" и приемчики, простые и доступные, которые можно показать на любой аудитории и при любом свете...

И вот - Львов.

Сбылось из предусмотренного заранее только одно: было очень холодно. А так - проектор есть, микрофон работает, жюри в зале, ты на сцене.

Начать я решила со "штучек": что долго говорить о чем-то, нужно ощутить на себе. Коллеги замечательно отыграли задания, весьма для них неожиданные. Затем ролик, мои несколько слов, цитаты из "Матиуша", песня - и собственно все.

Коллеги потом очень просили записать им на флешку песенку и ролик. То есть, удалось. Первое место. И предложение написать ряд статей в журнал "Гуманная педагогика".

Затем были показы других финалистов, мы помогали друг другу, пили кофе, знакомились, а вечером с факелами ходили по Львову вместе с Театром исторических миниатюр.

Среди коллег отмечу прежде всего учительницу из Мариуполя Елену Викторовну Онофрейчук. Так получилось, что мы оказались в группе поддержки друг у друга на 20-минутках, а затем не могли наговориться, сидя вечером в одной из львовских кофеен. Именно такого общения не хватает вечно "заклопотанным" учителям - и это еще одна ценность доброжелательных конкурсов.

Организаторы конкурса вложили, как говорится, и душу, и умения. А главное, что единодушно выразили все финалисты, - это желание участвовать в подобных мероприятиях и у себя в областях, и на международном уровне. Еще хотелось бы иметь больше времени на профессиональное предметное общение, ведь, с одной стороны, учитель - это профессия, где "один в поле - воин", а с другой стороны, с развитием технологий тем более важны и нужны команды профессионалов, способных создавать для детей развивающую и обучающую гуманную среду, в том числе в виртуальном пространстве, стимулируя родителей все больше становиться в активную позицию по отношению к своему ребенку (при поддержке и сопровождении педагога).

Раиса КРАЕВА.

От редакции. А под самый финал года наш автор добилась еще одного успеха. На сей раз - на Всеукраинском конкурсе журналистских материалов, посвященных проблеме воспитания детей в интернатах. Конкурс проводился в рамках Гражданской кампании "Открываем двери детям", цель которой - консолидировать усилия гражданского общества для осуществления необходимых изменений в системе защиты детей. Всего на суд жюри, в состав которого вошли такие известные мастера, как Андрей Куликов, Лариса Мудрак, Алексей Погорелов и другие, было представлено около 200 работ. По решению жюри за цикл статей, опубликованных в нашей газете, Раисе Краевой было присуждено третье место в номинации "Региональная пресса".

Мы поздравляем нашего автора и желаем ей и в нынешнем году не останавливаться на достигнутом.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.