Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 25 (821)
30.06.2006
НОВОСТИ
Культура
Город
Даты
Компетентный собеседник
Пережитое
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 25 (821), 30.06.2006

АРХИВ

В НЕБЕ "ОДЕССКИЙ ГОРСОВЕТ"

Отгремела гражданская война. Теперь одной из основных и неотложных задач Советского правительства наряду с восстановлением хозяйственной и культурной жизни страны стало создание мощного воздушного флота, готового в случае необходимости к обороне молодого рабоче-крестьянского государства.

8 марта 1923 года в Москве было основано добровольное "Общество друзей воздушного флота" (ОДВФ), а 12 марта в Харькове – ОАВУК ("Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма"), ставившие своей целью приобщение широких масс населения к активному участию в строительстве отечественной авиации. Во время ударных "недель помощи Воздухофлоту", проводимых в городах и селах республики под лозунгом "Построим первый авиационный отряд в десять самолетов боевой эскадрильи имени Ильича!", путем сбора пожертвований, отчислений и взносам трудящихся создавался необходимый фонд для ее формирования.

Крестьянам, желавшим вступить в ряды ОАВУК, было разрешено сдавать в качестве вступительного и членских взносов по одному пуду зерна. Этой же мерой оценивалась и стоимость значка общества.

В ноябре 1922 года выходивший в Харькове журнал "Воздушный флот" сообщал: "Впереди всех губотделов в смысле результатов недели, как и в течение всей кампании вообще, идет Одесский губотдел. Кипучую деятельность он развернул в неделю и по городу, и по округам. Агитационная инициатива опередила даже Харьков: агиттрамваи, заставы по улицам, привлечение к помощи всех без исключения театров, зрелищ и т. д. Расшевелилось и село: селяне Одесщины еще раньше жертвовали неоднократно на Воздухофлот не один десяток тысяч пудов хлеба. В течение же недели количество это возросло до сотни тысяч пудов. Уже сейчас можно смело утверждать, что Одесщина выполнила задание более чем на 100 процентов".

18 мая 1924 года на Харьковском аэродроме в торжественной обстановке первый боевой отряд эскадрильи "Ильич", созданной исключительно на средства трудящихся, был передан военному воздушному флоту. Среди одиннадцати аэропланов, на фюзеляжах которых отчетливо виднелись наименования губерний и организаций, "полностью выполнивших свои обязательства перед Воздухофлотом в отношении постройки самолета своего имени", находились "Пролетарий Одесщины" и "Незаможник Одесщины". Этот день приказом командующего Вооруженными Силами Украины и Крыма был отмечен как один из дней величайших побед рабочих и крестьян в деле строительства боевой мощи Красной Армии.

Но еще четырьмя месяцами раньше, в траурные январские дни 1924 года, президиум правления ОАВУК принял решение о формировании второго отряда эскадрильи. Горячий отклик нашел этот призыв у трудящихся Одесщины. Местным губотделом общества организовывались ударные кампании по созданию воздушного флота среди рабкоров, финансовых работников и других служащих. В рабочих клубах устраивались спектакли и концерты, средства от которых поступали на постройку боевых машин, выпускались специальные абонементы в кино с рассрочкой платежа, реализовывались значки с портретом В.И. Ленина и надписью "На эскадрилью памяти Ильича", а также специальные марки, литература и открытки.

За время существования "Общества авиации и воздухоплавания Украины и Крыма", кроме упоминавшихся ранее "Пролетария Одесщины" и "Незаможника Одесщины", на собранные в Одесской губернии средства было построено еще четыре самолета для воздушного флота страны: "Одесский горсовет", "Рабселькор Одесщины", "Красный финработник Одесщины" и "Аэрохим Одесщины".

В очень скором времени украинская эскадрилья "Ильич", как и созданные "Обществом друзей воздушного флота" эскадрильи в других союзных республиках, явилась практическим ответом на пресловутый ультиматум английского министра иностранных дел лорда Керзона, направленный Советскому правительству в мае 1923 года с угрозой новой интервенции против СССР.

И как память о тех очень трудных для нашего государства днях сохранились значки, распространявшиеся среди населения во время "недель помощи Воздухофлоту". Один из них круглый, диаметром 14 миллиметров, выполнен фотоспособом и покрыт целлулоидной пленкой. Рисунок значка прост и лаконичен. В центре его изображен биплан, а по кругу надпись: "Одесский горсовет" – название одного из самолетов, построенного на средства трудящихся Одесщины.

Подготовил Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.