Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 45 (790)
18.11.2005
НОВОСТИ
Культура
Город
День календаря
Пережитое
Компетентный собеседник
А у них
Точка зрения
Криминал
Здоровье
Спорт
Вернисаж

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 45 (790), 18.11.2005

ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТЕПЕРЬ В УКРАИНЕ

Вот уже 6 лет как большинство европейских государств перешли на новую систему высшего образования. И хотя Украина еще не совсем внедрилась в общеевропейское пространство, связи с другими государствами продолжают укрепляться. Еще одним шагом в этом направлении стало подписание министром образования Украины Болонской декларации.

О том как развивается Болонский процесс в нашем городе, рассказывает начальник городского управления образования, профессор, доктор наук Козицкий Сергей Васильевич.

— Сергей Васильевич, преобразование системы высшего образования в Украине лежит в рамках болонского процесса. Как продвигается эта реорганизация?

— Дело в том, что болонский процесс – это декларация, которая была подписана много лет назад. Согласно этой декларации каждая страна, которая подписала ее, должна перевести свою систему высшего образования в единые стандарты. Большинство стран Европы подписало и одобрило эту декларацию. Но это не означает что с этого года, когда Украина вошла в Болонский процесс, сразу начнутся кардинальные изменения.

— В чем особенности этого процесса?

— В том, что мы не будем выпускать больше специалистов. Весь мир работает по системе бакалавр-магистр. Мы будем работать также: выпускать, в основном за четыре года, бакалавра и магистра.

— Какие, на ваш взгляд, плюсы и минусы этой системы образования?

— Первая проблема, которая существует, – это заставить студента учиться и работать все время. А не только "от сессии до сессии живут студенты весело", а сессия всего два раза в год. Студенты будут каждую неделю или каждые две недели сдавать маленькие микроэкзамены. И таким образом набирать кредит. Вторая особенность – это то, что у нас будет существенно сокращено число специальностей. Я приведу маленький пример. В Одессе семь вузов готовят инженеров-механиков. И этот инженер-механик при переходе с той же самой специальности механика, допустим, из строительного института на механика на факультет пищевых технологий должен доздать очень много экзаменов. Этого не будет. Будет больше унификации.

Теперь в отношении того, хорошо или плохо, что мы отказались от специалистов. Я считаю, что это очень хорошо. Потому что за четыре года на базе двенадцатилетнего образования, на которое переходит наше государство, можно выпустить полноценного специалиста, который имеет достаточные общие знания для того, чтобы иметь высшее базовое образование. Если человек начал работать и увидел, что у него тяга к управленческой деятельности, то он идет учиться еще на год менеджменту. Одного больше интересует наука – он идет в науку. Другого интересует больше, допустим, экономическое образование – он получит его на базе образования бакалавра, магистра уже по узкой специальности.

— Как развивается система образования на Западе?

— Я был в Америке. Я выиграл гранд "Гармония". Мы посетили семь штатов Америки. И там бакалавры пишут книги, работают в школах, колледжах. И ничего в этом такого нет. Это все считается нормальным. Мы почему-то привыкли готовить специалистов пять лет. Да, наша система образования была очень хорошей. Мы выпускали прекрасных инженеров, но в гуманитарной, экономической и биологической областях наша система образования далеко отставала от многих стран.

— Какие перспективы ждут выпускников?

Вхождение в болонский процесс означает, что специалист, который закончил вуз в городе Одессе, в Полтаве, в Киеве, в Харькове, имеет полное право участвовать в конкурсе на замещение вакантных должностей во Франции, в Испании, в Польше, в Украине, в Германии на тех же самых правах что и выпускники тех стран. Это правильный шаг. Мы идем в Европу. Мы придем в Европу. И поэтому надо начинать с образования. Но процесс длительный, процесс сложный. Во-первых, студенты должны психологически к этому привыкнуть. Во-вторых, преподаватели должны научиться работать в рамках болонского процесса. А в-третьих, нам необходимы новые учебники, с новыми требованиями, которые подходят под болонский процесс. Это общая работа: как для преподавателей, так и для студентов.

— Как скоро произойдет реформация нашей системы образования?

— Я думаю, что через четыре года мы будем выпускать первых специалистов, которые получат бакалавра в рамках болонского процесса. А еще года через три-четыре мы полностью войдем в этот процесс. Я хочу сказать, что Франция и Англия взяли на себя обязательства в течение восьми лет войти в болонский процесс. Россия, по-моему, в течение десяти лет.

Образование надо менять, но не в коем случае кардинально. Новое надо строить на базе старого, учитывая его положительный опыт, и постепенно двигаться вперед, к новому.

Екатерина Прохоренко, Ольга Цимбалюк, студентки ОНУ.

Рисунок А. КОСТРОМЕНКО.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.