Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки


Номер 24 (667)
27.06.2003
НОВОСТИ
Культура
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 24 (667), 27.06.2003

ОДЕССКИЙ ПОРТ: СИТУАЦИЯ ДОЛЖНА УЛУЧШИТЬСЯ

Еще свежо время, когда исчезало, словно в морской пучине, Черноморское морское пароходство, причем происходил этот процесс, шедший не один год, на глазах у всех при непротивлении государственных чиновников.

Не ожидает ли подобная участь Одесский морской торговый порт, крупнейший в стране? Этим были обеспокоены учасники IV заседания совета "Укрпорта" – Ассоциации портов Украины.

Суть вопроса изложили перед журналистами генеральный директор государственного объединения "Укрморпорт" Андрей Манучаров и назначенный месяц назад на должность начальника Одесского порта Андрей Егоров.

В начале нынешнего года Министерство транспорта Украины провело проверку финансово-хозяйственной деятельности порта и обнаружило при осуществлении фирмами совместной хозяйственной деятельности с портом серьезные экономические нарушения, приносящие предприятию и государству значительный убыток.

В марте Минтранс обратился в Генеральную прокуратуру, но правовой оценки приведенных министерством фактов не было дано, а между тем недополученнные государственным предприятием доходы увеличиваются.

Нарушениями, в частности, являются:

— распределение прибыли не соответствует долям внесенных в совместную деятельность материальных средств;

— в совместную деятельность передаются основные средства, числящиеся на балансе по "нулевой" стоимости (портовые краны, погрузчики), несмотря на то, что они успешно используются в производстве и должны переоцениться экспертной комиссией. Из-за этого занижается размер вклада порта в совместную деятельность, что уменьшает его прибыль;

— отсутствие счета совместной деятельности (основные денежные потоки контролируются коммерческими предприятиями). Структура бухгалтерии в порту расчленена, что сильно затрудняет контроль за движением денежных средств.

Есть еще ряд нарушений. Всего же за 2001-2002 годы нанесено убытков и упущено экономической выгоды Одесским морским торговым портом на сумму около 145 миллионов гривен, в том числе от неэффективной совместной деятельности – свыше 138 миллионов.

Договора, по которым ведут сегодня хозяйственную деятельность так называемые ПСД (предприятия, ведущие совместную деятельность с портом), противоречат ряду законов и нормативно-правовых актов.

А. Манучаров подробнее остановился на некоторых нарушениях как в Одесском порту, так и в портах страны.

Так, в портах работают до 550 структур, "демпингующих друг перед другом".

В портах работало свыше тридцати страховых компаний. В прошлом году страховые взносы им составили 25 миллионов, а страховая премия – лишь 153 тысячи. Поэтому сейчас оформляется государственная страховая компания, учредителями которой стали двадцать портов страны.

С 1 апреля введен сборник тарифов, мы отменили все скидки, отметил А. Манучаров, на тот груз, который экспортируется.

В ходе проверки выяснилось, что Одесский порт, как таковой, не имеет работников, они переданы фирмам. Даже государственные портовые сборы получала фирма.

Фирма приходила, вкладывала свой интеллектуальный вклад (руководители порта сами руководить не могли?), получала от этого серьезный процент, приобретала имущество и постепенно переходила на условия 50 на 50. Эти фирмы отказывались от контроля за финансами, от контроля по имуществу, которое им передал порт.

А. Манучаров отверг само понятие "совместная деятельность", по его мнению, речь может идти только о договоре подряда.

Он привел примеры "эффективности" работы некоторых фирм. Когда котельная находилась на балансе порта, стоимость одной емкости тепла составляла 60 гривен, когда ее передали фирме, стоимость возросла до 160 гривен.

Был в порту железнодорожный отдел, распределявший грузопоток. Отдел закрыли, создали закрытое акционерное общество и стали брать по четыре цента за тонну. И это правильно?

Большое беспокойство вызывает проблема кадров в украинских портах. Средний возраст капитанов порта превышает 60 лет.

А. Манучаров отметил, что не против, чтобы фирмы работали в порту, но только при условии контроля государства за своим государственным имуществом. По многим вопросам с компаниями удалось договориться, но они отказываются от финансового контроля со стороны порта и даже готовы судиться ради этого.

"Укрпорт" считает, что длительное нерешение поднятых вопросов наращивает негативный общественный резонанс и создает неблагоприятный климат для сотрудничества с партнерами в Украине и за ее пределами. Это, в свою очередь, приводит к прямым экономическим потерям, связанным с отходом клиентуры из украинских портов в порты соседних государств.

Из приятных новостей отметим, что 28 июня в Николаеве будет заложен первый украинский ледокол, который построят в течение семи месяцев. (Единственному имеющимуся сейчас в Украине ледоколу "Иван Белоус" уже 49 лет и ему пора на покой).

Записал Борис ШТЕЙНБЕРГ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.