Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 44 (989)
13.11.2009
НОВОСТИ
Культура
День Молодежи
Образование
Кино
Здоровье
16-я полоса
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 44 (989), 13.11.2009

КИНОФЕСТ И ДОКТРИНА ДОСТОЕВСКОГО

"Все счастье мира не стоит слезы одного ребенка", - писал Федор Достоевский.

Программа нынешнего ХХХIХ Международного кинофестиваля дебютных фильмов "МОЛОДОСТЬ" явно была направлена на подтверждение этой доктрины.

Если пару лет назад я отмечала, не без удивления, тягу молодых режиссеров к теме старости, одиночества и обездоленности стариков, то в этом году четыре из тринадцати представленных на конкурс полнометражных фильмов взывали к лучшим чувствам зрителей и членов жюри, повествуя о трудной детской доле. Три из них были отмечены премиями.

"Гран-при" получил итало-австрийский фильм Тицца Кови и Райнера Фриммеля "Девочка". Это трогательная история двух пожилых циркачей, нашедших брошенную матерью двухлетнюю кроху.


Хочу сразу сказать, что, если в предыдущие годы выбор Международного жюри (в этом году его возглавил знаменитый французский режиссер Тони Гатлиф) не вызывал сомнений фестивальной публики, то в этом году мнения зрителей разошлись. И дело не в том, что приз зрительских симпатий был отдан датской ленте Мартена Гизе "Любовь и гнев" (о гениальном, но психически больном пианисте) - приз зрительских симпатий, как правило, не совпадает с "Гран- при". Дело в том, что отлично снятая лента "Девочка", несмотря на явно душещипательный мелодраматический сюжет, по большому счету многим показалась скучноватой, растянутой. Мне лично представляется, что жюри подкупила совершенно невероятная игра двухлетнего ребенка и удивительно органичная экранная жизнь Патриции Герарди - старой циркачки. Собственно, Герарди играла саму себя. Она - действительно циркачка, а не актриса. Учитывая, что роль в фильме "Девочка" - ее первая актерская работа, жюри даже отдало ей премию им. Ива Монтана, которая учреждена французским посольством как награда, присуждаемая лучшему молодому актеру или актрисе.

Картина получила также первую премию экуменического жюри.

Первую премию за лучший "полный метр" получил к всеобщему одобрению фильм грузинского режиссера Георгия Овашвили "Тот берег". Здесь снова главный герой - ребенок, грузинский мальчик-беженец, отправившийся из Тбилиси во враждебную Абхазию на поиски отца.


Главное достоинство картины (при очень точной и сильной игре мальчика) - это ощущение авторской боли за происшедшую трагедию на этой некогда мирной и благословенной земле. В фильме Овашвили нет плохих и хороших, как нет победителей и побежденных. Это сильный и честный фильм.

Третий "детский" фильм, отмеченный несколькими наградами на "Молодости" (и обласканный уже не одним жюри, в том числе жюри "Кинотавра", отдавшего ему "Гран-при"), - это российская лента драматурга и режиссера Василия Сигарева "Волчок". (Одесситам В. Сигарев знаком, как драматург, чья пьеса "Божьи коровки возвращаются на землю" с успехом идет в нашем ТЮЗе). Я взяла слово "детский" в кавычки, потому что вот уж такую картину нельзя показывать "детям до шестнадцати".


Это очень жесткая лента о девочке, ждущей материнской любви, на которую неспособна ее беспутная и цинично безжалостная мать - ее просто потрясающе играет актриса Яна Троянова (к слову, жена В. Сигарева). Впрочем, и в этой картине игра семилетней Полины Плучек (внучки знаменитого художественного руководителя Театра сатиры Валентина Плучека) вызывает восторг и удивление. Картине единодушно были присуждены призы Федерации кинопрессы (FIPRESCI) и Федерации киноклубов (FICC). Она была также отмечена премией экуменического жюри.

Еще интенсивнее детская тема эксплуатируется в студенческих и короткометражных фильмах. Чуть ли не третья часть этих работ посвящена вышеназванной, как правило, беспроигрышной тематике. Уже не говоря о том, что ребенка, как и животное, трудно переиграть, но у кого язык повернется ругать фильм на такую животрепещущую тему! Тем более, что отборочная комиссия МКФ "МОЛОДОСТЬ" достаточно взыскательно выбирает фильмы, и, за редкими исключениями, обвинять авторов отобранных лент в откровенной профнепригодности не приходится. Хотя... давно хочется увидеть что-то такое-этакое, что поразило бы свежестью, новизной... Но пока...

Первую премию за лучший студенческий фильм поделили забавная анимационная лента швейцарца Адриана Флюкигера "Сигнал" и картина бельгийки Элизабет Льядо "Кася". Диплом достался датчанину Рунару Рунарссону за фильм "Анна" (еще две картины о девочках-подростках).

Из двадцати трех картин короткого метра награду заслужила лишь одна лента - "Автономия воли" Антуана Купера (Бельгия).

Жюри внеконкурсной программы "Панорама украинского кино" отдала предпочтение ленте Максима Васяновича "Мама умерла в субботу на кухне...". Но о фильмах украинских режиссеров, представленных на кинофесте в этом году, надо говорить отдельно. Впрочем, как и о гостях фестиваля, о прошедших в рамках фестиваля событиях, о некоторых внеконкурсных фильмах (особенно о тех, что будут в прокате в Украине, а таких около десятка). Но это уже в других публикациях.

Елена КОЛТУНОВА.

На фото:
кадры из фильмов
"Девочка", "Тот берег", "Волчок".

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.