Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 28 (1174)
2.08.2013
НОВОСТИ
Культура
Лето-2013
Вперед - в прошлое!
Спрашивайте - отвечаем
Фестиваль
16-я полоса
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 28 (1174), 2.08.2013

ВОКЗАЛЬНАЯ СТРАЖА

Железнодорожный вокзал Одессы - это городские ворота, через которые ежедневно прибывают и отправляются до 60 пар поездов. Он соединяет город со всеми районами Одесской области, регионами Украины, основными регионами Российской Федерации и Республики Беларусь, другими странами Европы...

Эти сведения почерпнуты из вокзального сайта. Впрочем, и без того понятно, что вряд ли найдешь в Одессе более оживленное место. Но там, где много людей, особенно остро стоит вопрос обеспечения их безопасности. Чем и занимается специальное подразделение - транспортная милиция. Конкретно же - линейный отдел (ЛО) на станции Одесса-Главная УМВД Украины на Одесской железной дороге, который включает в себя еще шесть линейных пунктов - на Сортировочной, на Одессе-Заставе-1, в Белгороде- Днестровском, Ильичевске, Усатово и в Колосовке (Николаевская область).

Сюда, в "вотчину" подполковника милиции Олега Донченко, который руководит этим подразделением, мы пришли, стремясь понять: кто, как, кого и от чего охраняет в самом многолюдном месте города.


КТО ОХРАНЯЕТ

Кадры в любом деле - вопрос вопросов. Не случайно так часто цитируется известное изречение товарища Сталина. В милиции кадровый вопрос особенно значим - по причинам, которые вряд ли нуждаются в пояснении. За этот участок работы в линейном отделе отвечает подполковник милиции Лев Шилов, начальник сектора кадрового обеспечения, ставший нашим гидом во время подготовки данного материала. Из его рассказов мы сделали вывод, что по стажу и опыту работы сотрудников ЛО можно разделить на три группы. И первая из них - это...

...Опытные специалисты. Тот же Лев Александрович Шилов в транспортной милиции работает уже больше 16 лет. Начинал он, как говорится, с самых "низов" - с патрульно- постовой службы. Прошагал "на своих двоих" бессчетное количество верст - если сложить все проходки по территории отдела. И до сих пор хранит в памяти первое в своей жизни задержание правонарушителя.

- Примерно в 10 часов вечера в кассовом зале мы с коллегой увидели двух подростков, которые прогуливались с бутылками пива в руках, - рассказывает Лев Александрович. - Решили пригласить их в дежурную часть. При обыске в районе пояса натыкаюсь на что- то жесткое, "маякнул" коллеге, чтобы тот подошел поближе, поднимаю рубашку, а там рукоятка пистолета. Когда на него наткнулся, то сердце колотилось, словно тяну большую рыбу. Пистолет мы изъяли, а парень оказался из Ильичевска, он там числился по базам как трудновоспитуемый.

Через полтора года Льву Шилову присвоили звание младшего лейтенанта милиции. Позже перевели в следственно-оперативную группу, которая расследовала экономические преступления в особо крупных размерах. Именно здесь будущий подполковник милиции научился правильно проводить обыски и допросы. И если текст первого его допроса умещался в четырех предложениях, то уже вскоре это были три-четыре листа, исписанные с двух сторон. Два года назад Лев Александрович возглавил кадровый сектор линейного отдела, и порог его кабинета - первый, который переступают будущие сотрудники транспортной милиции, из которых потом вырастают...

...Молодые профессионалы. Руководитель группы патрульной службы линейного пункта на станции Одесса-Застава-1 лейтенант милиции Александр Павленко имеет пятилетний стаж службы в органах внутренних дел. Начинал с патрульно-постовой службы, где получил звание офицера. В теперешней своей должности старший инспектор работает два года.


Когда мы приехали на Заставу-1, там, на первый взгляд, было тихо и спокойно.

- Тихо, пока нет электричек, - поясняет Александр Павленко. - В это время мы обходим территорию, смотрим, все ли в порядке с товарными поездами, железнодорожными путями. А как только приезжают электрички, мы начинаем патрулировать посадочную площадь, чтобы не было краж. Скучно не бывает, - улыбается милиционер.

Наш собеседник окончил Одесский государственный университет внутренних дел МВД Украины, выпускники которого регулярно приходят на службу в линейный отдел.

Новое пополнение. В этом году ряды милиционеров пополнили три молодых выпускника. Кстати говоря, Одесский университет - единственный вуз в Украине, где целенаправленно готовят для службы в транспортной милиции.

А вот Лариса Крамаренко, хотя учится в Одесской юракадемии, но уже сейчас твердо знает, что после вуза пойдет работать именно в эту структуру. Девушка давно мечтала о карьере следователя. Лариса окончила школу с золотой медалью, и когда сообщила о своих планах на будущее, в транспортной милиции ей охотно дали направление на учебу.

Тут, впрочем, такие направления - дело привычное.

- Как-то пришел к нам молодой человек, чтобы устроиться на работу, - с улыбкой вспоминает Лев Шилов. - Но не один, а с отцом. Юноша был полон энергии, пытался выглядеть самостоятельным, то и дело не давая отцу отвечать вместо себя. Мы предложили парню поступать учиться и прийти к нам уже с офицерскими погонами в уголовный розыск.

А еще можно пройти обучение в училище профессиональной подготовки работников милиции. Тут закалка начинается с первых же минут: четкий распорядок дня, жизнь в казармах, учеба напряженная. Прямо скажем, не всех это устраивает.

- Пришел как-то парень, - продолжает вспоминать Лев Шилов, - глаза горят, говорит, что непременно хочет у нас работать. Я рассказал ему откровенно о трудностях работы, о не очень высокой зарплате, о том, что начинать придется с патрульно- постовой службы... Все, вроде, его устраивало. Но как только сообщил, что полгода придется учиться в условиях казарменного режима, парень побелел. Он ведь только что из армии пришел.

История эта, впрочем, окончилась благополучно. Через несколько дней молодой человек пришел и принес необходимые документы.

За молодыми сотрудниками, которые только что поступили на службу, закрепляют наставника - милиционера со сроком службы не менее трех лет. Новичок работает с наставником в одной смене. И только после такого "курса молодого бойца" новый сотрудник получает спецоружие, спецсредства и допускается к самостоятельному несению службы. Однако на этом испытания не заканчиваются: раз в пять лет все сотрудники транспортной милиции проходят переаттестацию - у них проверяют психологическое состояние, знание законодательства и физическую подготовку. Ибо доверено людям в милицейской форме обеспечение безопасности в тех местах, которые на языке официальных документов именуются "повышенными источниками опасности", и надо быть готовым ко всему.

КОГО И ЧТО ОХРАНЯЮТ

На рабочем столе начальника линейного отдела - четыре телефона. У каждого аппарата свое предназначение: один - городской, другой - внутренний, для связи на территории вокзала, третий - для связи с руководителями подразделений Управления, а посредством четвертого поддерживается связь с линейными пунктами. Но при первой же возможности Олег Донченко старается лично побывать на местах, убедиться, что все идет "по графику". Хотя это поезда ходят по графику, а в милиции то и дело происходят отклонения. Правонарушители, а тем более преступники, творят свои черные дела в любое время суток. Объектом их посягательств может стать все, что угодно, но чаще всего...

...Имущество пассажиров. Правда, в большей степени его приходится не охранять, а разыскивать. С самого утра на вокзале негде яблоку упасть, особенно в курортный сезон. Но в поездах ездят не только, чтобы добраться на место отдыха, командировки или вернуться домой, некоторые несознательные граждане садятся в вагон, чтобы "заработать". В дежурную часть милиции на вокзале нередко приходят пассажиры с заявлениями о краже ценных вещей, телефонов, денег, документов. Причем кражи эти, как правило, происходят не в самой Одессе.

- Много поездов приходят на Одессу-Главную утром. Люди просыпаются и обнаруживают, что за ночь у них исчезли какие-то ценные вещи, - рассказывает Олег Донченко.

Во многом это следствие того, что "Укрзалiзниця" отказалась от сопровождения пассажирских поездов сотрудниками милиции.

- Милиция в транспорте - это, прежде всего, профилактика, - поясняет начальник ЛО на станции Одесса-Главная. - Граждане, видя человека в форме, со спецсредствами, с оружием, более спокойны за себя и свое имущество. И не будет распития спиртного в вагонах. Когда убрали сопровождение, увеличились кражи. Пассажир, когда ложится отдыхать, все вещи старается под себя спрятать. Но все же не спрячешь. Были случаи, когда даже обувь крали.

Есть направления, которые считаются особо криминогенными - на Помошную в Кировоградской области и на Крым. Особенно сложно с крымскими поездами: в них в основном люди едут на отдых, значит, берут с собой крупную сумму денег. Вот тут-то и "шуршат" воры.


Но вещи могут украсть и среди бела дня. Работникам транспортной милиции обворованные пассажиры рассказывают одну и ту же историю: завязалась доверительная беседа с соседом. Захотел отлучиться и попросил его присмотреть за своими вещами - цифровой техникой/барсеткой/ сумочкой (нужное подчеркнуть). Возвращается - нет ни вещей, ни соседа, с которым пассажир уже успел подружиться.

С пригородными электричками легче, там другой контингент - люди, которые годами ездят и друг друга знают. Максимум, что там себе позволяют, - сесть выпившим или выйти покурить в тамбуре.

На самом вокзале тоже иногда случаются кражи. Правда, улизнуть с украденным не так-то просто. Совсем недавно в книге жалоб и предложений транспортной милиции появилась благодарность от пассажира. В зале ожидания к пожилому мужчине подошел молодой парень вполне приличного вида и попросил воспользоваться мобильным телефоном. Парень показал свой мобильник, который якобы "сел". Мужчина дал в руки свой телефон незнакомцу, а тот кинулся бежать. Но уже на выходе из вокзала его перехватили сотрудники патрульно-постовой службы, которым успели сообщить о краже работники вокзала. Обманутый вором мужчина честно признался, что и не ожидал, что так быстро получит телефон обратно.

- Примерно 95 % краж мы раскрываем, - приводит статистику подполковник милиции Олег Донченко.

Воры не гнушаются ничем. У пожилой женщины недалеко от вокзала украли палочку, на которую она опиралась при ходьбе и без которой не могла обойтись. Кое-как бабушка добралась до вокзала с просьбой хоть как-то ей помочь. Видя такое дело, ребята "скинулись", один из них проводил женщину, помог ей выбрать новую трость. Растроганная таким отношением, женщина, несмотря на то, что ходить ей тяжело, вернулась в дежурную часть и написала благодарность сотрудникам милиции.

Но самого пристального внимания правоохранителей требуют...

...Железнодорожные пути. Тут нередко действуют "профессионалы", большинство из которых безработные. Верхние строения путей они "обносят" со знанием дела: болты выкручивают в шахматном порядке, чтобы поезд не сошел с рельсов и кражу не сразу обнаружили. Но все-таки чаще всего расхитителей ловят "на горячем". Недавно пытались "стащить металл" неподалеку от линейного пункта "Застава-1". Возле Горбатого моста четверо раскапывали железнодорожный кабель от светофора. Дежурный по связи сообщил об этом милиционерам, и те задержали воров на месте, как рассказал лейтенант милиции Александр Павленко, который участвовал в этом задержании.

Случается, что для совершения подобных преступлений взрослые привлекают несовершеннолетних, рассчитывая, видимо, что если пацанов и поймают, то судить не станут в силу возраста. Недавно четырнадцатилетний подросток выкапывал кабель недалеко от Одессы. Сподвиг его на это взрослый дядя, удалось задержать обоих - с лопатами, которые в данном случае стали орудием преступления.

Детвора вообще доставляет милиционерам кучу хлопот. Раньше это были в основном беспризорники или "кочевники", убегавшие из дома в поисках приключений. Особенно возрастал наплыв летом. Беглецов ловили и возвращали родителям, и, как правило, повторять сей "подвиг" они не решались. Беспризорников же отвозили в приюты. Сейчас этот контингент существенно сократился. Куда больше хлопот транспортной милиции доставляют...

...Пожилые люди. Случается, что выйдя из вагона, пенсионеры теряются и не могут вспомнить ни имен, ни адресов, ни номеров телефонов своих родственников. Хорошо, если родичи знают эту особенность своих стариков и предусмотрительно кладут им в карман записку со своими координатами. Тогда милиция просто отвозит "потеряшку" по указанному адресу. А если такой записки нет...

Как-то пожилая жительница Белгород-Днестровского вместе с мужем приехала в Одессу в гости к родичам. На вокзале муж отлучился на несколько минут, а когда вернулся, то не нашел своей супруги. Не найдя ее, позвонил родственникам, а те обратились в дежурную часть ЛО. Рассказали, что с бабушкой подобное происходит не впервой, и она уже не раз разыскивалась милиционерами. Главной из примет пропавшей бабули была куртка красного цвета. Именно по ней правоохранители нашли пропавшую на одной из улиц города, причем довольно-таки далеко от вокзала. Женщина просто заблудилась, а адреса своего не помнила. В дежурной части линейного отдела состоялась "передача" бабушки родственникам, которые долго и горячо благодарили правоохранителей.

В общем, транспортной милиции есть кого и что охранять - от воров и забывчивости граждан. Теперь самое время рассказать о том...

...КАК ОХРАНЯЮТ

Круглосуточно. Каждое утро вокзал "прочесывается от и до". Если все "без происшествий, без замечаний", как отчитался при нас по телефону вышестоящему начальству Лев Шилов, то работа идет в обычном ритме. Но порою ритм сбивается ввиду очередного ЧП.

Так, выйдя из поезда Харьков-Одесса, 33-летний житель Кировоградской области обнаружил пропажу мобильника стоимостью более 4000 грн. В воровстве он заподозрил свою молодую спутницу по купе. Через несколько часов по приметам сотрудники уголовного розыска линейного отдела задержали воровку. Даже милиционеры были шокированы тем, что в свои 19 лет девушка уже была трижды судима за кражи.

Изредка случаются ЧП, так сказать, экзотические.


Подполковник милиции Лев Шилов вспоминает, как однажды увидел на вокзале человека, похожего на бомжа. Оказалось - гражданин Германии, который по каким-то причинам остался без документов и средств к существованию. Пришлось взять его к себе домой, где беднягу накормили, искупали, переодели. Хорошо, что в Одессе есть Почетный консул Германии, так что на вторые сутки человек уже улетел домой.

На ногах. В кабинете можно застать разве что начальника отдела да дежурного милиционера. Остальные милиционеры постоянно в движении. Особенно сотрудники патрульно- постовой службы. Всю смену они ходят по своему участку и следят за тем, чтобы не было правонарушений. Главная их задача - предупредить беду. Например, человек идет по вокзалу шатаясь. На вокзале высокие платформы, куда он может упасть сам или, еще хуже - случайно толкнуть туда прохожего.

Если этот человек может передвигаться самостоятельно или его сопровождают друзья, родственники, то милиционеры такого гражданина просто препровождают к выходу из вокзала. А если человеку невмоготу идти самому, то его забирают в дежурную часть и в присутствии понятых составляют административный протокол. Для этого нужно проверить документы. А если документов нет, то со слов задержанного устанавливают его личность - звонят родственникам. Проверка такая необходима, ведь иногда, находясь в подпитии, граждане "шутят" и называют чужие номера телефонов, представляются выдуманными именами. На проверку в таком случае уходят 20-30 минут: пробивают по базе данных - не состоит ли он в розыске. Если нет, то его отпускают и выводят с территории вокзала.

Если человек не в состоянии говорить, то номера родственников ищут другими способами. Как-то в дежурную часть попала девушка, которая находилась под действием каких-то медикаментов. Милиционеры нашли в ее мобильнике номера родных, связались с ними, узнали адрес и привезли туда "пропажу".

По памяти. Каждое утро перед тем, как заступить на службу, сотрудники транспортной милиции просматривают ориентировки на тех, кто в данный момент находится в розыске. Это фотографии разыскиваемых, их имена, внешность, особые приметы. Приходится запоминать по 10-15, а иногда и 20 ориентировок.

Если сотрудники милиции вдруг видят человека, который похож на разыскиваемого, то у него под благовидным предлогом стараются проверить документы. Вообще, утверждают профессионалы, преступника видно практически сразу: он ведет себя осторожно, у него бегают глаза. Конечно, совсем уж матерые преступники умеют вести себя так, чтобы не вызвать подозрений. Но такие сейчас встречаются редко.

По сезону. В летние месяцы, когда увеличивается количество приезжих, в патрульно-постовой службе на вокзале добавляются шесть милиционеров - по три на первый и на второй этажи вокзала.

Есть свои особенности работы и зимой: перед наступлением холодов специальная комиссия осматривает вокзал и всю железную дорогу. Заглядывают буквально в каждую щель. Комиссия ищет не только неисправности на дороге, но и бездомных, которые любят устраивать себе ночлег там, где проходит теплотрасса. Ведь в морозы это тепло все равно не спасает, и бездомные там замерзают.

От замерзания, кстати, спасают и пассажиров. Если в мороз работники патрульно-постовой службы видят, что человек в ожидании поезда уснул на улице, его будят и провожают в отапливаемый зал ожидания.

ПЛЮС КО ВСЕМУ...

Есть у милиционеров и "образовательные" обязанности. Вот недавно для малышей из местного детского дома провели необычную экскурсию - с кинологами и собаками. Дети с восторгом смотрели, как тренируют собак, которые обучены искать наркотики и другие запрещенные грузы.

Но большая часть работы с детьми - профилактическая. Милиционеры регулярно проводят в учебных заведениях лекции, беседы, рассказывают о правилах поведения на железной дороге, о том, чего делать нельзя. Предупрежден, значит, защищен. От такой вот, к примеру, глупой смерти, которая произошла недавно на железной дороге.

Молодежная компания решила сделать необычную фотографию - "верхом" на поезде. Ребята взобрались на вагон. Парень поднял руку вверх, и его ударило током.

Случается и такое: молодые люди переходят железнодорожные пути мало того, что в неположенных местах, так еще и с наушниками в ушах. Если близко поезд, это может закончиться трагически...

Еще милиционерам приходится знать расписание поездов. Не потому, что это их обязанность, просто пассажиры постоянно спрашивают, хотя на вокзале есть справочная служба.

Но и это далеко не все внештатные обязанности.

Вот, например, когда на нашем вокзале снимали одну из серий "Солдат", работникам транспортной милиции пришлось перекрывать платформу, где велись съемки, и отгонять чересчур любопытных прохожих.

А еще приходится работать не по графику. Помните слова из детской песенки: "Ох, рано встает охрана"? Бывает, что она просто не ложится спать. Когда недавно "Черноморец" играл с "Шахтером", то большую часть пассажиров поезда "Донецк-Одесса" составляли болельщики. И пришлось сотрудникам транспортной милиции дежурить до тех пор, пока возбужденные победой гости не уехали домой, в столицу шахтерского края.

Такая вот работа у сотрудников транспортной милиции.

Трудная? Да!

Нервная? Конечно!

Изматывающая? Безусловно!

Но зато не скучная и очень важная для нас с вами. Ведь все мы, чаще или реже, но попадаем на вокзал, чтобы отправиться в путь-дорогу. И, согласитесь, что, видя на перроне людей в милицейской форме, чувствуешь себя в большей безопасности.

Александр ГАЛЯС, Антонина КУЧЕРЕНКО.

На фото А. КУЧЕРЕНКО:

- на Одесском вокзале всегда многолюдно;

- лейтенант милиции Александр Павленко служит на станции Одесса-Застава-1;

- лейтенант милиции Вячеслав Черновуцкий (слева) и прапорщик милиции Сергей Килинович во время исполнения служебных обязанностей;

- деловой разговор: начальник линейного отдела на станции Одесса-Главная УМВД Украины на Одесской железной дороге подполковник милиции Олег Донченко (слева) и начальник сектора кадрового обеспечения ЛО подполковник милиции Лев Шилов.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.