+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 09 (1303), 11.03.2016 И НЕ СТРАШЕН БУДЕТ СТРЕССИзвестно, что женщины живут дольше, чем мужчины. Это характерно для всех без исключения стран. Почему так? Ученые предполагают, что это явление объясняется тем, что женщины справляются со стрессом более "экономично". Они лучше распоряжаются своими жизненными ресурсами и поэтому живут дольше. Шведские психологи М. Франкенхаузер и М. Едман написали целую книгу на эту тему. В ней много глав, но мы выбрали те, в которых речь идет о школьниках-подростках, а также их родителях. Узнать об этом полезно и детям, и взрослым. Может быть, тогда будет меньше конфликтов в школе и дома? СТРЕСС ВО ВРЕМЯ УЧЕБЫ В первый раз исследователи столкнулись с разницей между полами, когда изучали поведение 13-летних мальчиков и девочек в течение одного дня в школе. Сравнение охватывало как пассивный, так и активный периоды. Во время пассивного школьники смотрели учебный фильм. Активный период включал в себя решение арифметической задачи. У мальчиков выделялось значительно больше адреналина при решении задачи, чем во время просмотра фильма. Еще в группе мальчиков результаты решения задач были лучше у тех, у кого в крови было больше адреналина. Арифметические же успехи девочек, напротив, не зависели от количества адреналина в крови. Что же касается тщательности, то девочки в среднем продемонстрировали несколько лучший результат. Они решали примеры не быстрее, чем мальчики, но ошибок было меньше.
СТРЕСС ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНА После исследований кратковременных и не очень сильных нагрузок было решено проверить юношей и девушек во время выпускных школьных экзаменов. Исследования проводились в Финляндии, где до сих пор существует очень строгая старинная система сдачи экзаменов. Экзамены проходили каждый день по шесть часов в течение недели. Итоги должны были иметь значение для всей будущей жизни молодых людей. Исследователи сравнивали показатели гормонов стресса в течение экзаменационного дня с их уровнем в обычный школьный день. Выяснилось, что выделение адреналина резко увеличилось в день сдачи экзамена. Это касалось как девушек, так и юношей. Но опять у девушек влияние адреналина на результаты экзамена было меньше, чем у юношей. Закономерность касалась и других гормонов стресса. Что же касается оценок на экзаменах, то здесь между полами вообще не наблюдалось никакого различия. Но вот что бросалось в глаза. Юноши и девушки переживали экзаменационную ситуацию по-разному и по-разному оценивали свои результаты. Юноши высоко оценивали свои силы и успех. У девушек доминировало недовольство: даже самые подготовленные были не удовлетворены своими результатами.
СЕМЬЯ ИЛИ КАРЬЕРА? Разница между полами в той степени, какую выявили исследования, может иметь значение для здоровья. Гормоны стресса в избытке вредно воздействуют на организм, способствуя его износу. Особенно этим воздействиям подвержена сердечно-сосудистая система. У юношей ситуация была довольно однозначной и легко поддающейся объяснению. Выделение адреналина у них зависело в большей степени от успехов: высокий уровень адреналина, как правило, был связан с хорошими результатами. Это касается не только самих экзаменов, но и ежедневных успехов в школе. И учителя возлагали большие надежды на тех учащихся, которых можно было отнести к юношам с высоким уровнем адреналина. Отношение родителей к их учебе было также положительным. Сами юноши обладали верой в свои силы; интерес же к жизни вне школы у них был умеренный. Взаимозависимость между пережитым стрессом, успехами и гормонами стресса у девушек более сложная. Отчасти это объясняется тем, что в их группе существовали значительные различия в мотивировке: некоторые относились к экзаменам как к важному событию, другие - нет. Подобные психологические нюансы отражались на выделении гормонов стресса. Примерно треть девушек не отреагировала повышением адреналина на сдачу экзаменов. Что же в таком случае характерно для девушек с низким уровнем адреналина с точки зрения психологии? Самооценки и интервью помогли составить следующую картину. Речь идет о группе девушек, так сказать, не зацикленных на успехах в школе. Провал на экзамене для них не катастрофа, у них в жизни есть и другие интересы. Их экзаменационные успехи умеренны, и уровень этих успехов никак не связан с уровнем адреналина. Многое свидетельствовало о том, что эти девушки не очень-то были обескуражены состязательным характером экзаменов. Им нужно было просто выдержать испытания, но жизненно важного значения экзамены для них не имели. У девушек было высоко развито чувство собственного достоинства и положительное отношение к традиционному понятию "женская жизнь": возможно, для них важнее создать семью, чем испытывать волнения по поводу профессиональной карьеры. Ну а что же девушки, у которых во время экзаменов был высокий уровень адреналина? И здесь не удалось найти четкой взаимосвязи, как это было у юношей. Девушки, отличающиеся значительными достижениями, не имели такого высокого уровня адреналина, как самые образованные юноши. Безусловно, воспитание девушек предполагает более гибкую реакцию на нагрузки. Они приучаются соотносить свою реакцию на стресс с теми требованиями, которые перед ними ставит реальная ситуация. Исследования показали, что девушки остро реагируют на стресс в двух случаях: когда они сами очень хотят достичь больших успехов или когда требования воспринимаются девушками как настолько высокие, что справиться с ними они могут лишь за счет крайнего напряжения сил.
СТРЕСС У ПАПЫ И У МАМЫ А вот как же реагируют мужчины и женщины в тех случаях, когда ситуация связана с взаимоотношениями между людьми? Исследователи сопоставили стресс у мам и у пап, когда они приходят в больницу с детьми трех лет для обычного обследования. Даже в этом случае посещение больницы в определенной степени связано с психологическим напряжением. В тот день, когда семьи находились в больнице, повышенное выделение гормонов стресса наблюдалось у всех членов семьи (по сравнению с уровнем гормонов в домашней обстановке). Рост содержания адреналина у женщин в этой ситуации оказался выше, чем у мужчин. Психологи объяснили это более активным участием женщины в происходящем. Возможно, мамы считали, что испытаниям подвергается именно их область компетенции. Уровень адреналина оказывался выше у пап, только когда исследователи разговаривали с ними: отцы расценивали это как очень ответственный момент.
ДУМАЙТЕ О ХОРОШЕМ Обойтись в жизни без эмоциональных стрессов практически невозможно. Чаще всего стрессы, увы, отрицательные. Особенно у детей и родителей. Невыученный урок, плохая оценка, ссора с приятелем или подругой, проигранные соревнования - да мало ли какие причины вызывают у детей резко отрицательные эмоции. У родителей таких причин не меньше, даже если речь идет исключительно о семейных делах: плохие оценки у детей, болезнь ребенка, конфликт поколений и т. д. и т. п. Как вести себя в таких случаях, чтобы не "заводиться", не углублять конфликт, не портить настроения себе и детям? Доктор Пауэлл из Американского института профилактической медицины полагает, что для смягчения больших и маленьких кризисов следует овладеть физической и психической техниками расслабления. Вот некоторые из его советов. Научные исследования доказали, что люди чаще всего нейтрализуют мелкие стрессы следующим образом: - делятся своими переживаниями с супругой или супругом, родителями; - рассказывают о них друзьям; - переключаются на дело, приносящее удовлетворение; - стараются выспаться; - прибегают к процедурам, улучшающим самочувствие (душ, прогулка и т. д.). Еще один прием. Постарайтесь переключиться на приятные сегодняшние воспоминания: - вы услышали хорошие новости; - вы сдержали свои обещания; - кто-то сдержал свои обещания по отношению к вам; - вам сделали комплимент; - вам удалось помочь кому-то. Умение сконцентрироваться на приятных событиях - хорошая защита от повреждений, наносимых организму хроническим эмоциональным стрессом.
РАССЛАБЬТЕСЬ - ВСЕ БУДЕТ В ПОРЯДКЕ Доктор медицины Эдмунд Якобсон разработал систему расслабления, которая позволяет снять стресс буквально за несколько минут. Последовательность этих действий такая. 1. Сядьте в кресло и закройте глаза. Руки находятся на подлокотниках, кисти опущены. 2. Вздохните несколько раз глубоко и спокойно. 3. Сначала просто сконцентрируйте внимание на той группе мышц, где вы чувствуете напряжение. 4. Теперь скомандуйте себе мысленно "напрячь" одну за другой группы мышц в следующей последовательности на пять секунд, а затем прикажите ей "расслабиться" в течение 30 секунд. - Согните руки в локтях и запястьях, сожмите кулаки, потом расслабьтесь. - Прижмите спину к спинке кресла. Расслабьтесь. - Поднимите и вытяните ноги. Расслабьтесь. - Сожмите челюсти. Расслабьтесь. - Зажмурьте глаза. Расслабьтесь. - Прижмите подбородок к груди. Расслабьтесь. 5. Подышите медленно и глубоко, глаза закрыты. 6. Сконцентрируйте внимание на приятном ощущении расслабления, ваше тело сейчас, как тряпичная кукла. Позвольте голове опуститься на грудь, плечи тоже опущены. 7. Представьте себе, что теплая волна распространяется по вашему телу. 8. Медленно откройте глаза, теперь вы чувствуете себя посвежевшим. Материалы полосы подготовил
|
|
||||||||||||||||
|