+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 09 (805), 10.03.2006 ПРОГУЛКИ ПО ОДЕССЕ БАШНИ КОВАЛЕВСКОГО И ДОМА АСВАДУРОВА
Первая была возведена таганрогским купцом Тимофеем Ковалевским в связи с предпринятым им сооружением в городе водопровода, за что ему поначалу присвоили звание почетного гражданина Одессы. Когда вскоре дела его пошатнулись, разорившийся предприниматель бросился с водопроводной башни на скалу. Еще долгие годы спустя высилась на крутом морском берегу 45-метровая каменная тура-башня, служившая для мореплавателей ориентиром и внесенная в лоцию Черного и Азовского морей. В моей памяти другая отдельно стоящая башня. Возвышалась она на Старобазарной площади (на пересечении Базарной улицы с Александровским проспектом) и где-то к концу 50-х годов исчезнувшая. Не везет Одессе с башнями! Десятки их, некогда украшавших фасады старинных зданий, либо совсем утрачены, либо выглядят далеко не лучшим образом. Не сохранилась прекрасная башня величественного здания, известного старым одесситам, как дом Асвадурова. Одесский купец 1 гильдии, глава фирмы "С.И. Асвадуров и Ко", промышленник 3-го разряда владел табачной фабрикой, расположенной на Успенской, 66, был потомственным почетным гражданином города и ктитором армяно-григорианской церкви. Среди нескольких принадлежавших ему домов самое значительное было на углу Пушкинской и Троицкой... Башня весьма многозначный символ, объединяющий в себе подъем, амбиции, силу, бдительность, недоступность, целомудрие. Башня в Уре халдейском место рождения Авраама, патриарха и родоначальника иудейской расы. На Востоке широко распространены легенды о башнях, в которых были заключены принцессы. Так, в Баку существует Девичья башня Гыз Галасы; в Казани есть башня с аналогичной легендой Сюинбекки. В средневековой христианской символике Деву Марию называли "башней из слоновой кости", чистой и неприступной. В искусстве аллегорическая фигура Целомудрия иногда изображалась в башне, так же, как и многие несчастные девушки из волшебных сказок. Но самая знаменитая башня Вавилонская, которую строили люди, не имевшие национальных и языковых различий. Строители башни неведомые древние гиганты хотели построить путь, лестницу в небо. Башня не была посвящена никакому богу, никакому правителю как, например, египетские пирамиды посмертные памятники фараонам. Это было строительство, которым первый народ решил увековечить себя перед тем, как исчезнуть. Катастрофа, которой оно завершилось, надолго отвадила народы от возведения башен. Лишь в средневековье башни стали основным элементом в строительстве укрепленных замков, но никто не пытался повторить проект древних. Башни строились невысокие, чуть превышающие крепостные стены. Много лет спустя после того, как башни перестали выполнять защитную функцию, они сохранились в качестве символов высокого общественного статуса в архитектуре замков долины реки Луары. Строительство сверхвысоких башен возродилось только в новейшее время. Достаточно вспомнить Эйфелеву башню, которая стала символом Парижа, а также несостоявшийся проект памятника Третьему Интернационалу, принадлежащий архитектору Татлину своего рода вавилонскую башню спиральной формы, и, наконец, американские небоскребы новые Вавилонские башни, зримый символ буржуазного процветания. Разрушенные и заброшенные башни часто становились приютом для изгоев общества. Очевидно, именно здесь следует искать корни популярного, упоминаемого уже, поэтического символа башни из слоновой кости, которая превращает изгоев в избранных. Эта башня воплощает в себе презрение к Божьему миру, и в некотором смысле, пожалуй, задумана повыше Вавилонской. В истории русской литературы известна "башня" поэта Вячеслава Иванова место, где собирались поэты-символисты Санкт-Петербурга. Дом в виде башни построил себе К.Г. Юнг; башню строили и для Эйнштейна, но он не дожил до конца строительства. Человек, уединившийся на башне, находится между землей и небом; он как бы удаляется от мирского и приближается к божественному. Но недаром сказано: на высокой башне много печального ветра. Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.
|
|
||||||||||||||||
|