Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 1 (790)
13.01.2006
НОВОСТИ
Культура
Город
День календаря
Архив
Досуг
Криминал
Здоровье
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 1 (790), 13.01.2006

К 130-летию со дня рождения Джека Лондона

НЕ ДЛЯ ДЕНЕГ РОДИВШИЙСЯ

Мое поколение зачитывалось его книгами – всем импонировали его герои, люди мужественные, отважные, смелые...

Джек Лондон (настоящее имя Джон Гриффит Лондон) рос в бедной семье. Отец, "профессор астрологии", У.X. Чэни отказался от сына. Мать, Флора Уэллиман, вышла замуж за 46-летнего вдовца, разорившегося фермера Джона Лондона, усыновившего ребенка. Детские и юношеские годы писателя – нужда, тяжелая работа, поиски идеала. Работал на консервной фабрике, был "устричным пиратом", матросом, бродягой.

В 1896 году поступил в Калифорнийский университет, но вскоре оставил его из-за недостатка средств и неудовлетворенности системой обучения. Работал в прачечной. В 1897 году отправился на Аляску, где началась "золотая лихорадка". Пробыв там год, возвратился таким же бедняком, каким уехал. Первый рассказ Лондона – "Тайфун у берегов Японии" – был опубликован сан-францисской газетой "Колл" (1893), но литературная известность пришла к нему в 1900 году, когда вышел в свет первый сборник северных рассказов "Сын волка". За ним последовали "Бог его отцов", "Дети мороза", окончательно упрочившие его литературную репутацию.

Начиная с 90-х годов XIX века Лондон принимал активное участие в американском социалистическом движении, выступал на митингах, собраниях, читал лекции на политические темы, писал статьи о рабочем и социалистическом движении, которые позднее были объединены в сборники "Война классов" и "Революция". Не избежал воздействия модных в то время учений Г. Спенсера и Ф. Ницше. Социализм его не был строго научным. Он отвечал уровню социалистического сознания в США той поры и носил анархо-индивидуалистический характер.

В эстетических взглядах писателя преобладали реалистические тенденции. Лондон знаком с произведениями И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого, но ставит реализм М. Горького на более высокую ступень: сила протеста против социального зла становится у него одним из важнейших критериев оценки писательского творчества. Защищая основы реализма, в тоже время на всю жизнь сохранил любовь к романтике. Лондона можно считать продолжателем романтических традиций Дж. Ф. Купера, Г. Мелвилла, Б. Гарта.

Особый цикл в творчестве Лондона занимают северные рассказы. Капиталистическому обществу с его собственнической моралью противопоставлен дикий, суровый север, где жизнь труднее, но и свободнее, где людям легче дышать.

Во многих рассказах Лондон создает привлекательный образ сильного, смелого, гуманного человека, не отступающего перед трудностями и опасностями. Мэйлмют Кид – один из любимых героев писателя: "На сороковой миле", "Белое безмолвие", "Северная Одиссея", "Мужество женщины". Одна из центральных тем у Лондона – романтика борьбы с природой, например, в рассказе "Любовь к жизни". В ряде рассказов ставится тема развращающего влияния современной буржуазной цивилизации на быт и нравы Севера: "На конце радуги", "Исчезновение Маркуса О'Бриена", а также показана трагическая судьба индейцев: "Лига стариков", "Смерть Лигуна". Писатель осуждает тех, кто явился на Север только ради наживы: "Человек со шрамом", "Тысяча дюжин". Неповторимо художественное своеобразие северных рассказов. Для них характерны романтизм в реализме и реализм в романтизме, романтизированные и героические образы. Северная природа в его произведениях величественна и грандиозна.

Северные рассказы – своего рода пробный камень для общей оценки творчества Лондона. Именно их имеют в виду критики (Р. Чейз и др.), когда характеризуют Лондона как писателя "красной крови", видя в нем лишь автора развлекательных произведений, популяризатора идей Спенсера и Ницше. Для таких выводов достаточных оснований нет. Если в рассказах "Сын волка", "Люди солнечной страны", "Закон жизни", романе "Дочь снегов" преобладает спенсерианское влияние, то есть десятки других, в основе которых гуманизм и демократизм, любовь к людям. Это относится и к знаменитому "Зову предков" и "Белому клыку".

Критика ницшеанства прозвучала в романе "Морской волк", где писатель осуждает культ силы и преклонение перед ней, жизненную практику "сверхчеловеков".

Важным событием в американской литературе конца XIX – начала XX века стало создание "Железной пяты". Крупное художественное достижение писателя – пророческий образ-символ Железной пяты, правительства фашистского типа.

Социально-психологический роман "Мартин Иден" характеризует глубокое проникновение в психологию и жизнь писателя, его творческие стремления, интересы и взгляды. История Мартина Идена – трагедия художника, обусловленная конфронтацией с буржуазной, мещанской средой, враждебной настоящему искусству и таланту, еще один вариант американской трагедии, темы, ставшей одной из центральных в американской литературе XX века.

Сильны жизненной правдой рассказ "Мексиканец", пьеса "Кража", некоторые из южных рассказов, повесть "Первобытный зверь". Вместе с тем в повести "Приключение", романах "Лунная долина", "Мятеж на Эльсиноре", повести "Алая чума" и других произведениях отразилось нарастание противоречий в мировоззрении писателя. Лондон вступает в период глубокого духовного кризиса, который обостряется к концу жизни. Он отходит от рабочего движения, перестает участвовать в общественной деятельности, в 1916 году выходит из рядов социалистической партии...

Из письма писателя дочери: "Дорогая Джоан!.. Разве интеллектуальный зуд или душевная забота, или сердечный зов не влекут тебя к твоему отцу? Я очень стар и очень мудр. И мог бы многое поведать про этот сложный мир. Мне нечего предложить тебе по части долларов... Но у меня есть все для тебя по части духа и того, что подвластно духу...".

Но "дух" не спас самого Джека Лондона. Умер писатель неожиданно в возрасте сорока лет. Врачи установили, что смерть наступила от чрезмерной дозы морфия. Многие исследователи полагают, что Лондон, как и его герой Мартин Идеи, покончил жизнь самоубийством.

По мотивам "Мартина Идена" В. Маяковский написал киносценарий "Не для денег родившийся" (1909).

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.